Вне всякого сомнения, в Латинской Америке ощущается атмосфера напряженности, являющаяся результатом глубокого желания перемен. Триумф на выборах в Боливии кандидата, который больше, чем кто-либо, воплощает собой это желание - Эво Моралеса, является самой последней иллюстрацией этого. И это вызывает вопросы. Не в первый и не в последний раз в этом регионе наблюдается такая напряженность, и чтобы понять нынешнюю суть вещей, разумно бросить взгляд в прошлое. Понимание этого явления тем более важное, что оно приближено по времени к саммиту между главами государств Латинской Америки и Европы.

Чуть более 20 лет назад в регионе произошло три великих движения преобразований: демократизация, начавшаяся в Эквадоре в 1978 году, экономические реформы после кризиса 1982 года в Мексике и революционные конфликты, особенно в Центральной Америке, которые стали одним из кульминационных моментов в Холодной войне. Страны Южной Америки сыграли решающую роль в разрешении этих конфликтов, даже если мы не забудем о роли, сыгранной Европой. Франсуа Миттеран и министр иностранных дел Клод Шейсон, затем Фелипе Гонсалес поспособствовали развитию в Латинской Америке политики, отличной от политики США. Конец правительства Гельмута Шмидта не изменил положения вещей.

Движение преобразований и мирные переговоры, совместно организованные странами Латинской Америки, показали государствам-участникам этого процесса, что они способны на серьезные маневры. Сегодня, ввиду социального неравенства, спровоцированного экономическими реформами, эта способность к мобилизации должна получить дальнейшее развитие. Именно об этом необходимо говорить во время ближайшего саммита со странами Европейского союза.

Источник
El País (Испания)

« ¿Es todo nuevo en América Latina? », Enrique V. Iglesias, El Pais, 14 января 2006.