Модератор: Приветствую всех из регионального медиацентра Государственного департамента США в Дубаи. Хочу приветствовать тех, кто связался с нами по телефону из региона. Сегодня с нами Специальный представитель Государственного секретаря по взаимодействию в Сирии Посол Джеймс Джеффри. Посол Джеффри – дипломат высокого уровня, имеющий опыт в вопросах, связанных с политикой, безопасностью и энергетикой на Ближнем Востоке, в Турции, Германии и на Балканах. У него было несколько высоких назначений в Вашингтоне, округ Колумбия, и за рубежом: заместитель Советника Президента по национальной безопасности, Посол США в Ираке, Посол США в Турции и Посол США в Албании. Передаю слово Послу Джеффри для краткого вступления. Посол Джеффри, прошу.

Посол Джеффри: Спасибо, Нейтан. Спасибо за предоставленную мне сегодня возможность. Я понимаю, насколько важен конфликт в Сирии для представителей СМИ, которых вы собрали здесь сегодня, и для их читателей и слушателей. Это также крайне важно для Президента Трампа и всего правительства США. В нашем представлении конфликт в Сирии является одним из главных бедствий последнего десятилетия на Ближнем Востоке — чрезвычайно опасная ситуация, которая объединяет несколько очень, очень сложных элементов. Сюда входит ужасный и жестокий диктаторский режим Президента Башара Аль-Ассада. Сюда входит экспансия Ирана на территорию арабских государств, особенно Сирии, а также, как мы видим, и в другие районы. Наконец, рост новых террористических движений, таких, как ДАИШ, которые переняли часть ауры, часть мистики движения «Аль-Каида». Все это угрожает всему региону.

Президент Трамп проводит четкую политику. Мы хотим добиться деэскалации конфликта. Поэтому мы приветствуем соглашение о прекращении огня, заключенное в сентябре в Идлибе силами режима при поддержке Турции и России. Мы также хотим возобновить политические процессы в рамках ООН. В Резолюции Совета Безопасности ООН 2254 излагается политический процесс, который позволит половине населения Сирии, 12 миллионам человек, вернуться домой, потому что этим людям пришлось бежать либо за рубеж, либо в другие районы Сирии. Это совершенно необходимо для завершения конфликта. Это совершенно необходимо для сохранения безопасности в регионе. Все соседние государства, Турция, сама Сирия, Иордан и Израиль, глубоко вовлечены в конфликт, и всегда существует возможность развязывания более крупного конфликта, если мы не будем действовать сообща, чтобы положить конец конфликту и найти политическое решение. На этом я остановлюсь.

Модератор: Большое спасибо, Посол Джеффри. Прошу тех, кто будет сегодня задавать вопросы, назвать свое имя и название организации, а также ограничиться одним вопросом по теме сегодняшнего брифинга. Сначала мы примем вопросы англоязычной линии, затем арабоязычной линии. Если вы хотите присоединиться к очереди задающих вопросы, наберите 01. Теперь передаю слово тем, кто позвонил по англоязычной линии. Оператор, пожалуйста, передайте слово первому журналисту.

Оператор: Спасибо. Первый вопрос задает Мохамед Атайа, masrawy.com. Прошу.

Вопрос: Здравствуйте, сэр. Я Мохамед Атайа от masrawy.com. Мой первый вопрос таков: зависит ли американское присутствие в Сирии от присутствия ИГИЛ или присутствия Ирана? Мой второй вопрос: примут ли США участие в восстановлении Сирии? Спасибо.

Посол Джеффри: Во-первых, особая военная миссия наших подразделений в Сирии заключается в окончательном разгроме ИГИЛ или ДАИШ. В более широком смысле, наше общее присутствие в Сирии – это присутствие, имеющее экономические, дипломатические, военные аспекты. Сюда входит участие наших партнеров на данной территории. Сюда входит участие наших союзников на территории всего Ближнего Востока. Поэтому необходимо обращаться к нашим действиям в целом, а не просто к действиям наших вооруженных сил в настоящее время или к действиям наших союзников в ближайшем будущем. В целом, это наши три задачи в Сирии.

Модератор: Большое спасибо. Оператор…

Посол Джеффри: Что касается восстановления, мы, США, не считаем, что режим Асада должен получать от кого-либо средства на восстановление, пока он не продемонстрирует желание принять участие в процессе политических реформ, санкционированном Советом Безопасности ООН. Пока он этого не демонстрирует.

