Подводя итог десятилетнему евро-средиземному партнерству, можно сделать вывод о спорных результатах в области защиты прав человека и реализации фундаментальных свобод. Свобода прессы, независимость правосудия, демократизация политических систем и право на собрания оставляют желать лучшего. Тем не менее, этот процесс позволил разработать финансовые инструменты и установить отношения с неправительственными организациями и гражданскими обществами путем политического диалога.

В центре партнерства находятся две главные европейские проблемы: управление иммиграционными потоками и борьба с терроризмом. Увы, наши депутаты и гражданские общества приняли недостаточное участие в достижении полученных результатов. Для участия всех средиземноморских стран необходимо вовлечение политических и общественных деятелей региона.

Новая европейская политика соседства (PEV) включает в себя эффективные национальные планы действий с более конкретными целями в области демократии и фундаментальных прав. Но эти цели пока еще не получили четкой оценки подкомитета по правам человека, так как ЕС принял просьбу Израиля не создавать оценочного подкомитета. С этого момента Европа соглсилась на пристрастную и двойную политику, теряя доверие в глазах других партнеров, таких как Марокко, Иордания или Тунис. Что касается изучения ситуации в области прав человека путем рассмотрения конкретных случаев, то это предложение спорно. И здесь главной проблемой является индивидуальный характер оценки, и правозащитники не могут успешно работать в этих странах.

Евросоюз не способен создать в регионе механизм давления. Здесь символичен пример Туниса. Поэтому ЕС должен, в первую очередь, найти способы давления, чтобы избежать ослабления своего имиджа на международной арене. Можно, например, приостановить финансирование в некоторых областях, разумеется, не ставя под угрозу экономическое развитие страны. В конце концов, Тунис представляет вызов надежности евро-средиземноморского процесса.

Необходимо отказаться от идеи, что ЕС является «профессором» в области демократии, и не впадать в неоколониальный тон. Нужно, скорее, создать совместную базу демократических обязательств посредством подписания международного пакта. Гражданское общество стран Третьего мира разделяет такие наши ценности, как свобода собраний, прессы и правосудия. Отмечу также, что требования, вытекающие из борьбы с терроризмом, подвергают испытанию продвижение демократии и соблюдение прав человека.

Источник
Cafe Babel (Франция)

« L’UE n’est pas le professeur en matière de démocratie », Hélène Flautre, Cafe Babel, 28 ноября 2005.