Роберт Штраус-Хупе родился в Вене в 1903 году. Он был свидетелем распада австро-венгерской империи и разрушения своей семьи. Он эмигрировал в Соединенные Штаты в поисках лучшей жизни и сменил фамилию на Штраус, чтобы подчеркнуть свое еврейское происхождение, убрав фамилию Хупе, имевшую гугенотские корни. В 1938 году он женился на Элеоноре Куилер Вуолкер (Eleanor Cuyler Walker), которая открыла ему двери высшего общества Филадельфии и познакомила с Алленом Дуллесом (Allen Dulles), Джеймсом Форресталем (James Forrestal) и Дином Ачесоном (Dean Acheson). Используя свои знания о Mittleeuropa (Центральной Европе), он работал на Wall Street в качестве финансового советника по инвестициям в Центральную Европу и Германию. Став профессором по международным отношениям, он детально изучал работы основателя геополитики, теоретика нацизма Карла Хаусхофера (Karl Haushofer), которому он противопоставил свою габсбургскую империалистическую модель. Его первая работа Геополитика: битва за пространство и власть [1], открыла Америке эту дисциплину. Не признавая предложения Хаусхофера, он все же перенимает у него некоторые понятия и остается довольным тем фактом, что Теодор Герцль (Theodore Herzl) использовал их для теоретизирования сионизма.

Приблизившись к власти, Роберт Штраус-Хупе способствовал публикации знаменитой статьи Джорджа Кеннана (George Kennan) под псевдонимом «Mr, X», заложившей идеологические основы холодной войны [2] В своей главной работе The Estrangement of Western Man, опубликованной в 1952 году, Штраус-Хупе оплакивает закат Европы, погрязшей в принципах индивидуализма и секурялизма, и радуется, что Соединенные Штаты сохраняют западные ценности. Он выступает за создание американской Империи, единственной державы, способной спасти западную цивилизацию от русских, арабов и китайцев. Европе же отводится роль провинции, входящей в состав федерации и подчиненной НАТО.

Администрация Эйзенхауэра относилась к Штраус-Хупе с подозрением. Он стал чем-то вроде гуру для ЦРУ и генерального штаба армии США. В 1955 году он создал Foreign Policy Reseach Institute (FPRI) (Институт внешнеполитических исследований) при Пенсильванском университете на деньги весьма реакционной «Smith Richardson Foundation».

Роберт Штраус-Хупе

Институт организовывал торжественные ужины в Музее археологии посреди египетских комнат с эзотерическим знаками. Институт, в частности, готовил ежегодное собрание торговцев оружием и стратегов Пентагона – Национальную военно-промышленную конференцию (National Military-Industrial Conference), которую президент Эйзенхауэр прозвал «военно-промышленным комплексом».

Роберт Штраус-Хупе убедил многих видных деятелей присоединиться к его институту: в частности, профессора Гарварда Уильяма Элиота (William Y. Elliot) и директора по линии планирования армии США Уильяма Кинтера (William R. Kinter). Он также набрал в свою команду таких никому неизвестных «молодых волков», как Генри Киссинджер (Henry A. Kissinger) и Джеймс Шлессингер (James Schlesinger). Роберт Штраус-Хупе, недовольный невниманием со стороны Council on Foreign Relations(Совета по международным отношениям), создает свой собственный журнал Orbis для изложения своих авангардистских империалистических идей.

В манифесте института, опубликованном под названием «Равновесие завтрашнего дня» [3] в первом номере Orbis, говорится: «Мировой порядок, который вырисовывается сегодня, будет ли он подвластен мировой американской Империи? Будет, в соответствии с американским духом. Новый мировой порядок станет последней фазой исторического перехода и покончит с революционным периодом этого века. Миссия американского народа заключается в том, чтобы предать забвению государства-нации, привести их угнетенные народы к более широким союзам, а также, чтобы своей мощью предупредить всякие попытки саботажа нового мирового порядка, которые могут предложить человечеству лишь гнилую идеологию и грубую силу… Следующие 50 лет принадлежат Америке. Американская империя и человечество не будут противопоставляться,- просто будет два имени для одного мирового порядка под знаком мира и счастья Novus orbis terranum (Новый мировой порядок)».

В конце 1950-х Штраус-Хупе организует в Брюгге (Бельгия) конференцию в поддержку НАТО и публикует свою трилогию Protracted Conflict, A Forward Strategy for America и Building the Atlantic World. В данных работах он осуждает стратегию терпимости, уверяя, что СССР - воинственная держава, которой нельзя было оставлять возможности проявлять стратегические инициативы. Он выступал за трансформацию НАТО в наднациональную организацию и за исчезновение национальных государств Западной Европы, ибо их разрозненность делает из них легкую добычу для коммунистического «медведя».

В 1964 году Роберт Штраус, будучи отодвинутым администрацией Кеннеди на второй план, решил продвигать на президентских выборах своего кандидата от Республиканской партии Барри Голдуотера против Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson). Это Роберт Штраус подсказал Голдуотеру знаменитую формулу: «Политика крайних мер в защиту свободы не является пороком. И разрешите мне также напомнить Вам, что сдержанность в борьбе за справедливость не является добродетелью». Провал на выборах Голдуотера, названного прессой маньяком с атомной бомбой, был также провалом Штрауса. Последующие четыре годы институт находился в опале.