Модератор: Большое спасибо. Оператор, мы принимаем следующий вопрос англоязычной линии и англоязычных участников, хочу напомнить о необходимости ограничиваться одним вопросом, чтобы мы могли принять как можно больше журналистов, спасибо. Оператор, следующий вопрос, пожалуйста.

Оператор: Спасибо. Следующий вопрос задает Ламия Йусри, газета El-zman. Прошу.

Вопрос: Здравствуйте. Почему США отказались от участия от Астанинской конференции? Спасибо.

Посол Джеффри: Время от времени у США были наблюдатели в Астане, но в основном Астана является политическим и военным механизмом для урегулирования конфликтных ситуаций, общим для Турции, Ирана и России; все эти страны являются силами поддержки в данном внутреннем конфликте. США не принимали участия в его создании, и мы считаем, что его практическая ценность крайне ограничена. Хочу отметить, что прекращение огня в Идлибе было достигнуто в сентябре не Астанинской группой, а независимо Россией и Турцией. Из этого видно, почему мы не считаем Астану эффективной. Мы определенно не считаем, что Астана имела какой-либо эффект в продвижении политического процесса.

Оператор: Наш следующий вопрос задает Омар Шарифф, Gulf News. Прошу.

Вопрос: Да, спасибо. Меня зовут Омар Шарифф. Я заместитель редактора по Ближнему Востоку Gulf News. Мой вопрос к Послу: в последнее время США отрицали участие в атаках, в результате которых погибли гражданские лица в восточной Сирии, и в то же время заявляли, что в этом районе могли действовать другие вооруженные силы. Мой вопрос: координируют ли группы Сирийского режима и США свои действия против ИГИЛ и ДАИШ в восточной Сирии?

Посол Джеффри: Публично мы не обсуждаем свои военные операции в каких-либо деталях. Но мы решаем спорные вопросы своих военных операций с Россией. Остановлюсь на этом.

Модератор: Хорошо. Оператор, мы можем принять вопрос по англоязычной линии?

Оператор: Следующий вопрос задает Джозелито «Джои» Агилар, Gulf/Ближний Восток. Прошу.

Вопрос: Здравствуйте, добрый день, сэр. Хочу спросить о действиях Катара и его вкладе в борьбу против терроризма в Сирии и на Ближнем Востоке.

Посол Джеффри: Как и многие другие государства Персидского залива, Катар обеспокоен экспансией Ирана. Катар принимал участие в операциях в Йемене. Участвовал различными путями во внутреннем конфликте в Сирии; мы часто поддерживаем связь с Катаром в отношении Сирии и по другим вопросам. Некоторые члены оппозиции проживают в Катаре. Я связывался с людьми в Катаре. Это одна из действующих сторон, которой мы уделяем внимание в этом конфликте. Спасибо.

Модератор: Большое спасибо. Принимаем следующий вопрос по англоязычной линии.

Оператор: Следующий вопрос задает Аларм Хариф, Middle East Eye. Прошу.

Вопрос: Здравствуйте, сэр. Как Вы объясняете, что ДАИШ и ИГИЛ до сих пор находятся в восточной части Сирии?

Посол Джеффри: Прежде всего, США и коалиция, возглавляемая США, сыграли чрезвычайно центральную роль в разгроме основных и вооруженных сил ДАИШ на большей части Ирака и северо-восточной Сирии. Эта задача почти выполнена, с точки зрения поражения традиционных сил ДАИШ, и мы уверены, что в следующие месяцы мы добьемся успеха у Евфрата. Есть долгосрочная задача, важная как для Сирии, так и для Ирака, и мы называем её «окончательный разгром ИГИЛ», что означает создание структур по обеспечению безопасности, правительственных и экономических структур в сотрудничестве с нашими местными партнерами, что позволит предотвратить возрождение ДАИШ и его возвращение, как это было в 2013, 2014 гг.

Модератор: Большое спасибо. Последний вопрос англоязычной линии. Оператор, прошу открыть линию.

Оператор: Вопрос задает Ариэль Кахана, Israel Hayom. Прошу.

Вопрос: Здравствуйте, Посол. Мой вопрос касается того, что Вы сказали в начале: что возможна эскалация конфликта, и это охватывает Иордан и Израиль. Вы сказали, что обе страны глубоко вовлечены. Расскажите об этом более подробно, если возможно. Спасибо.

