ГОССЕКРЕТАРЬ КЛИНТОН: Я хочу поблагодарить Тунис за проведение сегодняшней встречи, и приветствую лидерство, которое Лига арабских государств демонстрирует на протяжении всего этого кризиса. Я особенно приветствую выбор Кофи Аннана в качестве специального представителя как ООН, так и Лиги арабских государств. Он будет стремиться к достижению консенсуса, отраженного в переходном плане Лиги арабских государств и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и я с нетерпением жду начала работы с ним.

Мы все собрались здесь из-за того, что эскалация насилия режимом Асада в Сирии является оскорблением для международного сообщества, угрозой региональной безопасности, а также грубым нарушением всеобщих прав человека.

Режим Асада проигнорировал все предупреждения, упустил все возможности и нарушил все соглашения.

Столкнувшись с решимостью демонстрантов, требующих уважения своих прав и своего достоинства, режим создает тяжелейшую гуманитарную катастрофу. Танки, минометы и тяжелая артиллерия продолжают наносить удары по гражданским лицам в жилых районах, в том числе по женщинам и детям. Силы безопасности отключили электричество и связь, саботировали водоснабжение, вторглись в больницы и вынудили тысячи сирийцев покинуть свои дома. ООН обнаружила преступления против человечества. И сейчас поступают сообщения о массовом сосредоточении войск для нанесения еще более смертельных атак.

Здесь, в Тунисе, международное сообщество говорит единым голосом, как мы это сделали в Генеральной Ассамблее ООН на прошлой неделе, о том, что жестокие нападения режима Асада необходимо остановить, и должны начаться демократические преобразования. Народ Сирии ждет от нас помощи в трудную минуту. Мы не можем его подвести. Давайте для начала подтвердим основные принципы, которые мы согласовали сегодня:

Мы настоятельно повторяем требование Лиги арабских государств о том, чтобы сирийское правительство немедленно прекратило все нападения на гражданских лиц, гарантировало свободу мирных демонстраций, освободило всех произвольно задержанных граждан, вернуло свои войска и силы безопасности в казармы, а также обеспечило полный и беспрепятственный доступ для наблюдателей, сотрудников гуманитарных организаций и журналистов.

Мы призываем к политическому решению кризиса путем переговоров и к инклюзивному переходу к демократии, чтобы удовлетворить законные чаяния народа Сирии в обстановке, свободной от насилия, страха, запугивания и экстремизма.

И мы твердо привержены суверенитету, независимости, национальному единству и территориальной целостности Сирии.

В поддержку этих принципов данной группе следует принять конкретные меры по трем направлениям: оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи, усилению давления на режим и подготовке к переходу к демократии.

Во-первых, гуманитарная помощь. Условия в Сирии тяжелые и продолжают ухудшаться. Чрезвычайная помощь крайне необходима, но режим делает все возможное, чтобы те, кто нуждается в помощи, не получили ее. Это происходит после того, как сотрудники гуманитарных организаций, врачи и журналисты начали сообщать о страданиях.

Мы не можем ждать, пока кризис перерастет в еще большую катастрофу. Сегодня я объявляю о том, что Соединенные Штаты выделяют 10 млн. долларов для быстрого расширения гуманитарных усилий, включая помощь беженцам. Эти средства помогут поддерживать временные медицинские учреждения, обучать чрезвычайный медицинский персонал, а также передавать чистую воду, продовольствие, одеяла, обогреватели и гигиенические наборы нуждающимся в них мирным сирийцам. На этом помощь не заканчивается. В ближайшие дни Соединенные Штаты окажут дополнительную гуманитарную поддержку.

Заслуживающие доверия гуманитарные организации заранее разместили гуманитарную помощь в центрах в регионе, и их представители уже находятся на местах и готовы распространять эту помощь, если будет организован безопасный доступ. В связи с этим мы полностью поддерживаем усилия Координатора чрезвычайной помощи ООН для обеспечения немедленного и безопасного доступа для гуманитарных работников и грузов.

Если режим Асада откажется позволить этой жизненно необходимой помощи дойти до гражданского населения, у него на руках будет еще больше крови. Это же относится и к тем странам, которые продолжают защищать и вооружать режим. Мы призываем государства, поставляющие оружие, которым убивают мирных граждан, немедленно остановиться.

