Националистические партии всех мастей (мусульманская SDA, хорватская HDZ и сербская SDS) делают все возможное, чтобы заблокировать любое улучшение ситуации из страха потерять власть, и часто их поддерживают соответствующие религиозные власти! В Боснии еще сильна авторитарная традиция, и те, кто выступает за изменения – ненационалистические партии и находящееся в стадии становления гражданское общество - не могут сделать так, чтобы их услышали.

Национализм и коррупция в этой стране неразрывно связаны. Как гласит боснийская пословица, «если у каждой страны есть своя мафия, у боснийской мафии есть своя страна»! Торговля женщинами, детьми, оружием или алкоголем – здесь все покупается. А находящиеся у власти националистические партии крайне мало заинтересованы в том, чтобы эта ситуация изменилась, так как руководят своими собственными коррупционными сетями. По данным международной организации Transparency International, в одном лишь секторе реконструкции ежегодно расхищается 37 миллионов евро. По европейским же данным, около 600 миллионов евро – это больше бюджета Хорвато-мусульманской федерации – ежегодно «теряется» в результате мошенничества в виде декларирования несуществующих предприятий или предприятий, записанных на имя умерших людей.

Сегодня в Боснии по-прежнему не существует правового государства. Пусть это и записано в конституции, но жители страны воспринимаются не как граждане, а как члены этнических сообществ. Это отражается на выборном процессе: так, во время президентских выборов еврей или буддист не имеют права выставить свою кандидатуру. Для этого необходимо представлять одно из трех этнических сообществ. Кроме того, по-прежнему многочисленны нарушения прав человека.

Источник
L’Humanité (Франция)

« Les forces non nationalistes et la société civile peinent à se faire entendre», Srdjan Dizdarevic, L’Humanité, 19 ноября 2005.