Посол Джеффри: Ну, в настоящее время главное, что вызывает обеспокоенность Иордана, судя по тому, что сообщают нам должностные лица Иордана, это продвижение Ирана в регионах, близких к Иордану, и, конечно, остатки террористических сил у иорданской границы. Иордан серьезно пострадал от террористических атак, и мы привержены сохранению его безопасности. Что касается Израиля, ситуация ещё более напряженная из-за размещения иранских ракетных установок большой дальности в Сирии; в прошлом году они дважды использовались против Израиля, и реакция Израиля на это привела к ряду событий, кульминацией которых стало сбитое сирийскими ракетами российское воздушное судно; возможно, это было сделано случайно, а может быть, это была намеренная эскалация, над предотвращением которой мы работаем круглосуточно, пытаясь добиться деэскалации конфликта и возобновления политических процессов.

Модератор: Большое спасибо. А теперь мы переключаемся на арабоязычную линию и принимаем вопросы журналистов, слушавших на арабском языке. Оператор, вы можете принять первый вопрос арабоязычной линии?

Вопрос: Спасибо. Здравствуйте. Посол, Вы сказали, что присутствие США в Сирии способствует тому, чтобы вынудить вооруженные силы под командованием Ирана покинуть Сирию. Не могли бы мы узнать, как этого можно добиться, особенно учитывая, что Вы несколько раз повторили, что военного плана по ведению боевых действий против Ирана в Сирии нет?

Посол Джеффри: Во-первых, в военном отношении, как отметили и наши воинские командиры, наше присутствие указывает на нашу приверженность безопасности в Сирии, имеется ли в виду защита от ДАИШ, которая находится в центре наших военных операций, или защита в более широком и дипломатическом смысле против вредоносного поведения Ирана, которое помогло созданию ДАИШ в Сирии, а также в Ираке. Опять-таки, мы видим политический процесс, который ведет к реформированию правительства Сирии и выводу не только сирийских, но и всех иностранных войск, прибывавших сюда с 2011 г. Сюда не входят русские, которые находились здесь ранее, но все остальные силы, по нашему мнению, будут готовы к выводу, если уйдут иранцы и будет политическое решение вопроса. Так что мы над этим работаем.

Модератор: Большое спасибо. Оператор, прошу принять следующий вопрос по арабоязычной линии.

Вопрос: Вопрос Маджида Аль Хатиба. Здраствуйте. Я с вебсайта Syria 24. Большинство в Конгрессе, что происходит, это большинство приведет к большему, к замораживанию многих действий. А как насчет различных санкций, как они повлияют на Иран, как они повлияют на Сирию и все остальное?

Посол Джеффри: Нам придется ждать, когда новый Конгресс соберется на сессию в январе. Я подхожу к этому оптимистично: наша основная политика в Сирии получила широкую внутреннюю поддержку в США.

Модератор: Большое спасибо. Оператор, прошу принять следующий вопрос по арабоязычной линии.

Вопрос: Ахмад Закария, Radio Al Kul. Здравствуйте, г-н Джеффри, Посол. Хотите ли вы ускорить формирование конституционного комитета, чтобы оно осуществилось до конца года? Вы сказали, что того, что было достигнуто на саммите, не удалось бы достигнуть без влияния США? Спасибо.

Посол Джеффри: Да, США активно работали со всеми четырьмя сторонами: правительствами Турции, Франции, Германии и России, чтобы попытаться обеспечить укрепление на саммите в Стамбуле нашей позиции по возобновлению политического процесса и деэскалации конфликта, и именно этого добился саммит в Стамбуле, призвав к длительному прекращению огня в Идлибе и формированию конституционного комитета до конца года. Так что США этим довольны и приветствовали данное коммюнике.

Модератор: Большое спасибо. Оператор, мы можем принять следующий вопрос по арабоязычной линии?

Вопрос: Ахмед Гомаа, Al Youm 7. Здравствуйте, и спасибо за то, что принимаете мой вопрос. Посол, Вы сказали, что для Сирии есть более новая стратегия. Есть ли у вас структура и сроки для реализации этой стратегии, и работаете ли вы над тем, чтобы остановить действия курдских вооруженных сил в восточной Сирии?