И это подводит нас ко второму направлению наших действий – наращиванию давления на режим Асада, усилению его изоляции и подаче ясного сигнала: вы дорого заплатите за пренебрежение волей международного сообщества и нарушение прав человека, принадлежащих вашему народу.

Всем нам необходимо тщательно оценить, что еще мы можем сделать. Пора всем здесь присутствующим ввести запреты на поездки высокопоставленных членов режима, как это сделала Лига арабских государств, заморозить их активы, бойкотировать сирийскую нефть, приостановить новые инвестиции и рассмотреть вопрос о закрытии посольств и консульств. Что касается стран, которые уже ввели санкции, то мы должны неукоснительно их соблюдать.

Не должно быть никаких сомнений в нашей решимости: преступления против сирийского народа должны прекратиться, а высокопоставленные деятели режима должны понести ответственность.

Не должно быть сомнений и в том, что власть Асада неустойчива. Как мы напрямую услышали сегодня, граждане внутри Сирии и за ее пределами уже начали планировать демократические преобразования, от лидеров Сирийского национального совета до общественных местных советов по всей стране, которые организуются в самых опасных и сложных условиях. Поддержка этого процесса должна быть нашим третьим направлением действий.

Асад разрывает ткань сирийского общества и стремится рассорить общины. Чтобы исправить этот ущерб и построить устойчивую демократию, всем сирийцам придется работать сообща – алавитам и христианам, суннитам и друзам, арабам и курдам – для обеспечения того, чтобы новая Сирия управлялась по закону, соблюдала и защищала всеобщие права каждого гражданина, независимо от этнической, религиозной или половой принадлежности.

Мы рассматриваем Сирийский национальный совет как ведущего законного представителя сирийцев, добивающихся мирных демократических перемен, и как действенного представителя сирийского народа перед правительствами и международной организацией.

Как мы слышали сегодня, СНС озвучивает план на будущее, начиная с эффективных преобразований. В предстоящие дни и недели мы призываем весь спектр оппозиционных групп и лиц в Сирии, в том числе представителей всех этнических и религиозных меньшинств, сплотиться вокруг этого общего видения.

Только подлинно демократические преобразования разрешат этот кризис. Как заявила Лига арабских государств, целью должно быть формирование правительства национального единства с последующим проведением прозрачных и свободных выборов под арабским и международным надзором. Частью этого процесса должен быть уход Асада.

Я признаю, что кое-кто в Сирии, особенно представители меньшинств, встревожены тем, что будет после Асада. Мы знаем, что в случае продолжения его правления им придется бояться гораздо сильнее, но их опасения можно понять. Поэтому я призываю участников этой встречи подать мощный сигнал о том, что мир не потерпит замены одной формы тирании на другую. Мы будем решительно противодействовать актам мести и возмездия. И мы будем поддерживать упорядоченные преобразования, которые приведут к новой Сирии, где будут соблюдаться и защищаться права каждого гражданина, а не к хаосу.

Тем сирийцам, которые все еще поддерживают Асада, особенно сирийским военным: поймите, что у режима нет будущего. Чем дольше вы проводите его кампанию насилия, тем больше она запятнает вашу честь. А если вы откажетесь участвовать в нападениях на своих сограждан, ваши соотечественники будут прославлять вас как героев.

Сирия – это гордая страна с населением 23 миллиона человек, с богатой историей и древней культурой. Конец Асада может ознаменовать новое начало для Сирии. Это шанс восстановить и упрочить основы государства. Если сирийцы объединятся, и особенно если лидеры сирийских деловых кругов, вооруженных сил и других институтов осознают, что их будущее связано с реформированным сирийским государством, а не с нынешним режимом, то Сирия еще может стать сильной и единой страной – уважаемым и ответственным лидером в регионе.

Это должно быть целью, которую все мы разделяем. И я надеюсь, что, продвигаясь сегодня вперед, мы будем по-прежнему стремиться делать конкретные шаги для того, чтобы прекратить насилие и поддержать мужественный народ Сирии в его чаяниях.

Благодарю вас.