В то время как ловушка американцев, подготовленная для Ирана, должна была захлопнуться на будущем саммите Международного агентства по атомной энергии, Тегеран нашел выход из тупика, нарушив сложившийся расклад. Германия, Франция и Великобритания стали гарантами того, что иранские ядерные установки носят мирный характер. Параллельно этому Иран доверил добычу газа новому игроку в регионе – Китаю. Отныне Тегерану больше не страшны угрозы экономических санкций, что дает ему право начать играть важную роль в Ираке, Ливане и оккупированной Палестине.
Соединенные Штаты уже давно ввязались в борьбу за контроль над мировыми энергетическими ресурсами. С одной стороны, они это делают для того, чтобы обеспечить самих себя, с другой – чтобы иметь возможность оказывать давление на другие индустриальные страны (доктрина Киссинджера). Они разумно сконцентрировали свои усилия на регионе Персидского Залива, обладающем 2/3 ныне используемых ресурсов.
В 2003 году Вашингтон сделал еще один шаг в этом направлении, завоевав разоруженный двенадцать лет назад Ирак с его важными запасами. Одновременно они оказывали внешнее давление на Иран, угрожая стране экономическими санкциями, а изнутри давили на Саудовскую Аравию, что спровоцировало целую волну терактов.
Дабы завладеть углеводородными ресурсами Ирана, Соединенные Штаты намереваются установить в Тегеране режим, который служил бы их интересам. Они надеются добиться этого экономическими и дипломатическими методами. С этой целью Вашингтон тщательным образом готовит необходимый материал: публикует нужную аргументацию, создает субсидируемые ассоциации и даже организует европейское медиа-турне вдовы и сына последнего Шаха [1].
Данная стратегия имеет целью дипломатически изолировать Иран, потом наложить на него экономические санкции и, наконец, сыграть на вызванном таким образом недовольстве общества, чтобы спровоцировать свержение режима мулл. А выдуманный предлог совсем неоригинален: Иран собирается обзавестись оружием массового уничтожения, чтобы напасть на своих врагов, в первую очередь на Израиль. По этой причине Тегеран можно обвинить в развитии военной ядерной программы, что идет вразрез с Договором о нераспространении ядерного оружия, участником которого он является.
Учитывая мало различимую границу, отделяющую гражданскую ядерную программу от военной, любое действие в этой области должно быть гарантировано. Иран пользуется своими нефтяными запасами для строительства гражданских ядерных установок. Это является главным направлением экономики Ирана, за что страну парадоксальным образом упрекают, мотивируя это тем, что стране, имеющей нефть, нет необходимости обладать ядерным потенциалом (этот аргумент, по всей видимости, не относится к самим Соединенным Штатам). На протяжении полутора лет американцы преумножали свои обвинения и подавали прошения в арбитраж Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) [2]. План Вашингтона это секрет полишинеля. Первая администрация Буша в период выборов не предпринимала никаких действий, которые бы усугубили ситуацию с Ираком. Но сразу же после них она потребовала, чтобы МАГАТЭ передало иранское дело в Совет Безопасности. После чего госдепартамент должен был в три этапа осуществить свой план. Первый этап предусматривал выработку резолюции, обязывающей Иран подчиниться МАГАТЭ, на втором этапе американцы потребовали бы прекратить производство ядерного топлива, а в соответствии с третьим этапом, иранцы должны были приостановить любую деятельность в ядерной области [3]. Не имея возможности доказать свою добросовестность, Иран подвергся бы серьезным экономическим санкциям, что спровоцировало бы его внезапный крах и внутренние волнения, что в конечном итоге привело бы к свержению в стране существующего режима.
Посредничество европейской Тройки
Дабы уберечь себя от столь печальной участи, Иран попытался положить конец своей дипломатической изолированности и возобновить действие союзов. Вот почему он попросил помощи у европейской Тройки (Германия, Франция, Великобритания). Иран позволил трем странам вмешиваться в свои дела, чтобы доказать свои добрые намерения и покончить с изоляцией страны, в частности вступив во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Ко всему прочему, европейцам было дозволено совершить несколько выгодных сделок, например, продав стране локомотивы. 21 октября 2003 года, по случаю помпезно обставленного визита трех министров иностранных дел европейских государств в Тегеран, был заключен договор, в соответствии с которым Иран давал свое согласие на сотрудничество в полном объеме с МАГАТЭ и даже на подписание Дополнительного протокола к Договору о нераспространении. Впоследствии МАГАТЭ и Иран при каждом изменении обстановки на международной арене организовывали встречи.
В Ираке Коалиция постепенно настраивает население против себя, так как она не соблюдает свои обязательства по восстановлению и демократизации страны. Пользуясь образовавшимся после свержения Саддама Хусейна вакуумом, Иран налаживает прямые связи с шиитским сообществом Ирака, а также со всеми представителями сопротивления. Тегеран продолжает поддерживать видимость своей сдержанности в отношении конфликта, используя это для содействия реорганизации шиитского сообщества.
В октябре 2004 года переговоры между Европой и Ираном ускорились и завершились подписанием нового договора в виде моратория, в соответствии с которым Иран прекращал свою деятельность по обогащению урана на время, пока стороны не договорятся о создании процедуры, которая гарантировала бы мирный характер ядерной программы страны. Но Тегеран оставлял за собой право нарушить данное решение, если Тройка начала бы затягивать процесс.
Решив внести свой моральный вклад в данные отношения, Верховный лидер революции аятолла Али Хомейни издает религиозный декрет, запрещающий от имени ислама атомную бомбу [4].
