Дорогие сограждане, сегодня я хочу информировать мировую общественность о наших последних действиях с целью предотвращения приобретения ядерного оружия Ираном.

Иранский режим является ведущим государством-спонсором терроризма. Он экспортирует опасные ракеты, подпитывает конфликты по всему Ближнему Востоку и поддерживает пособников террористов и ополченцев, таких как «Хезболла», «Хамас», «Талибан» и «Аль-Каида».

На протяжении многих лет Иран и его приспешники бомбили американские посольства и военные объекты, убивали сотни американских военнослужащих, а также похищали, подвергали тюремному заключению и пытали американских граждан. Иранский режим добывает деньги на свое долгое царство хаоса и террора посредством разграбления богатств своего собственного народа.

И среди всех действий, предпринятых режимом, наиболее опасное — это его стремление к получению ядерного оружия и средств его доставки.

В 2015 году предыдущая Администрация присоединилась к другим странам в заключении сделки о ядерной программе Ирана. Это соглашение стало известным под названием «Совместный всеобъемлющий план действий», или «СВПД».

Теоретически, так называемая «Сделка с Ираном» должна была защитить Соединенные Штаты и наших союзников от непредсказуемости иранской ядерной бомбы, оружия, которое может поставить под угрозу лишь существование иранского режима. На самом деле сделка позволила Ирану продолжать обогащать уран и, с течением времени, добраться до той грани, за которой он станет ядерным государством.

Сделка сняла разрушительные экономические санкции с Ирана в обмен на очень слабые ограничения относительно ядерной деятельности режима, без каких бы то ни было ограничений на иные формы злонамеренного поведения, в т.ч. его возмутительные действия в Сирии, Йемене и других местах по всему миру.

Другими словами, в тот момент, когда в руках у Соединенных Штатов был самый мощный рычаг воздействия, данная катастрофическая сделка дала этому режиму — и это режим великого террора — много миллиардов долларов, часть из них фактически наличными — а это для меня как гражданина и для всех граждан Соединенных Штатов выглядит как позором.

Конструктивная сделка была вполне возможна в тот момент, но вышло иначе. В основе сделки с Ираном была чудовищная фикция, что кровавый режим Ирана хотел только мирной программы по развитию ядерной энергии.

Сегодня у нас есть убедительные доказательства того, что это обещание было ложью. На прошлой неделе Израиль опубликовал разведывательные документы, давно скрытые Ираном, убедительно демонстрирующие всю историю разработки ядерного оружия иранским режимом.

Факт заключается в том, что эта сделка был ужасной и односторонней, и что ее никогда не следовало заключать. Она не принесла спокойствия, не принесла мира, и никогда не принесет.

За годы, прошедшие с момента заключения сделки, военный бюджет Ирана вырос почти на 40 процентов, в то время как его экономика в очень плохом состоянии. После отмены санкций диктатура использовала дополнительные средства для создания ракет, способных нести ядерные заряды, для поддержания терроризма и создания хаоса на всем Ближнем Востоке и за его пределами.

Переговоры, приведшие к этому соглашению, были проведены настолько плохо, что даже если бы Иран полностью соблюдал его условия, режим все еще смог бы оказаться на грани получения ядерного оружия за короткий период времени. Лимитирующие положения, которые содержит соглашение, также абсолютно неприемлемы. Если бы я допустил, чтобы действие данного соглашения продолжалось, то в скором времени на Ближнем Востоке возникла бы гонка ядерных вооружений. Все бы хотели, чтобы их собственное оружие было готово к тому моменту, когда у Ирана появится его.

А что еще хуже, в положениях об инспектировании отсутствуют надежные механизмы для предотвращения, обнаружения и наказания за несоблюдение соглашения, нет даже безусловного права инспектировать многие важные точки, в т.ч. военные объекты.

Эта сделка не только не может остановить ядерные амбиции Ирана, но и не может решить вопрос о разработке режимом баллистических ракет, способных доставить ядерные боеголовки.

И наконец, эта сделка ничего не делает для того, чтобы сдерживать дестабилизирующие действия Ирана, включая его поддержку терроризма. С момента заключения соглашения, кровавые амбиции Ирана становились лишь наглее.

