Нельзя требовать от палестинцев сожалений по поводу ухода Ариэля Шарона. Он представлял и продолжает представлять собоой символ всего, что они вынуждены терпеть. Моим первым политическим воспоминанием стала демонстрация протеста против карательного рейда в деревне Кибья в 1953 году. Уже тогда этот рейд был действием Ариэля Шарона. Для палестинцев эта акция связана с событиями в Сабре и Шатиле, а также в Дженине. Для палестинцев не может быть человека хуже Шарона. Поэтому сегодня они робко надеются, что его преемник на посту премьер-министра, кем бы он ни был, не сможет не быть менее жестким. Можно надеяться, что эта надежда поможет движению Фатх в политической борьбе с движением Хамас, которое черпает свою популярность в отчаянии людей.

С течением времени Ариэль Шарон менялся, но происходившие с ним изменения стали порождением наших ошибок. Когда Шарон захотел лишить законной власти Ясера Арафата, мы помогли ему своими террористами-смертниками и милитаризацией Интифады, оправдавшей одностороннюю политику. Вся ловкость Шарона состояла в том, что он убедил международное общественное мнение, что наибольшим препятствием на пути к миру была не оккупация, а палестинские атаки. Образ Шарона в глазах палестинцев не изменился, так как он всегда заявлял, что выводит поселения из Газы, чтобы сохранить их на западном берегу Иордана. Международное общественное мнение не захотело это увидеть, но зато внимания палестинцев не избежали новые израильские проекты, в частности, в Иерусалиме, а также аннексирование территории путем продолжения строительства «стены». Израильский премьер-министр говорил о своей поддержке создания Палестинского государства лишь для того, чтобы понравиться Джорджу Бушу, но он никогда не допускал того, чтобы у Палестины были атрибуты государства.

Арафат не понял, что Шарон победит на выборах, а когда это произошло, было уже слишком поздно, он смог вести бой так, как хотел. Сегодня оба патриарха исчезли, и трудно сказать, как дальше будет развиваться Израиль.

Источник
Le Monde (Франция)

« Sharon a avancé grâce à nos erreurs », Yasser Abed Rabbo, Le Monde, 10 января 2006. Выдержки из интервью.