Перемирие в Сирии по случаю мусульманского праздника Курбан Байрам было повсеместно нарушено. Правительство позаботилось о том, чтобы взять под контроль главные магистрали с тем, чтобы возможные инциденты были изолированными и не оставили после себя ни единого масляного пятна. Напрасный труд. Многие бригады Свободной сирийской армии (ССА) получили приказы от своих спонсоров провести новые атаки, на которые Арабская сирийская армия не преминула дать ответ. В конечном счёте, хотя некоторые регионы и смогли воспользоваться четырьмя днями затишья, итог в национальном масштабе является особенно плачевным.

В одних местах считают, что перемирие удалось, в других считают, что оно было сорвано. В дипломатическом плане оно позволяет, однако, оценить трудности, с которыми столкнутся силы поддержания мира, если Совет безопасности примет решение об их развёртывании. Первая из них – это отсутствие представительного лица от ССА; вторая – это недобросовестность Франции.

L’envoyé spécial de l’ONU et de la Ligue arabe pour la Syrie, Lakhdar Brahimi, et le ministre chinois des Affaires étrangères, Yang Jiechi.

ССА включает в себя многочисленные вооружённые группы, каждая из которых имеет свою собственную логику. Считается, что все вместе они подчинены командованию, дислоцированному на военной базе НАТО в Турции. На самом деле всё изменилось после того, как французские, катарские , саудовские и турецкие спонсоры вступили в жёсткую конкуренцию друг с другом. Каждый из них стремится приложить максимум усилий, чтобы расширить своё влияние в ущерб своим союзникам, а не для того, чтобы свергнуть режим. Основные формирования подчиняются тем, кто их непосредственно финансирует, и больше не считаются с командованием НАТО. Кроме того, несмотря на заявления, нет никакой связи между политическими советами, которые собираются в салонах Парижа, Стамбула и Каира, и сирийскими боевиками.

Западные лидеры не перестают требовать единого командования ССА, но в действительности они его боятся. Ведь, хотя оно и позволило бы выставить единого переговорщика по установлению мира, оно дискредитировало бы политические советы за рубежом и встало бы на их место. Больше нельзя скрывать истинную природу этой псевдо «революции»: ни одно из этих формирований не борется за демократию, а большинство из них стремятся к установлению религиозной суннитской диктатуры.

шейха Аднана аль-Арура,

В Идлибе только что создано «Центральное сирийское командование революционными Советами». Около 80% сил ССА примкнули к нему. Оно признаёт своим духовным руководителем шейха Аднана аль-Арура, который по этому случаю выступил с речью. Прочтя умеренный текст, стиль которого был далёк от его обычных проповедей, он поздравил присутствующих с созданием Центрального военного Командования, призвал три соперничающих политических совета, действующих за рубежом, к объединению и предложил учредить законодательный Совет. Речь, разумеется, идёт о передаче законодательной власти религиозным деятелям, руководителем которых он покорно согласился бы стать, и установлении шариата. Мимоходом он напомнил, что первейшей целью «революции» является не свержение институтов, а принципов власти, то есть светского общества и арабского национализма.

Здесь следует отметить, что, хотя в составе ССА очень мало сирийских боевиков, она поддерживается несколькими миллионами граждан, в частности, на севере страны. Между тем, в манифестациях, организуемых то здесь, то там, толпы никогда не размахивали портретами политических лидеров в изгнании (Бухран Шалиум, Абдульбасет Сиеда и т.д.), зато зачастую скандировали имя шейха аль-Арура. Одним из популярных лозунгов стало: «Христиане в Бейрут, алауиты в могилу!» Сирийцы, которые поддерживают ССА, не хотят демократию, а требуют установления диктатуры на саудовский манер, очищая суннизм от его суфий и подавляя все религиозные меньшинства.

Переговоры по установлению перемирия должны были бы вестись с участием спецпосланника ООН и Лиги Арабских государств Лахдара Брахими и шейха Аднана Аль-Арура. Но подобная встреча знаменовала бы конец мечты об «арабской весне» и сделала бы очевидным тот факт, что Запад финансирует самый экстремистский религиозный сектаризм.

Вторым препятствием, с которым встретится Совет безопасности при развёртывании сил поддержания мира, это французское балансирование на грани войны. Париж блокирует реализацию соглашения, подписанного 30 июня в Женеве. Текст соглашения, предложенный Кофи Аннаном, намеренно расплывчат по некоторым пунктам, так чтобы великие державы смогли подписать и отложить на более поздний срок резолюцию по оставшимся вопросам. После этого Вашингтон, Москва и Пекин обо всём договорились. Париж продолжает упрямо проводить собственную линию.

Не решён вопрос о том, какая из сирийских оппозиций правомочна участвовать в политическом преобразовании, и в чём состоит это преобразование. Для Франции это, очевидно, Национальный сирийский Совет, члены которого нашли прибежище в Париже и обильно им финансируются. Они должны образовать крепкое ядро будущего правительства. Тогда как для Москвы и Пекина политики, которые поддержали вооружённые действия и призвали к иностранному вмешательству, не могут представлять свою родину. Законны лишь те оппозиционеры, которые защищали независимость своей родины и суверенитет своего народа. Для Франции речь идёт о преобразовании Сирии, управляемой Башар аль-Ассадом (то есть без компании «Тоталь»), в Сирию без Ассада (то есть с компанией «Тоталь»). Тогда как для Москвы и Пекина преобразование должно состоять в переходе от состояния гражданской войны и противостояния к национальному единению и миру. Вашингтон со своей стороны готов к уступкам, лишь бы побыстрее с этим покончить и избежать регионального пожара.

Извлекая урок из перемирия по случаю праздника Курбан Байрам, Китай недавно предложил оригинальное решение. Вместо плана поэтапного политического урегулирования он предлагает решать проблему в каждом регионе отдельно. Это позволит положить конец существующему распространению конфликта и снизить количество зон, где ведутся боевые действия. Это предложение отвечает интересам всех сторон, но противоречит французской стратегии: с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН президент Франсуа Олланд потребовал мандат Совета безопасности на «освобождённые зоны». Париж с ностальгией вспоминает о мандате, который ему предоставило Содружество Наций на легальное завоевание Сирии (1920-1946 г.г.). А теперь разве он не в состоянии передать знамя колонизации «революционерам»?

Выступая с речью в Сингапурском Государственном университете, Кофи Аннан подчеркнул, что ответственность за сегодняшние события ложится на некоторые западные страны: они превратили мандат Совета Безопасности по защите гражданского населения Ливии в операцию по свержению режима аль-Кадафи. Сегодня они отказываются осудить терроризм и толкают на смерть население Сирии, надеясь подыскать подходящий случай и свергнуть режим аль-Ассада.

Перевод
Эдуард Феоктистов
Источник
Tichreen (Syrie) ">Tichreen (Syrie)