Европейская пресса с удовлетворением восприняла новость о назначении 7 января 2005 года Роберта Б. Золлика заместителем государственного секретаря. В этом журналисты увидели признак смягчения администрации Буша и возврата к многосторонним подходам. Продолжая в том же духе, европейские СМИ приветствовали европейские турне Кондолизы Райс и Джорджа Буша, заставляя себя поверить в возобновление отношений между Европой и Америкой несмотря на 100 000 погибших в иракском кризисе.
Такая позиция представляется нам ошибочной: прочитав эту статью о г-не Золлике вы поймете, что он является приверженцем многосторонних подходов не по убеждениям, а исходя из прагматических соображений. И его назначение на этот пост призвано изменить не внешнюю политику США, а строение самого Госдепартамента. Наконец, назначение два месяца спустя Джона Болтона послом в ООН недвусмысленно продемонстрировало окончательный отказ от многостороннего подхода.

Роберт Б. Золлик родился в 1953 году в Иллинойсе, изучал право и политические науки в Гарварде. После окончания университета он начинает работать юристом в департаменте Юстиции, потом – в апелляционном суде Вашингтона, округ Колумбия. В 1985 он переходит в адвокатскую фирму Джеймса Бейкера III [1], являющегося в тот момент секретарем государственной казны. Когда в 1989 Бейкер становится госсекретарем, Золлик следует за ним. Таким образом, он принимает участие в первых переговорах по соглашению о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) [2] и в создании Азиатско-тихоокеанского экономического совета (АТЭС) [3]. По-прежнему следуя за Бейкером, ставшим генеральным секретарем Белого дома, Золлик назначается специальным ассистентом Джорджа Буша-старшего. Он выступает представителем Буша во время трудных переговоров с Евросоюзом по спасению Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ (предшественницы ВТО) и президентским помощником в вопросах работы Большой семерки на саммитах в Лондоне (1991) и Мюнхене (1992). В этот период он выступает и главным вдохновителем объединения Германии и европейского переустройства.

Потерпев поражение на президентских выборах 1992 года, республиканцы уходят в частный сектор. Буш и Бейкер занимают руководящие посты в компании «Карлайл групп» [4]., а Золлик оседает в компании Fannie Mae по проектированию частных домов. В это же время он состоит в совете администрации и совете директоров нескольких фирм. Так, он входит в состав дирекции Goldman Sachs, Jones Intercable, Said Holding, Precursor Group, а также состоит консультантом в Viventures/Vivendi Universal и Enron, - вскоре эти две компании скандально прославятся в связи с мошенничеством в ведении финансовой документации и испытают огромные финансовые неприятности.

А на досуге Роберт Золлик заведует фондом Германа Маршалла [5] и фондом Евразия. К тому же, он преподает военную историю и национальную безопасность в Военно-морской академии. Но и это не все: Золлик также возглавляет Aspen Strategy Group [6] , в которую входят самые просвещенные личности в Вашингтоне. Позже он уступит этот пост Филиппу Зеликову, - такому же, как и он сам, хорошему другу университетской преподавательницы Кондолизы Райс.
В 1998 Золлик сближается с группой республиканцев, планируя вернуть утраченное правыми президентское кресло. При поддержке Дика Чейни и в рамках его Американского института предпринимательства [7] Золлик участвует в выработке программы предназначенной для донаторов. Эта рабочая группа носит название «Проект для нового американского века». [8]. Зоеллик составляет тексты призывающие президента Клинтона взять на себя ответственность и покончить с Ираком. В журнале Foreign Affairs публикуется его отчет в Совете по международным отношениям, в котором представлены предложения по ведению внешней политики в течение следующего президентского срока [9]. По мнению Золлика, причиной провала конференции ВТО в Сиэтле стало решение Билла Клинтона объединить социальные и экологические проблемы с переговорами о создании свободного рынка. Впоследствии он согласится с продвижением экономических интересов США при объединении экономических требований с военным давлением. Такая политика представляет собой возврат к тому, что в XIX веке называли «политикой бойницы», а в XX – «политикой толстой палки».

