К Ближнему Востоку вполне применим принцип домино. Братья мусульмане представляют собой некую наднациональную силу, распространяющую свое влияние от Алжира до Пакистана; члены организации знают друг друга, встречаются, дискутируют и сотрудничают. Однако опасная сила, которая исходит от религиозного фанатизма, подпитываемая яростью, горечью и разочарованием, не знает границ.

Египту, тяжеловесу в арабском мире, будучи, однако, далеко не самой густонаселенной страной, угрожает режим, который представляют Братья мусульмане. Наблюдатели едины во мнении, что эта организация стала основной оппозиционной силой. Соединенным Штатам стоит проанализировать нелегкий опыт авторитарных стран при переходе к демократии, проявить осторожность и не давить на Египет с целью скорейшего проведения выборов и установления демократии в стране. К тому же, в планы США не входит вмешиваться в дела египетского государства. Идея того, что демократия лучшее средство от терроризма уже доказала свою несостоятельность. Грэгори Гоуз замечательно проиллюстрировал это в статье Can Democracy Stop Terrorism?, опубликованной в журнале Foreign Affairs (сентябрь-октябрь).

Тем не менее, администрация Буша стремится любой ценой навязать свои представления о демократии. Две недели назад Кондолиза Райс возмущалась по поводу того, что египетские чиновники упрекнули ее в том, что National Endowment for Democracy, USAID и другие государственные агентства выделяли денежные средства оппозиционным египетским движениям. Президент Хосни Мубарак, долгое время поддерживавший Запад, всегда рассматривался в качестве незаменимого союзника еще со времен Холодной войны. Будучи убежденным антикоммунистом, он выступал за мир с Израилем и снабжал оружием американцев, когда те воевали против Советского Союза в Афганистане в 1980-е гг. и во время первой войны в Заливе в 1991 году. Сегодня же в Вашингтоне его постоянно называют кровавым диктатором такие влиятельные персоны республиканского лагеря, как Ньют Гингрич и Ричард Перл.

Учитывая тесное сотрудничество Египта с Западом, ни один член администрации Буша-мл. (и мало кто из неоконсерваторов) пока не может рискнуть публично заявить о том, что хочет «смены режима» в Каире, но именно этого они и хотят. И большинство из них уже готовы это сделать, способствуя приходу к власти силы, подобной Братьям мусульманам.

Один из наиболее видных мыслителей-неоконсерваторов, офицер ЦРУ в отставке Руэл Марк Герехт, который сейчас работает в Американском институте предпринимательства, открыто говорит в своей книге The Islamic Paradox, что предпочитает скорее Аятоллу Хомейни, чем Мубарака. Еще в 1950-е годы британские секретные службы вместе с ЦРУ оказывали поддержку Братьям мусульманам, когда те боролись против Насера, родоначальника исламского национализма. Саид Рамадан, зять одного из основателей Хасана аль-Банна, будучи высокопоставленным агентом ЦРУ, создал филиал организации в Женеве. Оказание финансовой и стратегической помощи продолжается и до сих пор: потоки идут через Саудовскую Аравию.
Администрация Буша реализует очень странную и самоубийственную стратегию. Прежде всего, вызывают много вопросов выбранные американцами политические и военные меры, которые воспламеняют регион и укрепляют людей в вере, как в политический Ислам, так и в его террористические проявления. Далее, как мы наблюдали в Ираке и, возможно, увидим в случае с Сирией и Египтом, США прилагают значительные усилия, чтобы добиться «смены режима» в странах, где известно, что основной силой, находящейся в оппозиции, и которая возможно придет к власти, являются Братья мусульмане или ее клоны. Такая политика является гарантией бесконечной войны в регионе.

Источник
The Nation Institute (США)

« Bush’s Deadly Dance with Islamic Theocrats », Robert Dreyfuss, The Nation Institute, 7 декабря 2005.