Посол Джеффри: Мы работаем со всеми нашими партнерами в направлении, во-первых, полного разгрома ДАИШ, и именно этим мы занимаемся на востоке страны в настоящее время при участии наших вооруженных сил и Сирийских демократических сил. В более общем плане мы не ставим сроки в связи с конфликтом в Сирии. Очевидно, что он продолжается слишком долго. Мы хотим положить ему конец как можно скорее, но мы не ставим сроки в отношении своего участия, потому что если бы мы это сделали, люди просто ждали бы, пока мы не прекратим участие. Поэтому мы дипломатически работаем по всем аспектам, чтобы достичь своих трех целей в Сирии, потому что мы думаем, что эти три цели абсолютно необходимы для мира, безопасности и прогресса на всем Ближнем Востоке.

Модератор: Большое спасибо. Мы примем следующий вопрос по арабоязычной линии.

Вопрос: Следующий вопрос от Дима Аль Сайеда. Здравствуйте, Джон Болтон сказал, что международное сообщество не будет обсуждать восстановление Сирии до того, как все прекратится. Каковы, насколько вы оказываете давление на Москву, чтобы добиться развития процесса? Спасибо.

Посол Джеффри: Мы пытаемся прояснить для России два вопроса. Во-первых, наличие в Сирии дружественного правительства в интересах России, мы не оспариваем наличие альянса с государством и военных баз. Мы также указали России на то, что для неё не является преимуществом существование такого партнера, как Сирийское государство, потерявшее половину населения, почти половину территории, которое не может принять международную поддержку при восстановлении из-за своего вредоносного поведения. Это подводит итог нашему диалогу с Россией.

Модератор: Большое спасибо. Оператор, прошу принять следующий вопрос по арабоязычной линии.

Вопрос: Абде Слам Секиа из Al Shorouq daily. Вопрос Мохамеда Амера, Al Watan Daily. Приветствую всех участников. Я из Al Watan, мой вопрос заключается в следующем: есть соглашения о прекращении огня и других действиях в Сирии, но они не достигли серьезных результатов. Как насчет координации между США и Египтом в отношении Сирии?

Посол Джеффри: Египет является важным членом того, что мы называем маленькой группой, вместе с Иорданом, Саудовской Аравией, Францией, Германией, Великобританией и США. Мы почти ежедневно координируем свои действия с нашими египетскими коллегами. Они являются важным стратегическими действующими лицами на всем Ближнем Востоке, и мы рады, что они оказывают нам поддержку в отношении наших общих целей, всех трех целей в Сирии.

Модератор: Большое спасибо. Оператор, прошу принять следующий вопрос по арабоязычной линии.

Вопрос: Вопрос от газеты Al Ayam. Тамам Абу Сафи из бахрейнской газеты Al Tama. У меня вопрос относительно того, о чем Вы упомянули, Посол, сказав, что существует квази-координация с русскими в целях разрешения конфликта, а как насчет присутствия Ирана или отрядов боевиков под руководством Ирана в Сирии. Какова ваша позиция, когда мы говорим о тысячах боевиков-шиитов, возглавляемых Ираном и находящихся в Сирии, если у России есть длительные стратегические преимущества и интересы, не против ли они вывода этих отрядов боевиков из Сирии?

Посол Джеффри: Во-первых, мы не называем их «шииты» и не относим к любой другой религии, мы называем их «отряды под командованием Ирана». Именно это, а не их религия, является предметом нашей обеспокоенности. Во-вторых, мы пытались четко дать понять России, что эти силы находятся в Сирии не просто для поддержки режима Асада, но для выполнения их долгосрочной региональной программы гегемонии и, в определенной степени, ниспровержения власти Сирийского государства, как они это сделали в Ливане, как они это сделали в Йемене, как они попытались сделать это в Ираке.

Модератор: Итак, мы подошли к концу сегодняшнего брифинга. Посол Джеффри, не хотите ли Вы что-либо сказать в заключение?

Посол Джеффри: Нет, благодарю Вас. Пристально следите за развитием событий в Сирии, потому что они влияют на войну и мир и прогресс на всём Ближнем Востоке. Это очень, очень важный вопрос, и он является таковым с 2011 г.

Модератор: Большое спасибо. На этом наш сегодняшний брифинг завершен. Хочу поблагодарить Посла Джеффри за то, что присоединился к нам, и всех тех, кто позвонил нам, за участие. Если у вас есть вопросы по поводу сегодняшнего звонка, свяжитесь с Региональным медиа-центром в Дубаи по электронному адресу dubaimediahub@state.gov. Большое спасибо.

Посол Джеффри: Спасибо.