В этот период Золлик стремится попасть в закрытую группу советников под руководством Кондолизы Райс, которая работает над превращением губернатора Джорджа Буша в приемлемого кандидата на президентский пост. Но попасть в эту группу крайне сложно, т.к. Зоеллик – единственный, у кого нет опыта работы ни в Совете национальной безопасности, ни в Пентагоне.

В конце концов, когда результаты выборов оспариваются во Флориде, кандидат Буш назначает верного Джеймса Бейкера представителем своих интересов, а тот, в свою очередь, назначает Золлика своим ассистентом.

Как бы там ни было, Джордж Буш, испытывая признательность ко всем, кто добился его победы в Верховном Суде, назначает Золлика своим советником и специальным представителем на всех экономических переговорах.
Золлик делает выводы из провала переговоров ВТО в Сиэтле и несогласия Венесуэлы [10] с идеей создания Зоны свободной торговли обеих Америк. [11]. В статье, опубликованной 10 июля 2003 года в Wall Street Journal [12], Золлик пишет: «Что должны предпринять Соединенные Штаты, если другие нации выбирают протекционизм? В соответствии с процедурами ВТО, одна страна может заблокировать всякий прогресс. Было бы большой ошибкой позволить единственной стране наложить вето на развитие глобального свободного рынка, создаваемого США (…)

Стратегия проста: США должны дать толчок возникновению конкуренции в либерализации [13]. Самому Золлику все ясно: свободный рынок не является целью сам по себе, даже если это удобный девиз; свободный рынок – способ покончить с плановыми экономиками, приватизировать общественные службы; короче говоря, способ сломить государства, сопротивляющиеся экономической экспансии Империи. Именно с этой целью Золлик проталкивает подписание парциальных многосторонних соглашений, чтобы добиться поэтапного создания Генерального соглашения по торговле услугами [14], подписание которого стало невозможным напрямую через ВТО.

Следовательно, неверно представлять г-на Золлика приверженцем многосторонних подходов только из-за того, что он инициировал подписание множества торговых соглашений. Для него переговоры с торговым партнером являются лишь средством давления на третью страну. Назначение Золлика заместителем Кондолизы Райс должно восприниматься только как желание максимально использовать дипломатическое оружие для разрушения тех союзов, которые могли бы образоваться, чтобы воспрепятствовать американской экспансии. Безразличие, с которым Европа восприняла это назначение, объясняется тем, что западные европейцы, раздосадованные потерей влияния, заставили себя поверить в то, что проблема миропорядка после Холодной войны заключается в США как единственной супердержаве и ее односторонней политике. На самом же деле, речь идет о банальной политике экспансии, которая больше не встречает подобающего отпора. С этой точки зрения, г-н Золлик принимает участие в трансформации мира вокруг одного полюса. Он воплощает тотальный экономический экспансионизм, а проще говоря – глобализацию.

[1«James Baker III, un ami fidèle», Voltaire, 16 décembre 2003.

[2North American Free Trade Agrement (NAFTA), Tratado de Libre Commercio de America del Norte (TLCAN).

[3Asian Pacific Economic Cooperation Forum (APEC).

[4«Le Carlyle Group, une affaire d’initiés]», Voltaire, 9 февраля 2004.

[5«Le German Marshall Fund:un reliquat de la Guerre froide?», Voltaire, 5 октября2004.

[6«L’Institut Aspen élève les requins du Business», Voltaire, 2 сентября 2004.

[7«L’Institut américain de l’entreprise à la Maison-Blanchel]», Voltaire, 21 июня 2004.

[8Project for a New American Century (PNAC).

[9«Campaign 2000: A Republican Foreign Policy» par Robert B. Zoellick, Foreign Affairs, январь 2000.

[10«[Chavez veut mener la résistance», Voltaire, 26 ноября 2003.

[11Free Trade Area of the Americas (FTAA), Area de Libre Commercio de las Americas (ALCA).

[12«Our Credo : Free Trade and Competition» Robert B. Zoellick, The Wall Street Journal, 10 июля 2003.

[13«So what should the U.S. do if other nations choose protectionism over free trade? Under the WTO’s procedures, one nation can block progress. It would be a grave mistake to permit any one country to veto America’s drive for global free trade (…) The strategy is simple: The U.S. is spurring a competition in liberalization».

[14«L’AGCS, arme économique de l’Empire», Voltaire, 11 марта 2003.