Добрый день. Я только что закончил совещание с моей командой национальной безопасности. Мы обсуждали положение в Ираке. Мы проводим регулярные встречи и обсуждаем ситуацию с того момента, когда ISIL – террористическая организация, действующая в Ираке и Сирии – развернула наступление в Ираке. Как я говорил на прошлой неделе, ISIL представляет собой угрозу иракскому народу, региону и интересам США Поэтому сегодня я хочу рассказать вам о том, как мы реагируем на ситуацию.

Во-первых, мы работаем над обеспечением безопасности персонала в нашем посольстве в Ираке и на всей территории страны. У меня как у президента нет более важного приоритета, чем безопасность наших людей, служащих за границей. Поэтому я предпринял шаги для переезда части персонала нашего посольства, и мы укрепили охрану наших зданий.

Во-вторых, я распорядился существенно расширить разведку и наблюдение для получения более четкой информации о том, что происходит в Ираке. Это позволит нам лучше понимать происки террористов из ISIL, их местонахождение и наиболее эффективные способы противостояния их угрозам.

В-третьих, Соединенные Штаты будут продолжать увеличивать поддержку сил безопасности Ирака. Мы готовы к созданию совместных оперативных центров в Багдаде и северном Ираке с целью обмена данными разведки и координации планирования действий в ответ на угрозы террористов ISIL.

Используя механизмы нашего нового фонда Партнерства по борьбе с терроризмом, мы готовы работать с Конгрессом для обеспечения поставок дополнительного оборудования. В Ираке при нашем посольстве работают наши советники, и мы готовы несколько увеличить численность американских военных советников – до 300 человек – для того, чтобы решить, как нам наилучшим образом организовать подготовку, консультации и поддержку иракских сил безопасности.

Американские войска не вернутся в Ирак для участия в боевых действиях, но мы будем помогать иракцам в их борьбе с террористами, которые угрожают иракскому народу и региону, а также американским интересам.

В-четвертых, в последние дни мы направили в регион дополнительные американские военные силы. Благодаря дополнительным ресурсам разведки мы получаем больше информации о потенциальных мишенях, связанных с ISIL. Мы будем и дальше готовы к узконаправленным целевым военным действиям, если и когда мы определим необходимость в них. В таких случаях я буду консультироваться с Конгрессом и лидерами Ирака и региона.

Хочу подчеркнуть, однако, что самой лучшей и эффективной мерой в ответ на такую угрозу, как ISIL, будет организация партнерств, возглавляемых местными силами – иракцами.

И наконец, Соединенные Штаты возглавят дипломатические усилия по работе с иракскими лидерами и государствами региона для обеспечения стабильности в Ираке. По моему поручению госсекретарь Керри отправится в этот уикенд на Ближний Восток и в Европу для консультаций с нашими союзниками и партнерами. Соседствующие с Ираком государства не просто должны уважать территориальную целостность Ирака: они кровно заинтересованы в том, чтобы в Ираке не вспыхнула гражданская война или он не стал укрытием для террористов.

В первую очередь иракские лидеры должны преодолеть свои разногласия и совместно выработать политический план на благо будущего Ирака. Шииты, сунниты, курды – все иракцы должны поверить в то, что они способны отстаивать свои интересы политическим, а не насильственным путем. Необходимо организовать митинги национального единства, чтобы прийти к консенсусу между различными иракскими общинами. Сейчас, когда утверждены результаты недавних выборов в Ираке, новый парламент должен собраться незамедлительно. Образование нового правительства даст возможность начать подлинный диалог и сформировать правительство, в котором будут представлены легитимные интересы всех иракцев.

Что касается выбора иракских лидеров – Соединенные Штаты не должны этим заниматься. Хотя ясно, что только те лидеры, которые будут управлять страной на инклюзивной основе, способны обеспечить подлинное примирение внутри иракского народа и вывести его из кризиса. При этом Соединенные Штаты не будут предпринимать никаких военных действий в поддержку одной иракской секты против другой. Военное решение в Ираке невозможно, и уж точно не под руководством США. Ощущается, однако, настоятельная необходимость в инклюзивном политическом процессе, более дееспособных иракских силах безопасности и усилиях по борьбе с терроризмом, чтобы не давать укрытия таким группировкам, как ISIL.

В завершение хочу сказать, что последние дни напомнили нам о глубоких шрамах, нанесенных войной Америки в Ираке. Мы потеряли почти четыре с половиной тысячи американских патриотов, множество ветеранов получили ранения на этой войне, и эти ранения останутся с ними до конца жизни. Внутри Америки Ирак вызывал в прошлом ожесточенные споры и бурные эмоции, и сейчас мы видим, как те же дебаты разгораются вновь.

Однако на протяжении последних десяти лет стало ясно, что Соединенные Штаты должны задать себе ряд трудных вопросов, прежде чем предпринимать действия за рубежом, особенно военные действия. Самый важный вопрос, который мы должны задать себе, вопрос, который мы должны держать в центре внимания и который я сам постоянно держу в центре внимания, – в чем состоят интересы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки? Я как верховный главнокомандующий постоянно задаю себе этот вопрос. И все мы, американцы, тоже должны задавать себе этот вопрос.

В предстоящие дни мы будем постоянно и тесно консультироваться с Конгрессом. Мы будем держать американский народ в курсе. Мы будем хранить бдительность. И мы будем и дальше делать все, что в наших силах, чтобы охранять безопасность Соединенных Штатов и безопасность американского народа.