Парламентские выборы в Египте, растянувшиеся более чем на месяц, закончились 7 декабря 2005 года. Во время этих выборов полиция нападала на толпу и применяла технику для подавления беспорядков на участках для голосования. Насилие привело к смерти 11 человек, а более тысячи египтян получили ранения.

Партия президента Хосни Мубарака вновь получила большинство голосов, заняв две трети мест в Ассамблее, но, помимо насилия, особенное внимание на этих выборах привлекли единогласные заявления о фальсификации выборов и прорыв Братьев мусульман, официально запрещенных в Египте, но отныне открыто участвующих в политических дебатах. Фундаменталистская партия получила 88 из 444 мест в египетской Ассамблее. Этот успех впечатляет, учитывая что представители Братства были занесены в списки лишь трети избирательных округов.

Достигнутые партией результаты стали следствием относительной открытости египетского режима и давления, оказанного Вашингтоном на Каир, являющийся одним из главных получателей американской экономической и военной помощи. Повторное появление на политической сцене Братьев мусульман и центральная роль, которую эта партия несомненно будет играть в ближайшие годы, вызывает множество вопросов.

Автор редакционных статей официальной египетской газеты Al Ahram Мохамед Сид-Ахмед явно с трудом может дать прогноз будущего развития своей страны. Он выражает тревогу в связи с угрозой египетских судей бойкотировать контроль следующих выборов, насилия и фальсификаций, и ставит в своей статье больше вопросов, чем ответов о будущем страны. Какими станут будущие политические альянсы? Как власть отреагирует на новый расклад политических сил? Автор уверен лишь в одном: отныне Братья мусульмане находятся в сердце политического процесса. Хоть и не представляя парламентское большинство, они доказали, что популярны вопреки официальному запрету со стороны власти, которая продолжает наносить по ним удары, несмотря на то, что отныне партия действует открыто.

Ориентиры правящего класса изменились, и он застыл в ожидании.

Символом этих изменений стало то, что отныне газета Al Ahram в изобилии предоставляет печатное место Братьям мусульманам, которые выражают свое мнение в качестве должностных лиц, в то время как их партия по-прежнему находится под официальным запретом. Так, в течение нескольких недель не менее трех высокопоставленных членов партии изложили свою программу на страницах газеты. Общую тональность этих статей можно охарактеризовать как желание успокоить общество. Так, лидер братства Мохамед Махди Акеф предоставил газете интервью в котором заверил, что его партия продолжит мирную политическую борьбу, успокоив христианское население Египта в отношении своих намерений. Это же стремление успокоить христиан сквозит и в статье сотрудника идеологического отдела партии Абделя-Монейма Абул-Фотуха, опубликованной во все той же Al Ahram.

Однако один из официальных представителей Братьев мусульман Эссам Эль-Эриан с большей охотой поделился политическими планами партии. Он подчеркнул религиозную основу программы и желание реформировать Египет, а потом и весь арабо-мусульманский мир на базе ислама, не исключая, однако, и христиан (намек на коптское население Египта). Он настаивает на том, что Братья мусульмане скрупулезно соблюли все положения египетского закона, и требует, чтобы отныне оппозиция, а значит и его партия, получила больше прав. Однако, хотя автор и излагает идеологическую базу партийной программы и говорит о стремлении к реформам, он не приводит ни одного примера политики, которую будут проводить Братья мусульмане.

Стремление Братьев мусульман успокоить общественность, ощутимое в публикациях Al Ahram, не ограничивается египетской прессой. Так, заместитель председателя партии Хайрат Эль-Шатир успокоил британский электорат на страницах британской газеты левой направленности The Guardian. Он утверждает, что его движение продолжит мирное завоевание власти, несмотря на запугивания со стороны официальных лиц Египта, которых он обвиняет в том, что они полностью продались Западу, в основном США. Затронув программу партии, он похвалился изложенным в ней проектом демократической реформы Египта, которая затронет всех граждан вне зависимости от их вероисповедания. В своей статье автор почти не ссылается на ислам, но афиширует твердое стремление бороться против американского вмешательства в дела Египта. Для подобных заявлений наименее проамериканская из всех британских СМИ представляется верным выбором.

Однако, учитывая огромное влияние Вашингтона на политическую жизнь Египта, на первое место выходит вопрос об американской поддержке Братьев мусульман, тем более что можно отметить небольшие изменения в заявлениях комментаторов политической ситуации Египта в западной прессе.

Неоконсерваторы систематически атакуют президента Хосни Мубарака в прессе, а некоторые из них, как Лоран Муравич, даже призывали к изменению политического режима в Египте на рабочих собраниях в Пентагоне. Поэтому не вызывают удивления антиегипетские заявления Нира Бомса , вечного противника арабских режимов, члена Фонда защиты демократий и бывшего израильского функционера, изложенные на страницах газеты New York Post. Автор изобличает массовые нарушения в ходе выборов, нанесшие особенный ущерб его любимой партии Ghad и способствовавшие успеху Братьев мусульман. Опираясь на доклады Международной амнистии, изобличающие применение пыток в Египте, а также на доклады американского госдепартамента о свободе вероисповедания коптского населения, автор рекомендует Вашингтону принять более жесткий подход к оказанию помощи Египту в обмен на политические и экономические реформы. Однако Бомс забывает уточнить, что применение пыток в Египте часто проходит с согласия и при поддержке Вашингтона, который специально для этого отправляет сюда своих заключенных. В этой избирательной памяти, свойственной неоконсерваторам, нет ничего нового.