Однако Роберт Штраус нашел нового собеседника в лице Ричарда Никсона. Он убедил его в том, что необходимо пробить коммунистический фронт через сближение с самым слабым звеном – Китаем: стратегию, которую Никсон впоследствии приписал себе [4] и применил на практике. Как только Никсон стал президентом, он хотел сделать Штрауса своим советником по национальной безопасности. Но, учитывая плохой имидж геополитика, он попытался сначала назначить его послом. Сенат категорически отказался одобрить его кандидатуру на пост посла в Марокко, и лишь после окончания прений с сенатором Фуллбрайтом (Fullbright) Штрауса назначили послом на Цейлоне. Принимая во внимание то, что ему никогда не удастся добиться у Сената утверждения его кандидатуры на пост Советника по национальной безопасности, Роберт Штраус посоветовал Никсону назначить вместо него своего ученика Генри Киссинджера. Отношения между учителем и учеником, естественно, будут ухудшаться после того, как Киссинджер выберет политику разрядки.

Занявшись дипломатической карьерой, Роберт Штраус-Хупе успеет побывать послом США на Шри-Ланке (1969-1972 гг.), в Бельгии (1972-1974 гг.), в Швеции (1974-1976 гг.) и в НАТО (1976-1977 гг.). Именно он вел переговоры по передаче Соединенным Штатам британской военной базы «Диего Гарсиа» (Diego Garcia) и по «Першинг II». В возрасте 74 лет он прекращает общественную деятельность и посвящает себя своему институту.

Дэниэлю Пайпсу

Однако четыре года спустя по рекомендации друга Штрауса Александра Хэйга мл. (Alexander Haig Jr.) [5] Рональд Рейган назначает его послом в Турции (1981-1989 гг.), где он оказывает поддержку штабу в борьбе против гражданского правительства. Роберт Штраус-Хупе тщетно пытается продвинуть процесс создания единого рынка между Израилем, Турцией и Саудовской Аравией.

Будучи все более занятым делами Ближнего Востока, Штраус-Хупе поручает Дэниэлю Пайпсу [6] редактирование журнала Orbis, который был создан в 1990 году при Ближневосточном Форуме (Middle East Forum - MEF), ставшем независимым в 1994 году.

Роберт Штраус-Хупе также способствует созданию в 1997 году Американского комитета за свободный Ливану (US Committee for a Free Lebanon - USCFL) на средства банкира Зиада Абдельнура (Ziad K. Abdelnour).

Сегодня FPRI возглавляет Харви Зикерман (Harvey Sicherman), бывший помощник Александра Хэйга мл. в Госдепартаменте США. Институт финансируется Джоном Тэмплтоном мл. (Jonn Templeton) [7].

Харви Зикерман

Среди руководителей FPRI можно отметить одного из членов президентской комиссии по 11 сентября Джона Лемана (John F. Lehman); бывшего финансового инспектора Пентагона, раввина Доува Закхейма «Доув Закхейм, поручитель Пентегона», Поль Лабарик, Voltaire 9 сентября 2004.]] ; и бывшего руководителя ЦРУ Джеймса Вулси (James Woolsey). На основе института были созданы Центр по терроризму и контртерроризму, отдельная программа по поддержке Тайваня и странная картотека руководителей и исследователей 4500 институтов и аналитических центров всего мира. Институт ежемесячно рассылает по Интернет-почте до 20 тысяч сообщений. Он все также публикует журнал Orbis [[«Orbis» сейчас возглавляет Джеймс Курт (James Kurth), до этого главным редактором был Дэвид Эйзенхауэр (David Eisenhower). В редакторский совет входят автор редакционных статей газеты Washington Post Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer) и, например, стратег Пентагона Эдвард Люттвак (Edward N. Luttwak). Институт также организует курсы по геополитике в университетах и организует многочисленные деловые обеды.

Институт внешнеполитических исследований (FPRI), если и потерял сегодня свою значимость, так это потому, что его идеи не нуждаются в том, чтобы их продвигали: они и так могут продвигаться Вашингтоном. Незадолго до своей смерти 24 февраля 2002 года в возрасте 84 лет, Роберт Штраус-Хупе, заявил, что теракты 11 сентября открыли новую эпоху, в течение которой США, отделавшиеся от СССР, наконец смогут воплотить в реальность свою божественную миссию: стать Империй ради спасения цивилизации.

[1Geopolitics : The Struggle for Space and Power, Robert Strausz, 1942.

[2« The Sources of Soviet Conduct », Mr. X (он же George F. Kennan), Foreign Affairs, июль 1947.

[3«The Balance of Tomorrow», Robert Strausz-Hupé, Orbis, 1957.

[4«Asia After Vietnam», Richard Nixon, Foreign Affairs, октябрь 1967.

[5Александр Хэйг мл. был заместителем советника по национальной безопасности Генри Киссинджера, потом руководителем администрации Никсона во время Уотергейта и, наконец, главнокомандующим НАТО, когда Штраус был там послом. Он также был госсекретарем при президенте Рейгане. Когда на Рейгана было совершенно покушение, Хэйг не решился взять власть в свои руки.

[7Джон Тэмплтон мл. явялется сыном Сэра Джона Тэмплтона, мецената пресвитерианской церкви США, пожалованного королевой Великобритании Элизабет II