Иехель Экстейн

Уже несколько лет религиозный экстремизм, то есть использование религии в политических целях, стал одним из основных элементов геополитики на Ближнем Востоке. В то время, как определенные круги и причастные к ним СМИ не устают обвинять ислам во всех мыслимых грехах, ответственность протестантской Церкви в обострении конфликта обходится молчанием.

Общеизвестно, какое значение в Соединенных Штатах придается так называемой «возрожденческой» протестантской церкви, оказывающей существенное влияние на политику администрации Буша. Также известно, что члены этой Церкви являются самыми ярыми сторонниками Израиля, отказываясь идти на любые территориальные уступки в палестино-израильском конфликте. Протестанты входят в движение Христиан-сионистов – фундаментальную протестантскую группировку, созданную в конце девятнадцатого века, утверждающую, что создание государства Израиль является воплощением библейского пророчества [1]. Они не только поддерживают Израиль морально, но и материально помогают российским и украинским евреям эмигрировать в Израиль. По данным раввина Иехеля Экстейна, возглавляющего фонд в поддержку Иерусалима в США, его ассоциация за семь лет собрала более 100 миллионов долларов [2]. В октябре 2003 года в отеле «Царь Давид» в Иерусалиме в присутствии Ричарда Перла, влиятельного советника Буша-младшего, в то время возглавлявшего Совет по оборонной политике, и министров правительства Шарона прошла встреча экстремистов-сионистов и протестантов. Все они собрались, чтобы отпраздновать « приход Небесного Иерусалима, который последует за уничтожением ислама» [3]. Кроме того, известно, что протестантское течение, в которое входит более 70 миллионов американцев и которое опирается на поддержку нескольких сотен тысяч оплачиваемых « пасторов-пропагандистов », широко экспортируется в страны Латинской Америки (Evangelical Union of South America располагает, в частности, в Бразилии 30 миллионами последователями [4]), Японию, Африку (можно привести в пример роль, сыгранную протестантами, приближенными к президенту Гбагбо, в событиях в Кот-д’Ивуаре), Европу и даже Индию (Indian Missions Association -IMA) или Китай… Гораздо менее известна роль протестантов в осуществлении американской политики в арабском мире. Мы знаем, что Белый дом, Конгресс и ЦРУ с большим интересом следят и руководят экспансией протестантской Церкви. Ненависть к исламу, исповедуемая ей, а также презрение к арабам-христианам, превращают ее в привилегированный инструмент американской политики, направленной на сокрушение арабского мира с целью организации «Большого Ближнего Востока», полностью подчиненного Вашингтону и его израильским партнерам.

В арабском мире деятельность протестантской Церкви проявляется в трех аспектах:
 Антимусульманская пропаганда, в распоряжении которой находится множество способов, состоит в обвинении мусульман во всех мыслимых грехах. Так, протестанты первыми, совместно с американскими неоконсерваторами, чьи произраильские позиции известны, организовали кампании по отождествлению ислама с терроризмом и, следовательно, с «Осью зла». Одной из их главных целей стала Саудовская Аравия, против которой ведется непрерывная пропаганда, а некоторые братства, наоборот, поддерживаются с целью вызвать религиозный раскол в королевстве.
 Инструментализация арабских христианских сообществ в Ливане, Палестине, Сирии и Ираке.
Каждое лето протестантские миссионеры объезжают Ливан по маршруту, подготовленному совместно с посольством США. Группы молодежи организуют концерты, фестивали, встречи на пляже, после чего приходит черед более конкретных встреч, на которых молодых христиан, в частности маронитов, убеждают вступить в протестантскую церковь, соблазняя оплаченной учебой, визой в США и целым набором других преимуществ. Эти встречи сопровождаются антимусульманским прозелитизмом, играющим немалую роль в росте конфессионализма в стране [5]. Протестанты применяют те же методы в Сирии, но делают это в гораздо более строгой манере в связи с бдительностью властей. В Ирак миссионеры евангелических сект прибыли в обозах американской армии и сегодня заняли там видное положение. При помощи долларов они объединяют иракских христиан, стремясь отвратить их от традиционного восточного и арабского христианства и побуждая образовать отдельные сообщества. Аргументы при этом остаются теми же: арабских христиан побуждают покинуть место жительства в обмен на работу, детские пособия, обещания визы. Помимо Ватикана традиционные иракские церкви неустанно заявляют об американской протестантской угрозе, некоторые представители которой уже были казнены войсками Сопротивления. По словам священника христианской деревни Айн-кава, расположенной неподалеку от Моссула, «Во время религиозных церемоний мы объясняем верующим, что эти миссионеры являются в действительности американскими агентами, стремящимися подкупить иракцев своими деньгами. Это иноземцы, которые хотят уничтожить нашу историю и породить межрелигиозные конфликты в Ираке. Мы повторяем прихожанам, что им необходимо закрыть иностранцам доступ в свои дома, а также туда, где собираются их дети». Иракцы-христиане утверждают, что эти евангелисты « рискуют не только разогнать верующих, но и создать конфликтный религиозный климат, которого в Ираке до этого не было. Эти иностранцы стремятся разрушить наши хорошие отношения с мусульманами и уничтожить тысячелетний климат согласия» [6]. Такой же процесс происходит и в оккупированной Палестине, где евангелисты предпринимают значительные усилия для объединения верующих с целью убедить их покинуть страну.

