18 декабря 2005 года « кокалеро » (производитель коки) Эво Моралес, возглавлявший Движение к социализму (MAS), был избран президентом Боливии в первом туре голосования. ЦРУ и Национальный вклад в демократию отказались от намерения оспорить легитимность выборов, учитывая присутствие международных наблюдателей (в их числе были и сотрудники «Сети Вольтер»), деятельность которых была организована испанской компанией CEPS.
Эта статья стала для нас возможностью объявить читателям, что к нашей независимой информационной сети присоединилось еще одно СМИ - BolPress. Это информационное агентство усилило уникальный механизм, в течение одного года ставший в обеих Америках главным источником независимой политической информации в глобальной системе.
Международная пресса прокомментировала победу Моралеса с некоторой нерешительностью, отражающей вывод американских капиталовложений из южного континента, а также незнание истории и особенностей развития южноамериканских стран.

Призванные быть местом дебатов и выражения различных точек зрения, рубрики «мнений» мейнстримной прессы государств–членов Атлантического альянса за редким исключением становятся инструментом распространения единого видения событий, главным элементом «фабрики согласия». Было бы преувеличением заявлять, что в этих рубриках никогда не содержится аргументов, идущих вразрез с доминирующим мышлением, но, как, к несчастью, видно из выпусков нашей рубрики Свободная точка зрения, подобные исключения встречаются крайне редко. Рубрики «мнений» дают место неполноценным дебатам, в которых противники, конечно, приводят противоположные аргументы, но основываются на едином видении международных отношений. Отличные от общепринятых точки зрения появляются лишь на страницах газет, предназначенных для других культур. Отсюда и наш интерес к российской, арабской или латиноамериканской прессе.

Однако, что случается довольно редко, неожиданное событие стало причиной какофонии в рядах медиа-экспертов и авторов редакционных статей в мейнстримной прессе. Унификация мышления предполагает, что диапазон обсуждения будет задан какой-либо властью. Именно это произошло в случае с избранием Эво Моралеса. Хоть результаты голосования и не стали сюрпризом, аналитики оказались плохо к ним подготовленными.
Большая часть левых сил из принципа традиционно поддерживает политические партии с социальным уклоном и ренационализацию национальных богатств, и для них избрание Моралеса стало хорошей новостью, хотя некоторые левые и поставили под сомнение свои убеждения. Часть неолибералов выразила тревогу в отношении политики, которая может последовать. Другие же заявили, что не стоит опасаться Моралеса, которого они считают либо очень умеренным политиком, либо пользующимся слишком незначительной поддержкой населения для того, чтобы реализовать политику, которая всколыхнет страну. Пресса разделилась и в отношении союзников нового президента. Если большинство газет представило его союзником Уго Чавеса, то французская газета Le Monde утверждает, что эти политики находятся в состоянии крупной ссоры [1].

Тем не менее, американские праворадикалы уже высказали свое мнение о новом боливийском президенте. В редакционной статье от 22 декабря 2005 года газета преподобного Муна Washington Times заявила, что в Боливии был избран «враг Америки», выразив тревогу в связи с ликвидацией уголовного наказания за выращивание коки и ренационализацией нефтяных ресурсов.

Эту точку зрения разделяет и развивает на страницах MenNews Daily и Free Republic заместитель председателя Национальной ассоциации начальников полиции, советник по «антитеррористической борьбе» Джим Коури. Он призывает к ниспровержению Моралеса, вперемешку называя его «коммунистом», «врагом Америки» и союзником наркоторговцев. Автор резко критикует левые американские круги, приветствовавшие избрание Моралеса, приравнивая их к токсикоманам. Отмечая слабость боливийской армии, он предлагает «меры», направленные на то, чтобы помешать Боливии развить в США торговлю кокаином. Этот предлог для вторжения уже был использован в 1989 году в Панаме. Несмотря на радикальный тон статьи, не стоит относится к ней легкомысленно. Действительно, будучи лишь кандидатом на президентский пост, Эво Маралес заявил, что его предшественник Эдуардо Родригес отдал США ракеты, находившиеся в ведении боливийской армии, сделав возможным американское военное вторжение. Мы посвятили этой теме отдельную статью. Со своей стороны, Коури не удовольствовался публикацией лишь в одном СМИ, поместив через несколько дней еще одну статью на эту же тему все в той же MenNews Daily.

