Эрдоган, Физан, Керри и Обама во время встречи в Белом Доме в мае 2012 года.

Турецкая пресса посвятила немало статей с комментариями по высказываниям Wall Street Journal в отношении Хакана Фидана [1]. С шовинистическим единодушием в них утверждалось, что атака, объектом которой он стал, является свидетельством независимости политики Премьер-министра Ресепа Тайира Эрдогана по отношению к США. Но так ли это на самом деле?

Согласно Wall Street Journal, глава МИТ (Национальная Разведывательная Организация Турции) является вторым лицом режима после Премьер-министра и он обладает большими полномочиями, чем президент Республики Абдулла Гюль и министр Иностранных Дел Ахмет Давутоглы.

Назначение во главе МИТ доверенного лица г-на Эрдогана в мае 2010 года ознаменовало конец проамериканской политики Турции: аресты и приговоры высшим офицерам, ранее связанным с Пентагоном (Эргенеконский процесс), поддержка Братьев-мусульман в случае «арабской весны» и попытка использования сирийского конфликта для расчленения этой страны и создания курдского государства.

Больше всего Wall Street Journal обвиняет Хакана Фидана в поддержке джихадистов в Сирии, включая и тех, кто, несмотря на предупреждения Вашингтона, выступает против Запада. Газета ссылается на члена парламента Махмета Али Эдибоглу, который утверждал о том, что видел, как десяток машин турецкой полиции сопровождали более пятидесяти автобусов, перевозивших джихадистов в Сирию, то есть колонны из более 2000 боевиков. И этот случай не единственный.

Однако газета не упоминает о том, что в отличие от Ресепа Тайипа Эрдогана, Хакан Фидан не является Братом-мусульманином, но он был близок к Фетуллаху Гулену (Гуру президента Гюля). Кроме того, аналитики из Wall Street Journal обходят молчанием его прошлое, словно глава турецких спецслужб появился из небытия. Газета упоминает о его назначении на пост главы Турецкого агентства по международному сотрудничеству и развитию (ТИКА), не указывая на его роль по расширению влияния Анкары на Центральную Азию, а через Ферганскую долину и на Китай. В газете упоминаются израильские обвинения в сотрудничестве г-на Фидана с Ираном, когда он работал в МАГАТЭ, однако не уточняется, что он был назначен руководителем МИТ за три дня до инцидента с пассажирским судном «Мави Мармара», то есть для руководства этой операцией.

Мы, со своей стороны, расцениваем эту полемику иначе: месяц назад турецкая политика никоим образом не затрагивала интересы США. Наоборот, всё делалось под диктовку Вашингтона.
 Например, суд над высшими офицерами не был ударом по США, он был осуществлён в соответствии с их установкой дистанцироваться от них и сблизиться с китайской Народной Армией, как об этом свидетельствует тот факт, что вместе с ними были осуждены лидеры крошечной Партии Трудящихся маоистской направленности [2].
 Поддержка Братьев-мусульман в Северной Африке тоже не прихоть Анкары, а исполнение плана Государственного Департамента, согласованного с турецким правительством. Если приглядеться к «сестре» Хиллари Клинтон Хуму Абедин и её «брату» по Фонду Вильяма Клинтона Жехаду аль-Хаддаду, ответственному по связи с партией Эрдогана, нетрудно видеть, что г-жа Абедина руководила вместе с г-жой Морси женской ветвью Братства, а отец г-на аль-Хаддада был дипломатическим советником президента Морси.
 Наконец, попытки создать курдское государство в Сирии соответствуют устремлениям Пентагона, который намеревался расчленить Сирию на несколько государств, согласно карте опубликованной в 2006 году Ральфом Петерсоном [3]. А Хакан Фидан, который в 2009 году участвовал в секретных переговорах с ПКК в Осло, является лучшим экспертом по турецким вопросам.

Кроме того, политический вираж Турции произошёл не в мае 2010 года после назначения Хакана Фидана во главе МИТ, а в мае 2011 года, во время войны с Ливией. В это время под давлением Госдепа США Анкара приняла во внимание возможности, предоставляемые соглашением США с Братьями-мусульманами. И именно с этого момента Ресеп Тайип Эрдоган стал «братом», несмотря на его кажущееся отречение от Братства во время его заточения в 1998 году и его «обращения» в светскую жизнь.

Истинная проблема в другом. Это поддержка джихадистов. С самого начала войны в Сирии она финансировалась Катаром и координировалась НАТО из турецкой военной базы в Инсирлике. То есть не на что было жаловаться. Однако после достижения российско-американского согласия после использования в Сирии химического оружия Соединённые Штаты вышли из этого конфликта, а Турция и Саудовская Аравия продолжают свою игру. После всего этого статья в Wall Street Journal должна рассматриваться как предупреждение, адресованное господам Эрдогану и Фидану. Раз уж не удалось во время сломить Сирию, значит, нужно прекратить эту игру, независимо от того, какими будут для этих господ внутриполитические последствия.

Хакан Фидан, который сотрудничал с разведывательными службами НАТО во время войны в Косово и который обучался в Соединённых Штатах, должен хорошо усвоить это послание.

Перевод
Эдуард Феоктистов
Источник
Al-Watan (Сирия)

[1Turkey’s Spymaster Plots Own Course on Syria. Hakan Fidan Takes Independent Tack in Wake of Arab Spring”, Адам Энтус и Джо Паркинсон, The Wall Street Journal, 10 октября 2013.

[2« Le coup d’État judiciaire de l’AKP », Тьерри Мейсан, Al-Watan (Сирия), Сеть Вольтер, 19 августа 2013.

[3“Blood Borders ; How a Better Middle-East Would Look”, Ральф Петерс, Armed Forces Journal, июнь 2006.