И, наконец, усилия по обращению мусульман являются третьим, ярчайшим, аспектом деятельности евангелистов. Американская стратегия по обращению в протестантство мусульманских народов опирается на целую сеть активистов, а также на разработку евангелического послания, адаптированного к посланию кораническому. Эта стратегия нацелена, прежде всего, на определенные мусульманские сообщества, чьё этническое происхождение могло бы быть использовано для осуществления сепаратистских и антиарабских проектов: речь идет о курдских меньшинствах в Ираке и Сирии, а также о кабильских и берберских сообществах в странах Магриба.

По данным алжирской газеты Al Watan [7], евангелизация в Кабилии является « результатом организованного прозелитизма, оплачиваемого в рамках стратегии евангелизации мусульманских народов. В Алжире евангелисты вкладывают деньги в гуманитарную область, выбирая свои цели среди наиболее обездоленных людей, которые принимают христианство в обмен на деньги (2000 динаров, это примерно 20 евро), обещания оказания медицинских услуг или получения виз. Посольства гораздо охотнее выдают въездные шенгенские визы тем алжирцам, кто заявит, что они «гонимые» христиане. Более 74% прихожан, посещающих мессу, делают это для получения финансовой помощи миссионеров» [8]. Одна из последних акций протестантской Церкви в Константине была направлена на лицеистов: «им была предложена бесплатная школьная помощь. Помимо предложенных курсов занятий, школьники получили компакт-диски, книги и другие виды протестантской пропаганды. Этот же сценарий повторился в Тиарете и других городах» [9]. Согласно нашим источникам, «дипломаты» американского посольства в Алжире совершают многочисленные визиты на кабильскую территорию, способствуя протестантскому прозелитизму.

Джош Макдауэлл

В Марокко большое количество протестантских организаций, в основном американских, действует более или менее скрытно. Так, международная миссионерская евангелическая организация Arab World Ministries официально заявила о своей цели « объявить Благую Весть Спасителя мусульманам арабского мира». Тайных агентов этой Церкви более 800, и это число с 2000 года возросло более чем в 3 раза. Они принимают разные обличия: врачи, медсестры, гуманитарные работники, преподаватели, инженеры или тренеры [10]. В январе 2005 в связи с визитом в Марокко телеевангелиста Джоша Макдауэлла, представляющего движение Crusade for Christ International и имеющего более 7000 добровольцев по всему миру, журнал Journal-hebdo опубликовал статью под заголовком « Марокко атаковано американскими неопротестантами » [11].

Деятельность американских евангелистов освещается множеством радиостанций и телеканалов, пользующихся поддержкой Соединенных Штатов, а точнее – Конгресса и ЦРУ: это Radio El Mahabba, постоянно вещающее на аудиоканале спутника Eutelsat Hotbird 3, каналы CNA-Channel North Africa, Arabvision, Life-TV, Miracle Channel и т.д, не говоря уже о пропагандистском американском телеканале на арабском языке Al Hurra. Протестантская пропаганда включена также в проекты программ развития сети Интернет, например, в программу развития использования Интернета (GIPI, Global Internet Policy Initiative), разработанную по инициативе Госдепартамента США в рамках программы Middle East Partnership Initiative (MEPI), которая уже охватывает Алжир, Тунис, Марокко, Египет, Сирию, Ливан, Иорданию, Ирак, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Объединенные арабские Эмираты, Йемен и Палестину.

Разумеется, что эта деятельность по якобы поощрению евангелизации, финансируемая и контролируемая правительством США, не имеет под собой ни малейшего религиозного чувства. Ее цель состоит в создании очагов раздора в арабских странах, чтобы дестабилизировать и ослабить их. Она осуществляется для искусственного вызова столкновения цивилизаций, являясь частью плана демонизации ислама, запущенного после 11 сентября. А все это просто вписывается в рамки политики США по переделыванию «Большого Ближнего Востока», цель которой состоит в распространении американской гегемонии и на этот регион.

[1Donald Wagner in Daily Star (Beyrouth), 8 октября 2003.

[2Radio-Canada, передача« Zone libre » от 23 января 2004: « Христиане-сионисты ».

[3См. нашу статью « Sommet historique pour sceller l’Alliance des guerriers de Dieu, Voltaire, 17 октября 2003.

[4Le Monde, 7 мая 2005 : « Бразильская Церковь перед ростом протестантизма »

[5Свидетельства собраны в Ливане.

[6ср. Hebdomadaire Magazine, Бейрут.

[7Al Watan, 26 и 27 июля 2004.

[8Alger (AP), 15 мая 2004.

[9Quotidien algérien le Jeune Indépendant, 16 августа 2004.

[10Quotidien marocain Le Matin, 17 марта 2005.

[11Magazine marocain Le Journal-hebdo, 8 января 2005.