Цены на нефть не переставали расти с 11 сентября 2001 года, даты, ставшей основополагающим событием для нового режима Соединенных Штатов. За два с половиной года цены на нефть увеличились вдвое. Этот рост вызван скорее спекулятивными махинациями на рынках, которые учитывают весьма краткосрочный «фактор риска», а не геологическими причинами или увеличивающимся спросом на энергетические ресурсы, последствия которых можно будет ощутить лишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе. На протяжении месяца рост цен ускорился настолько, что в скором времени цена за баррель может достигнуть 40 $. Спекулянты ожидают от администрации Буша неминуемого военного действия: либо это будут теракты теракты, ответственность за которые будет возложена на неуловимых исламистов, за чем последует дворцовый переворот в Саудовской Аравии [1], либо обычная атака на Сирию [2].

В среднесрочной перспективе увеличивающийся спрос на энергетические ресурсы на мировом уровне, виновниками чего являются экономика Соединенных Штатов и развитие промышленности в Индии и Китае, столкнется с проблемой снижения мирового предложения нефти. Мы также станем свидетелями значительного увеличения цен по мере того, как мы начнем эксплуатировать все более труднодоступные и дорогостоящие месторождения. А согласно прогнозам, основные месторождения, где будет добываться экспортируемая нефть на момент начала кризиса, находятся на Ближнем Востоке. Таким образом, для нефтяного предприятия Буша-Чейни предельно важно установить контроль над данным регионом и провести его через период нестабильности и даже хаоса.

31 марта 2004 года в статье, опубликованной газетой Le Monde, Ив Коше (Yves Cochet) предупредил французский правящий класс о снижении производства «обычной нефти» [3] в статье, опубликованной газетой Le Monde [4]. Депутат, представляющий зеленую партию, основывается на работах независимых геологов Ассоциации по изучению нефтяного пика(ASPO) [5].

В редакционной статье газеты New York Times Пол Крагмэн (Paul Krugman) заявил, что одна из основных целей вторжения в Ирак заключалась в быстром увеличении производства иракской нефти, что дало бы возможность отвечать увеличивающемуся спросу. Медиамагнат и один из главных сторонников войны в Ираке Руперт Мердок (Ruppert Murdoch) защищал войну за ресурсы следующими словами: «Лучшее, что мы могли бы извлечь из этой войны во благо глобальной экономики, если можно так выразиться, - это баррель стоимостью в 20 $». Крагмэн с тревогой заявляет, что эта цель не была достигнута. Свержения Саддама Хусейна и снятия эмбарго было недостаточно, чтобы начать добывать иракскую нефть в необходимых количествах. Рост мировых цен продолжается, каждый день бензин становится все дороже. Крагмэн отражает страх своих читателей и американцев в целом: настанет момент, когда придется пересматривать экономическую модель страны и ее образ жизни. Он отбрасывает иллюзорные технологические решения по причине сложностей геологического характера (бурение новых месторождений не остановит уменьшение количества нефти), чтобы в конце с озабоченностью заявить: «То, что мы должны сделать – это адоптироваться». Подобное заключение оставляет читателей перед выбором между признанием факта уменьшения нефтяных ресурсов (что ни один народ не сделает, пока его не принудят к этому) и решением уладить проблему военными средствами. Пойдя именно по этому пути, стратегия Буша лишь помогла обогатиться нескольким близким к нему компаниям, таким как Halliburton (рост дивидендов за три последних месяца составил 80%), но проблема так и не была решена, поэтому остается лишь надеется на стратегию Керри [6]. Как это ни парадоксально, но кандидат от демократов позиционирует себя в качестве продолжателя Буша-отца, который в 1991 году заявил: «Наш образ жизни не может быть предметом обсуждения».

В ближайшие годы источник добычи экспортируемой нефти постепенно будет перемещаться на Ближний Восток. Практически во всех остальных районах мира количество добываемой нефти начало необратимо сокращаться. Таким образом, ОПЕК неизбежно возьмет верх над странами, не входящими в него, что будет усиливать экономическую и политическую мощь организации до тех пор, пока индустриальная цивилизация будет зависеть от ископаемых горючих материалов. Именно этого боятся создатели «Большого Ближнего Востока» [7], почему они и хотят его изолировать посредством военной силы. Резервы Ближнего Востока являются ключом к мощи страны на ближайшие десятилетия. Теперь стал понятен настоящий смысл слов Джорджа Буша после событий 11 сентября 2001 года: «Вы или с нами или против нас».

В 2010 году страны Персидского залива будут контролировать 60 % мировой добычи нефти, и, что более важно, 95 % мировых экспортных возможностей. Нефть, которую добывают страны, имеющие значительное ее количество, в большинстве своем уходит на собственное потребление.

Учитывая геологические и экономические данные, призыв неоконсерваторов к войне можно охарактеризовать так: страны Персидского Залива, в большинстве своем мусульманские, будут иметь решающую экономическую власть над всем индустриальным миром, если только военная мощь «иудео-христианского мира» ему не помешает.

Le fameux « Pic de Hubbert » mondial, tel que modélisé par l’ASPO selon la technique d’estimation développée par le géologue Marion King Hubbert dans les années 50. En ce qui concerne le pétrole conventionnel (limite supérieure de la partie orangée), nous sommes actuellement sur un plateau, qui se manifeste par une importante fluctuation des prix liée à l’incertitude de l’offre à venir face à la demande toujours croissante.

Следуя этой логике, не является ли проблема «столкновения цивилизаций» проблемой распределения ресурсов, то есть экономической? Напрашивается лишь это объяснение, так как арабский мир не имеет никаких оснований, чтобы ненавидеть страну, которая в силу обстоятельств должна будет стать его экономическим вассалом. Аргументы в пользу культурного и религиозного столкновения являются лишь приманкой, направленной на то, чтобы вовлечь общественное мнение в конфликт, исход которого будет экономически благоприятен для того, кто его затевает.

La notion de réserves doit être considérée avec précautions. En effet, lorsqu’un État a atteint son pic de production, soit la moitié des réserves exploitables, sa production entame un déclin progressif et devient de plus en plus coûteuse. Ainsi les États-Unis, qui ont atteint leur pic de production en 1970, importent aujourd’hui plus de 60 % de ce qu’ils consomment. Leurs coûts de production y sont au moins trois fois supérieurs à ceux d’un pays comme l’Arabie Saoudite qui n’a pas encore atteint son pic. Les États signalés par une flèche verte sont donc les seuls capables d’augmenter leur production face au déclin des gisements dans le reste du monde. Les travaux de l’ASPO montrent que d’ici quelques années, cette augmentation ne suffira plus et la production globale déclinera, faisant basculer le marché mondial du côté de l’offre et non plus de la demande.

В самом центре нефтяной индустрии или на ее окраинах все же остается достаточное количество людей, для которых перспектива войны за ресурсы не является хорошей новостью. Они считают необходимым перераспределить мировые энергетические запасы. Многие предложили создать организацию, которая бы контролировала этот процесс. Это касается также и вышеупомянутого экологиста Ива Коше (Yves Cochet) и либерала Мэттью Симмонса (Matthew Simmons). Они и еще многие требуют срочного составления мирового плана, способного отразить неминуемый энергетический кризис [8]. В ситуации нехватки ресурсов вопрос о свободном рынке больше не затрагивается: самые мощные игроки превращаются в хищников для того, чтобы сохранить свой уровень жизни на прежнем месте. Именно к этой перспективе стремится тандем Буша-Чейни [9], открывая путь к Афганистану и Грузии, пытаясь свергнуть правительство в Венесуэле или захватывая Ирак.

Понятие « резервы » должно быть использовано с осторожностью. На самом деле, когда государство достигает производственного пика (когда добыта половина всех резервов), добыча нефти входит в период постепенного спада, становясь все дороже и дороже. Таким образом, Соединенные Штаты, которые достигли своего производственного пика в 1970 году, сегодня импортируют более 60 % потребляемой ими нефти. Их расходы на добычу нефти превышают показатели таких стран, как Саудовская Аравия, которая еще не достигла своего пика, в три раза. Подобные страны, таким образом, являются единственно способными увеличивать количество производимой продукции на фоне уменьшения количества добываемой нефти на месторождениях остального мира. Работы Ассоциации по изучению нефтяного пика(ASPO) показывают, что в ближайшие годы этого увеличения будет не хватать, что приведет к снижению темпов мировой добычи нефти. На сей раз мировой рынок будет потрясен нехваткой предложения, а не спроса. Темпы добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, начали снижаться, и в скором времени страны – члены ОПЕК, с Саудовской Аравией и Ираком во главе, начнут обгонять их. Ирак мог бы стать Троянским конем для Соединенных Штатов в случае, если бы они продолжали оккупацию страны. Необходимо также отметить, что страны ОПЕК, возглавляемые Уго Чавесом (Hugo Chavez), для усиления своего растущего экономического влияния размышляют над тем, чтобы превратить евро в основную валюту нефтяных сделок. Притом что Ирак выступил с этим предложением еще до вторжения "Коалиции в погоне за недорогой нефтью", после чего доллар незамедлительно восстановил свои позиции.

Знаменитый мировой « Пик Хуберта » основан на модели, предложенной ASPO, которая, в свою очередь, использовала технику расчетов, разработанную в 50-х гг. геологом Марионом Кингом Хубертом (Marion King Hubbert). В отношении обычной нефти мы видим значительные колебания цен, так как неизвестно, как может повести себя в будущем предложение в ответ на увеличивающийся спрос.

[1См.«Aucune amitié ne résiste au pétrole», Voltaire, 21 ноября 2003.

[2См. «La cible syrienne», Voltaire, 27 января 2004.

[3Нефть, называемая «обычной» является более доступной и легко добываемой, то есть наиболее рентабельной, в отличие от тяжелой нефти, полярной или глубоководной, которую называют «необычной нефтью».

[5Мы также опубликовали в нашей рубрике Controverses в том же выпуске перевод отчета Майка Рупперта (Mike Ruppert) по конференции ASPO, состоявшейся в Париже в мае 2003 года. Этот перевод Артура Лепика (Arthur Lepic) для Réseau Voltaire, присутствовавшего на конференции, подвергся многочисленным перепечаткам и был ошибочно присвоен другим авторам.

[6См. статью «Militarisme: John Kerry dans le texte», Voltaire, 28 марта 2004.

[7См. «Bush invente le Grand Moyen-Orient» Thierry Meyssan, Voltaire, 22 апреля 2004.

[9См. «Les ombres du rapport Cheney», Артур Лепик, Voltaire, 30 марта 2004.