В связи с неминуемым началом переговоров о вступлении в единую Европу, Евросоюз располагает инструментом, который позволит постепенно заменить функции верховного представителя. Многочисленные реформы, необходимые для вступления в ЕС, быстро перерастут неполные Дейтонские соглашения. Мы должны воспользоваться этим козырем, так как я по опыту знаю, что точка зрения трех боснийских народов совпадает, по крайней мере, в одном вопросе: о вступлении в ЕС.

Распределение ролей по этническим квотам было необходимо в стране, где гражданская война разрушила всякое доверие между сообществами. С постепенным возвращением доверия, например в области управления и охраны порядка, можно надеяться на ликвидацию этих мер. Соглашение Mravkovica-Sarajevo, подписанное в 2002 году, уже стало первым шагом на пути к восстановлению равенства прав между сербами, боснийцами и хорватами.

Подводя итог десятилетия, прошедшего после подписания Дейтонских соглашений, можно констатировать, что сегодня страна находится в критическом экономическом положении, а уровень безработицы превышает 40%. Но нужно вспомнить, в каком состоянии находилась страна после войны: 200 000 погибших, более двух миллионов беженцев, на 90% уничтоженная экономическая инфраструктура. Кроме того, Босния была полностью лишена промышленного сектора, так как довоенная промышленность была сосредоточена в черной металлургии и производстве вооружений. Я сожалею, что мы слепо воспользовались неолиберальными рецептами, максимально приватизировав предприятия и открыв дорогу к рынку иностранным инвестициям. Было бы более разумно пройти через переходную стадию с определенной долей протекционизма со стороны государства, что способствовало бы восстановлению экономики.

В мае 2002 года я заявил о неминуемой поимке Караджича и Младича, и то, что они до сих пор на свободе, является не только моим личным разочарованием, но и препятствием на пути к нормализации обстановки. До тех пор, пока Караджич и Младич будут восприниматься частью сербского населения как герои, они будут находиться в относительной безопасности. Это свидетельствует, с одной стороны, о провале НАТО, а с другой стороны, о недостатке мужества у политиков, в противоположность Джинджичу, осмелившемуся выдать Милошевича Гаагскому суду. Тот факт, что и сегодня мы видим людей, одетых в футболки, прославляющие этих двух преступников, говорит о том, что мы потерпели частичную неудачу в попытке объяснить людям все обстоятельства этого трагического конфликта. Но в этом также нужно видеть протест против невозможности политического самовыражения. Подобный протест существует и у нас, в Австрии или Германии, когда люди прославляют кровавую систему прошлых лет, так как не находят себе места в настоящем.

Источник
Der Standard (Австрия)

« Die drei Völker eint Europa», Wolfgang Petritsch, Der Standard, 19 ноября 2005.