В свете этих вопиющих недостатков я заявил в октябре прошлого года о том, что сделка с Ираном должна быть либо пересмотрена, либо прекращена.

Три месяца спустя, 12 января, я повторил эти слова. Я ясно дал понять, что если не удастся устранить изъяны сделки, то Соединенные Штаты не останутся стороной соглашения.

За последние несколько месяцев мы активно сотрудничали с нашими союзниками и партнерами по всему миру, включая Францию, Германию и Соединенное Королевство. Мы также проконсультировались с нашими друзьями по всему Ближнему Востоку. Мы едины в нашем понимании угрозы и убеждены в том, что Иран никогда не должен приобрести ядерное оружие.

После этих консультаций мне стало ясно, что мы не сможем предотвратить появление иранской ядерной бомбы в рамках разлагающейся и гнилой структуры нынешнего соглашения.

Сделка с Ираном несовершенна по своей сути. Если мы ничего не сделаем, мы точно знаем, что будет. За короткий период времени ведущее государство-спонсор терроризма во всем мире окажется на пороге приобретения самого опасного оружия в мире.

Поэтому сегодня я объявляю о том, что Соединенные Штаты выйдут из ядерной сделки с Ираном.

Через несколько минут я подпишу президентский меморандум о том, чтобы начался процесс восстановления санкций США, связанных с ядерной программой иранского режима. Мы введем самые жесткие экономические санкции. Любая страна, которая помогает Ирану получить ядерное оружие, может также попасть под санкции США Америка не будет заложницей ядерного шантажа. Мы не позволим угрожать уничтожением американских городов. И мы не допустим, чтобы режим, который повторяет лозунг “Смерть Америке», получил доступ к самому смертоносному оружию на Земле.

Сегодняшнее решение дает важный сигнал — США больше не используют пустые угрозы. Когда я даю обещания, я их выполняю. И в данный момент Госсекретарь Помпео едет в Северную Корею для того, чтобы подготовить почву для моей предстоящей встречи с Ким Чен Ыном. Подготовка ведется. Отношения выстраиваются. Надеемся, что договоренность будет достигнута, и при помощи Китая, Южной Кореи и Японии, будущее великого процветания и безопасности может быть достигнуто для всех.

Сейчас, в то же время, как мы выходим из рамок соглашения с Ираном, мы будем работать вместе с союзниками в поисках реального, всеобъемлющего и прочного решения ядерной угрозы со стороны Ирана. Это будет включать усилия по ликвидации угрозы иранской программы создания баллистических ракет; по прекращению его террористической деятельности во всем мире; и по блокировке его угрожающих действий по всему Ближнему Востоку. Тем временем мощные санкции вступят в силу в полном объеме. Если режим будет продолжать преследовать цель приобретения ядерного оружия, то у него появятся такие проблем, которых он никогда ранее не знал.

Наконец, я хочу что-то сказать многострадальному народу Ирана: Народ Америки с вами. Прошло уже почти 40 лет с тех пор, как эта диктатура захватила власть и держит гордый народ в заложниках. Большинство из 80 миллионов граждан Ирана, к сожалению, никогда не знали такого Ирана, который бы процветал в мирных отношениях со своими соседями и вызывал бы восхищение мира.

Но будущее Ирана принадлежит его народу. Это он законный наследник богатой культуры и древней земли. И он заслуживает страну, которая соответствует его мечтам, уважает его историю и почитает Бога.

Лидеры Ирана, естественно, скажут, что они отказываются вести переговоры по заключению новой сделки; они откажутся. И пусть. Я бы наверно сказал то же самое, если бы был на их месте. Но факт в том, что когда-нибудь они захотят заключить новую и долгосрочную сделку, которая принесет пользу всему Ирану и иранскому народу. Когда это случится, я готов.

Великие события могут случиться для Ирана, и великие события могут случиться для того мира и той стабильности, которые мы все хотим видеть на Ближнем Востоке.

Страданий, смерти и разрушений было предостаточно. Пусть это сейчас закончится.

Спасибо. Да благословит вас Господь. Спасибо.

(подписывается президентский меморандум.)