США, не обладая более никакими аргументами, которые они могли бы использовать против Ирана на собрании МАГАТЭ, назначенном на 25 ноября, незамедлительно запустили пропагандистскую кампанию в СМИ.
В статье, опубликованной 15 ноября в US World & News Report, один сотрудник разведывательных служб Военно-Воздушных Сил США подтвердил, что Иран планировал убийство руководителя временной администрации в Ираке Пола Бремера III [5]. Теракт должен был произойти 11 сентября 2003 года, то есть в годовщину терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Выбор дня подчеркивал ответственность Тегерана за теракты, которые мы якобы по ошибке переложили на Аль-Каиду и Ирак. Ко всему прочему иранцы финансировали иракское сопротивление, обещая за каждого убитого американского солдата вознаграждение в размере 500 $.
«Народные моджахеды», мало заслуживающая внимания организация, которую поддерживает Пентагон, одновременно провела 17 ноября в Вене и Париже пресс-конференцию [6]. Они утверждают, что доктор Хан, создатель пакистанской атомной бомбы, продал в 2001 году иранцам высокообогащенный уран [7]. Эта информация была тотчас же опровергнута Пакистаном [8]. «Моджахеды» также обвиняют Иран в том, что он обладает секретным полигоном для проведения военных испытаний.
Новый расклад
Тем временем два события коренным образом изменили ситуацию.
9 ноября министр обороны Али Шамхани заявил, что Иран в состоянии создать целый ряд ракет Шанаб-3 с радиусом действия в 2 тысячи км. Тегеран, таким образом, может ударить по Израилю в случае вооруженного конфликта [9]. Параллельно этому Иран предоставил ливанской организации Хезболла восемь беспилотных самолетов [10]. Такой самолет может незаметно вторгнуться в воздушное пространство Израиля, что позволяет положить конец легендарному израильскому контролю воздушного пространства.
Но самое главное, когда Вашингтон следил за разворачивающимися отношениями с европейцами, Тегеран вел еще одни переговоры о создании серьезного союза. В начале 2004 года Иран продал Китаю жидкий газ на сумму 20 миллиардов долларов. 28 октября министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане встретился в Пекине с генеральный директором Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чэнь Гэном. Вместе они доработали договор, позволяющий компании Sinopec эксплуатировать иранское месторождение Ядаваран. Китайцы смогут ежегодно добывать 10 миллионов тонн природного газа на протяжении 25 лет. Стоимость этого контракта оценивается от 700 до 1000 миллиардов долларов.
Внезапно клиентом номер один Ирана стал Китай, с которым у страны не было почти никаких торговых отношений за последний год. Тегеран раскрыл свои карты и больше не скрывает свои намерения, в соответствии с которыми Иран не собирается возобновлять договоры с Японией, которая была его основным клиентом, но в то же время вассалом Соединенных Штатов, что позволит ему еще больше укрепить отношения с Китаем. Россия была в курсе относительно планов Ирана [11] и выразила удовлетворение по поводу того, что Китай смог к счастью найти решение своих энергетических проблем, которые ей самой не удалось полностью решить [12].
Интересы Ирана и Китая удивительным образом дополняют друг друга. Иран является крупным производителем углеводородов, в то время как Китай является крупным потребителем. Китайские нефтяные и газовые технологии находятся на примитивном уровне развития, но месторождение Ядаваран легко разрабатывать. Оба государства имеют различные сферы влияния и давнишние исторические отношения, связанные « шелковым путем ». Обе страны готовятся к противостоянию с Соединенными Штатами. Китай до сих пор не был никак представлен в регионе, за исключением Судана [13].
Для Вашингтона это стало тяжелым ударом. Китай и Россия наложат вето на любой проект резолюции Совета Безопасности, который имел бы целью наложить санкции на Иран. И даже если Соединенным Штатам удастся убедить европейцев приостановить свои торговые отношения с Ираном, это компенсируется договором с Китаем. К тому же этот новый расклад усилит позиции Ирана в регионе, будь то в Ираке, Ливане или оккупированной Палестине. И отныне надо будет считаться с присутствием Китая на Ближнем Востоке.
[1] «Les bonnes raisons d’intervenir en Iran», Voltaire, 12 февраля 2004.
[2] «Nucléaire iranien : le piège des États-Unis» Paul Labarique, Voltaire, 19 ноября 2003.
[3] «Les USA tenaient prêt un plan en trois résolutions contre l’Iran», AFP, 17 ноября 2004.
[4] «Khamenei : l’arme nucléaire est contraire à l’islam», AFP, 5 ноября 2004.
[5] Еженедельное издание опубликовало специальные материалы, касающиеся преступлений Ирана: «The Iran Connection»
[6] «Les Moudjahidin perdus» Paul Labarique, Voltaire, 17 февраля 2004.
[7] «Khan a fourni de l’uranium enrichi à l’Iran en 2001, selon l’opposition», AFP, 17 ноября 2004.
[8] «Le Pakistan dément avoir livré de l’uranium à l’Iran», AFP, 17 ноября 2004.
[9] «L’Iran peut produire en masse les missiles Chahab-3, affirme un ministre», AFP, 9 ноября 2004.
[10] Происхождение самолетов раскрыла лондонская газета al-Sharq al-Awsat.
[11] Министр иностранных дел России Сергей Лавров находился 10 и 11 октября 2004 года с визитом в Тегеране.
[12] «La lente construction de l’alliance continentale», Voltaire, 25 октября 2004.
[13] «Cessez-le-feu au Soudan» и «Entretien avec Fodel Tijani», Voltaire 12 апреля и 14 сентября 2004.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter