Дебаты по поводу применения пыток в условиях « войны с терроризмом » недавно были возобновлены в одной статье, опубликованной в газете Washington Post, которая подтверждала, что Соединенные Штаты имеют секретные тюрьмы в странах Европейского Союза, ранее входивших в коммунистический блок. Эта статья вызвала скандал в США, а также в Польше, где депутат Матеуш Пискорски (Mateusz Piskorski), участвовавший в конференции «Ось Мира», пытался добиться объяснений польского правительства. Эта проблема была еще раз поднята на прошлой неделе после обнаружения тайной башни в здании министерства внутренних дел Ирака, где содержались сотни исхудавших и измученных заключенных, которые подвергались пыткам со стороны полиции, подготовленной и вооруженной сотрудниками ЦРУ. Эта разрозненная информация дает краткую характеристику практике применения пыток, уже ставшей обычным явлением, благодаря решительной политике, проводимой неоконсерваторами.

Эта ситуация огорчает атлантистские круги, не относящиеся к неоконсерваторам.
« И в этом сущность западной гегемонии? », - задается вопросом в венской газете Kurier едва замеченный в антиамериканизме австрийский обозреватель и политолог Вальтер Фридл (Walter Friedl). Одним предложением он выразил отношение общественности к применению Соединенными Штатами пыток, а также к обнаружению международной сети секретных тюрем, созданной ЦРУ. Пораженный отказом от соблюдения принципов, на которых основывался образ « свободного мира » во время холодной войны, он видит
необходимость в смене власти в Вашингтоне для того, чтобы прекратить это политическое варварство. Бывший президент США Джимми Картер в изданиях Los Angeles Times и Clarin объясняет сложившуюся ситуацию. Он заявляет, что администрация Буша отказывается от принципов, на которых основывается « Америка» вот уже на протяжении 230 лет. Это не ограничивается применением пыток. По мнению бывшего президента – демократа, администрация Буша видоизменила традиционную политику Вашингтона во всех сферах. Джимми Картер в ходе недавней конференции заявил, что на самом деле на выборах был избран Ал Гор, а не Джордж Буш мл., который занял пост президента незаконным путем. Бывший президент, таким образом, намекает, что в Соединенных Штатах произошла смена режима.

На ЦРУ сыплются обвинения, и многие бывшие сотрудники из руководящего состава этого учреждения высказывают свою точку зрения, чтобы осудить происходящие события. В интервьюCNN адмирал Стэнсфилд Тернер, директор ЦРУ с 1977 по 1981 гг., выступает против желания Дика Чейни наделить разведывательные службы исключительным правом применять пытки. Он выдвигает на передний план принцип обоюдности, который лежит в основе Женевской Конвенции: если Соединенные Штаты начнут использовать практику пыток, американские войска больше не будут защищены от применения пыток против них самих. Эту же точку зрения разделяет в газете Washington Post бывший советник ЦРУ Джеффри Смит, который опасается, что вместо ЦРУ появится “CTA” [1], то есть центрального управления пытками, применение которых принесет больше зла, чем добра. Во время войны, под влиянием стресса, можно легко спутать пределы дозволенного поведения, тогда последуют злоупотребления. И если эти злоупотребления будут иметь место, какой аргумент будут использовать Соединенные Штаты в случае, если взятые в плен американские солдаты также будут подвергаться пыткам? Бывший директор антитеррористического центра ЦРУ Винсент Каннистраро, в свою очередь заявил на CNN, что даже если секретная тюрьма для пыток в министерстве внутренних дел Ирака и была обнаружена американской армией по наводке иракской полиции, то полувоенные силы, которые стоят у истоков многих терактов, убийств, похищений и применения пыток, сформированы и вооружены секретными службами Соединенных Штатов и Великобритании.

Бывший посол Великобритании в Узбекистане и участник конференции «Ось мира» Крег Мюррей был как раз отправлен в отставку за то, что выдал факт пособничества Соединенных Штатов и Великобритании диктаторскому режиму союзника Запада Ислама Каримова. В лондонской газете Independent он выступает против антитеррористических законопроектов британского правительства, которые четко предусматривают применение пыток, и использование добытой подобным образом информации в суде. По сути, британские службы уже широко используют эту практику в сотрудничестве со своими американскими коллегами, а также с другими странами, которые открыто применяют пытки. Приводя в пример случай с Узбекистаном, он напоминает об использовании жестоких методов получения информации через ЦРУ. Он также говорит о том, что большая часть жертв этой практики - политики. Можно ли продолжать основывать нашу национальную оборону на подобной практике? Не это ли поддерживает терроризм?

[1прим. пер.: "CTA, то есть Центральное управление пытками"