Несмотря на свою важность, Средиземноморье все больше начинает напоминать бедного родственника Европы. Сказывается четкая линия разлома между Севером и Югом, но также и отрицательное отношение ЕС в последние двадцать пять лет, которое может быть объяснено лишь отсутствием единого стратегического проекта в отношении южных стран. Политика европейского расширения направлена, прежде всего, на Север, потом на Южную Европу и только потом на большой Восток в ущерб южносредиземноморским странам. Граница была очерчена с первого раза: она тщательно ограничивает южносредиземноморские страны «Европы», в том числе и Турцию. Эта политика привела к драматическим последствиям в отношениях между населением двух берегов в силу отсутствия свободы передвижения и трудностей в установлении торговых отношений. Это, в свою очередь, привело к появлению недоверия и постоянным иммиграционным потокам, сделав средиземноморскую границу крайне беспокойной для Европы.

До Барселонской конференции 1995 года в отношениях между странами было больше безразличия, чем соседства. После 1995 года была разработана исключительно торговая политика. Эта политика, в обмен на финансовые переводы и обещание о вступлении в 2010 году в европейскую в зону свободной торговли, требовала ликвидации таможенных барьеров на Юге и открытия внутренних рынков европейским товарам. Итог этой политики мрачен, а Барселонский процесс вскоре исчезнет, уступив место процессу «великого соседства». Однако Средиземноморье переполнено конфликтами, которые, от Ирака до Палестины, напрямую влияют на жизнь европейцев. Но Европа поворачивается спиной к этому региону, готовясь с большой помпой похоронить Барселонский процесс.

Тем не менее, Европа не может игнорировать юг Средиземноморья. Иммиграционные потоки из этих стран не прекратятся. Миграционное движение зарождается внутри самой Африки, а потом идет все дальше на север, стремясь достичь Европы. Однако перед лицом этой проблемы Европе остается лишь вырыть огромную траншею. Евросоюз хочет превратить Испанию, Италию, а также Марокко, Алжир и Ливию в буферные зоны путем создания лагерей задержания беженцев и эмигрантов.

Источник
Libération (Франция)
Libération прошла долгий путь : от своего создания при участии философа Жан-Поля Сартра до покупки издания финансистом Эдуардом де Ротшильдом (Edouard de Rothschild). Тираж : 150 000 экземпляров.

« Le mal de Méditerranée », Sami Naïr, Libération, 29 ноября 2005.