Тем не менее, в статьях других авторов можно отметить тонкие изменения риторики и даже определенные ухищрения, направленные на скрытую поддержку Братьев мусульман.
Так, известный в СМИ египетский оппозиционер Саад Эддин Ибрахим, изобличает (на этот раз только в одной газете) махинации, организованные властью на прошедших выборах. В статье, опубликованной в Los Angeles Times, он заявляет, что фальсификация стала реакцией власти на опасение, что победу одержат Братья мусульмане. Автор требует, чтобы отныне США вынуждали египетского президента вести переговоры со всеми политическими партиями, в том числе и с теми их представителями, которых он называет «мусульманскими демократами». В это туманное определение автор включает и Братьев мусульман. В заключение он делает, возможно намеренно, туманные и двойственные выводы. Тем не менее, автор определенно выступает за изменение египетского режима и, как обычно, заявляет, что страной «уже 50 лет» правит авторитарный режим (это свойственное автору заявление противопоставляет авторитарную революцию Насера воображаемой либеральности монархии).

Отметим, что несколько недель назад тот же Саад Эддин Ибрахим опубликовал в Wall Street Journal статью о судьбе коптских христиан в Египте, не упомянув о Братьях мусульманах. Однако судьба христиан в мусульманских странах является одной из навязчивых идей американских читателей консервативной прессы, и эта тревога обычно касается условий жизни, устанавливаемых для христиан мусульманскими фундаменталистами. В этом конкретном случае Ибрахим обвинил режим Мубарака, обойдя братство молчанием.

Двусмысленность проявляется и в статье, опубликованной Джексоном Дилом в Washington Post и Jerusalem Post. Журналист выразил свою поддержку «умеренной» египетской оппозиции и с сожалением отозвался о влиянии Братьев мусульман. Он утверждает, что братство поддерживает Хосни Мубарак, пользуясь им как пугалом. По его мнению, египетская власть способствует популярности фундаменталистов с целью привлечь на свою сторону Запад, выступив в роли наименьшего зла. Однако журналист заявляет, что нельзя уступать этому шантажу, и вдруг находит достоинства у Братьев мусульман, рекомендуя сделать все, чтобы помешать Мубараку передать власть своему сыну. В том числе и поддержать Братьев мусульман? Автор не говорит этого, но невозможно отрицать тот факт, что только эта партия способна сегодня захватить власть в Египте.

На страницах The New York Press политолог Роберт Зелигер заявляет, что сложно предугадать, какой политики будут придерживаться Братья мусульмане в случае прихода к власти. Их программа расплывчата, а судить об их намерениях по прошлой деятельности нельзя, так как во главе движения встало новое поколение. Автор утверждает, что некоторые из партийных лидеров, с которыми он встречался, выражали свое восхищение политикой Джорджа Буша в отношении гомосексуализма и абортов. Короче говоря, нельзя сравнивать прошлое и настоящее партии, которая, конечно, консервативна, но не более чем американские республиканцы, и не производит впечатления слишком уж антиамериканской. Следовательно, беспокоиться не о чем.
Учитывая атаки на «исламский фундаментализм» на страницах воинственной англо-саксонской прессы, представляется достаточно сложным заявить о том, что будет оказана поддержка партии Братья мусульмане в Египте. Однако эксперты, похоже, начали понемногу готовить к этому общественное мнение. Мы уже анализировали ранее статью бывшего аналитика ЦРУ Руэла
Марка Герехта
. На страницах немецкой газеты Die Welt он утверждал, что Братья мусульмане представляют собой наименьшее зло, и не стоит упорно поддерживать светские движения в арабо-мусульманском мире. Эта статья может быть воспринята как поддержка Братьев мусульман как в Сирии, так и в Египте, доказывая, что администрация Буша готова вновь использовать некоторые религиозные мусульманские движения против националистических арабских движений, выступающих против ее колониальных замыслов.

По мнению аналитика в области безопасности, демократа Роберта Дрейфусса, в возврате к этому подходу нет никаких сомнений. На страницах The Nation Institute он выражает озабоченность политикой администрации Буша и во имя принципов realpolitik (отличается прагматизмом, отказом от идеологических догм – прим.пер.) выступает против «демократизации» Египта, которую, по его мнению, замыслил Белый дом. Автор считает, что поддержка демократии в Египте означает поддержку Братьев мусульман, и именно эту цель преследует администрация Буша. Дрейфусс, напротив, рекомендует поддержать существующий в стране статус-кво, прекратить оказывать давление на Мубарака и покончить с американской политикой влияния в Египте, дав египтянам возможность самим изменять политическую обстановку, как они того хотят.

Это последнее замечание особенно пикантно, учитывая, что оно исходит от человека, приближенного к Джорджу Соросу.