Громогласные заявления экспертов Всемирного банка о хорошем правительстве, борьбе с коррупцией и уменьшении бедности – не более чем мрачный фарс. В действительности, Всемирный банк преподнес Чаду проект нефтепровода для дальнейшего обогащения почтенного диктатора, позволившего себе мастерски ограбить страну. А в это время население Чада лезет из кожи вон, чтобы выплатить колоссальный долг, никак не пользуясь природным богатством, которое, однако, по праву ему принадлежит. Рассмотрим подробнее эту карикатуру на неолиберальную модель, навязанную стране международными институтами на благо крупных держав и финансовой олигархии.

С самого начала проекта в середине 90-х годов множество экологических и правозащитных организаций, а также организации международной солидарности (в частности, CADTM) выражали озабоченность в связи с помощью Всемирного банка в строительстве нефтепровода, соединяющего нефтяной регион Доба (Чад) с находящимся в 1070 километрах от него морским терминалом Криби (Камерун). С самого начала экологический, человеческий и финансовый риск был чрезмерно велик: компании Shell и Elf предпочли выйти из проекта. Но финальный консорциум, в который вошли ExxonMobil, ChevronTexaco (США) и Pеtronas (Maлайзия), смог до конца довести этот проект стоимостью в 3,7 миллиарда долларов, благодаря мощной финансовой и стратегической поддержке Всемирного банка.

Этот нефтепровод был достроен в 2004 году с полнейшим пренебрежением к населению Чада. Например, компенсация, предложенная изначально тем, кто проживал на территории будущего нефтепровода, составляла 25 FCFA (3,8 евроцентов) за каждый квадратный метр уничтоженных посадок земляного ореха, 5 FCFA (0,8 евроцентов) за квадратный метр потерянного просо и 3000 FCFA (4,6 евро) за каждое уничтоженное манговое дерево. Однако чадский депутат Нгарледжи Йоронгар утверждает, что один только первый урожай манго может принести 1000 плодов, каждый из которых можно продать за 100 FCFA (15 евроцентов)...

Реальность часто бывает жестока: чадский диктатор Идрисс Деби – бывший военный советник Хиссена Хабре, такого же диктатора, арестованного в Сенегале всего несколько дней назад. Деби – военный, получивший образование во Франции, управляет страной с декабря 1990 года после произошедшего там государственного переворота. Диктатор уже долгое время пользуется поддержкой правительства Франции и франко-африканской сети. В его биографии: фальсифицированные выборы, все формы подавления оппозиции, пересмотр конституции с целью бесконечного переизбрания президента… Провал процесса, который Деби затеял против Франсуа-Ксавье Вершава, автора книги «Черная тишина», в которой описаны все эти преступления, вызвал сенсацию.

Всемирный банк не мог открыто одобрять такой режим. Осуществляя в этой стране наиболее крупные инвестиции в черной Африке, банк вынудил Деби направлять 90% доходов, полученных от продажи нефти, на социальные проекты, тематика которых должна будет получить одобрение банка, а также на улучшение региона Доба. Оставшиеся 10% должны быть сохранены для последующих поколений: они шли на блокированный счет в лондонском Ситибанке под контролем Всемирного банка. Для управления этим счетом Всемирный банк создал Коллегию по контролю и наблюдению за нефтяными доходами, состоящую из девяти человек. Но пятеро из них были назначены самим Деби… Тогда многие заявляли, что гарантии Всемирного банка не помешают диктатору запустить руки в нефтяную кубышку. Но Всемирный банк настоял на том, что сегодня стало общепризнанной грубой ошибкой.

Наибольшую выгоду от чадской нефти получил консорциум, но и приближенные к власти также не могут пожаловаться. Разделение доходов между Чадом и нефтяным консорциумом крайне невыгодно государству, на которое приходится лишь 12,5% отчислений за прямую продажу нефти… К этому прибавляются различные бонусы и премии, которые идут напрямую в казну Чада. Первая премия, внесенная в качестве аванса, не стала классикой жанра: было украдено 7,4 миллиона долларов. Кроме того, дополнительно украденные 4,5 миллионов долларов пошли на покупку вертолетов для сына президента. Всемирный банк, крайне заинтересованный в проекте, тогда просто решил закрыть глаза на эти преступления, чтобы не запятнать свою репутацию.

Но этого Деби было мало: цифры позволяют определить, сколько ему – его стране – досталось от консорциума. Чад не обладал ни знаниями, ни техническими способами по отслеживанию изменяющихся цен и их привязке к количеству добытой нефти. Вот почему 7 октября 2004 года правительство страны выпустило очень необычное коммюнике о жульничестве консорциума, в котором указано, что ТНК завладели нефтяными доходами, и Чад не в состоянии проверить истинность деклараций консорциума, вызывающих сильные сомнения.
Последнее обострение кризиса было связано с тем, что механизм, созданный Всемирным банком, как это и предвидели, окончательно перестал функционировать. Идрисс Деби все-таки дорвался до денег, предназначенных для будущих поколений – как минимум 27 миллионов долларов. После того, как его положение пошатнулось в связи с высокой социальной напряженностью и попытками переворота и дезертирства в армии, Деби вряд ли собирается использовать награбленное на увеличение мизерного социального бюджета. Военный и репрессивный механизмы власти, несомненно, лишь усилятся, как это и предвидит все международное сообщество.

Мораль: Всемирный банк сыграл определяющую роль в проекте, который ввел Чад в колоссальные долги, одновременно увеличил бедность и коррупцию, нанес вред окружающей среде, предусматривал лишь добычу нефти без ее переработки на месте, что принесло огромные доходы ТНК, оставившим на долю местных властителей лишь жалкие крохи, при условии, что они гарантируют им право частной собственности на нефть. Между тем, нефть должна быть совместным достоянием местного населения. Здесь мы видим главные ингредиенты обычного коктейля, со знанием дела, приготовленного Всемирным банком. У этого коктейля горький привкус, и он может взорваться.