Эта точка зрения, как и представления о президенте Моралесе, еще не распространилась по всем СМИ. Сейчас пресса, скорее, задается вопросами.

Со своей стороны, испанские консерваторы также колеблются между осторожностью и легким беспокойством.
Испанский депутат, консерватор и немного патерналист Хесус Лопес-Медел, дает новому президенту советы по управлению страной в правоцентристской мадридской газете El Mundo. Он утверждает, что Эво Моралес должен, прежде всего, восстановить порядок в стране, покончить с кумовством и открыть Боливию для иностранных инвестиций, то есть нарушить свои политические обещания и продолжить политику своих предшественников. Автор, однако, выражает сожаление в связи с восхищением Моралеса, испытываемым к Фиделю Кастро и Уго Чавесу, выражая свое неодобрением лишь этим замечанием. Какое значение имеют слова, если Моралес сделает то, что от него требуют! Но сделает ли он это?

Ученый Карлос Маламуд успокаивает читателей на страницах крайне консервативной испанской газеты ABC. Конечно, Моралес находится в близких отношениях с Чавесом и Кастро, но аналитик считает, что у него нет настоящей избирательной базы, и он стал президентом лишь благодаря поддержке среднего класса и его желания восстановить порядок. Если Моралес выйдет за рамки своей программы, его президентский мандат будет урезан.
Международная служба газеты New York Times широко распространила комментарий перуанского исследователя Альваро Варгас Ллоса. На страницах New York Times, International Herald Tribune и аргентинской газеты Clarin автор выразил мнение, что у Эво Моралеса априори не будет средств для реализации своей политики, а его предвыборные речи обманули боливийцев. С его точки зрения, Боливия слишком нуждается в иностранных инвесторах, чтобы проводить политику, которая напугает их. Боливия зависит от Бразилии, оказывающей сдерживающее влияние, а власть в стране слишком нестабильна, и Моралес не сможет принять радикальных мер. Однако все зависит от отношения Вашингтона. Если США возьмутся за Моралеса, население объединится вокруг него, выступив за радикальные меры.
Но все эти авторы анализируют боливийский вопрос, не учитывая региональную динамику. В действительности, вне зависимости от действий Моралеса, эти выборы стали еще одним знаком того, что на континенте происходят изменения. Латиноамериканские избиратели в массовом порядке голосуют за тех кандидатов, которые обещают им больше социальной справедливости, ренационализацию национальных богатств и независимость от США, что выразилось, в частности, в отказе от зоны свободной торговли между двумя Америками. Избрание Эво Моралеса не стало единичным результатом. В различной степени, Чили, Перу, Мексика, а позже и другие страны, могут пойти в том же направлении.

Эту тенденцию, а также утрату влияния Вашингтона отмечает колумбийский писатель Оскар Коллазос на страницах колумбийской газеты El Tiempo. Он сокрушается о связях колумбийских правых с Вашингтоном и их видении ситуации на субконтиненте через устаревшую и деформирующую призму Холодной войны и коммунистических движений 60-70-х годов. Автор заявляет им, что мир изменился, и сегодня невозможно навязать военную диктатуру для борьбы с якобы подрывной деятельностью «коммунистов».

Бывший аргентинский президент Рауль Альфонсин также отмечает эту тенденцию, выражая тревогу по этому поводу в статье, распространенной Project Syndicate и перепечатанной вDaily Times (Пакистан) и Taipei Times (Тайвань). Действительно, заявленные победы различных левых латиноамериканских движений, поддерживающих южно-американскую интеграцию, не зависящую от желаний Вашингтона, могут подтолкнуть США со всей серьезность пересмотреть ситуацию на полушарии. В связи с этим автор опасается возврата политики «палки» и ужесточения американской позиции в своем бывшем заповеднике.
Французский политолог-альтерглобалист Эдди Фужье на страницах Libération приветствует победу Эво Моралеса, которого сравнивает с Уго Чавесом. Он считает, что Боливия послужит примером для движения альтерглобалистов. Победа Моралеса продемонстрирует французским альтерглобалистам, что они тоже должны стремиться к власти и представить своего кандидата на президентских выборах.

[1ср. « Le Monde pétrit la pâte à modeler latino-américaine », par Renaud Lambert, Acrimed, 5 января 2006.