Помирившись со всеми соседями, Германия, к счастью, с окончанием Второй мировой войны перестала быть государством на линии фронта. Но вместе с этим мы также стали политически незначительными. Влияние в международных отношениях зависит и от экономической мощи, однако, длительный кризис, который переживает наша страна, привел нас к ситуации, которую можно описать следующим образом: «Германия, которую нам завещала красно-зеленая коалиция, - слабеющая держава с растущими амбициями».

Негативное отношение Герхарда Шредера к иракскому конфликту было всего лишь видимостью независимости от США. Фактически оказалось, что единственная оставшаяся сверхдержава отныне принимает решения, не спрашивая Германию, и наш голос слышен лишь тогда, когда мы выступаем совместно с другими европейскими странами. Поэтому, мадам Меркель, предлагаю вам список советов, своего рода дорожную карту для нашей новой внешней политики.

 Воспользуйтесь Евросоюзом и другими международными организациями для усиления позиции Германии и ее национальных интересов. Идет ли речь о стабильности Востока или доступе на международные рынки, мы можем победить лишь в союзе с нашими европейскими партнерами. Мы можем сыграть роль посредника в урегулировании кризиса в европейском измерении франко-британских отношений. Эту роль вы сможете сыграть в декабре. Так же обстоят дела и в отношении НАТО, в частности, ввиду возможного противостояния по поводу Ирана. И здесь тоже мы можем воспользоваться нашей центральной позицией между Европой и США.

 Равноудаленность от Франции и США – государственный интерес Германии. Здесь мы также должны играть посредническую роль, а не равняться на Францию, ссорясь с другими партнерами, как это было ранее.
 Большое значение имеют и наши отношения с Варшавой, они, возможно, важнее наших связей с Парижем. При Герхарде Шредере создавалось впечатление, что Германия вновь пожертвовала Польшей ради дружбы с Россией. Это положение должно измениться… Изменения должны начаться в вашем кабинете, украшенном портретом Екатерины второй, царицы, не менее трех раз расчленявшей Польшу, пока она вовсе не исчезла.

 Пусть наши амбиции соответствуют нашим политическим и финансовым возможностям. Нам не удалось войти в Совет Безопасности ООН, так как Берлин представил свою кандидатуру не в виде вклада новых идей, а в виде заявления «кто больше всех платит, тот и должен решать». Однако наши вооруженные силы не укомплектованы и недостаточно финансируются. 6500 солдат, включая тех, кто находится в регионах, вряд ли представляющих стратегический интерес для нашей страны. В частности, я имею в виду север Афганистана.

 Определяйте внешнюю политику из своего кабинета, не уступая эти функции вашему министру иностранных дел, но и не обманывая его. Вашему предшественнику это не удалось, и вы рискует оказаться в таком же положении. Прагматичный Франц-Вальтер Штайнмайер способен под давлением СДПГ продолжить политику Йошки Фишера, например, в отношениях с Россией или США. Ваша предвыборная программа и соглашение о создании коалиции не дают четкого и конкретного представления о вашей направленности во внешней политике. Очень быстро вы поймете, что, столкнувшись с реальностью, эти расплывчатые заявления станут недостаточными

Источник
Welt an Sonntag (Германия)

« Memo an Angela Merkel: Für eine neue Außenpolitik», Peter Müller, Welt Am Sonntag, 30 октября 2005.