Масео сопровождал молодой Франсиско Гомес Торо, высадившийся на Кубе на западе провинции Пинар-дель-Рио в составе экспедиции под командованием генерала Риуса Риверы. Ранее раненый в руку, Панчито перебрался вместе с Масео через вход в бухту Мариэль с одного берега на другой. С ними было 17 обстрелянных офицеров из штаба Масео, матросы, сидевшие в лодке на веслах, и всего один человек эскорта.

В тот день 7-го числа в импровизированном лагере возле Пунта-Брава Масео и его офицеры слушали рассказ автора «Военных хроник» Хосе Миро Архентера о деталях битвы при Колисео, когда колонна повстанцев разбила войска генерала Мартинеса Кампоса. Уже несколько дней Масео лихорадило, он страдал от высокой температуры и от боли в местах всех его ран.

Около 3 часов дня раздались громкие выстрелы примерно в 200 метрах от лагеря, находившегося к западу от Гаваны – столицы испанской колонии. Масео возмущен внезапностью атаки, поскольку он распорядился вести постоянную разведку, как это было заведено в его опытных войсках. Он требует к себе трубача, чтобы отдать приказы, но в тот момент последнего не оказалось.

Масео вскакивает на коня и направляется навстречу противнику. Он приказывает пробить брешь в проволочной ограде, тянувшейся между ним и нападавшими. При виде кажущегося отступления врага он восклицает: «Все идет хорошо» за несколько секунд до того, как пуля перебивает ему сонную артерию.

Услышав об этом, Панчито Гомес Торо выбегает из лагеря, готовый умереть рядом с телом Масео. Видя, что окружен и вот-вот попадет в плен, он пытается покончить жизнь самоубийством, но перед тем успевает написать коротенькую и драматичную прощальную записку, обращенную к его родным. Ослабевшей рукой он не смог всадить достаточно глубоко маленький кинжал – единственное имевшееся при нем оружие за отсутствием револьвера. Вражеский солдат, увидев, что среди мертвых тел кто-то еще шевелится, почти сносит ему голову ударом мачете по шее.

Смерть Масео деморализует патриотические силы, состоявшие в основном из новобранцев.

Узнав о случившемся, Хуан Дельгадо - полковник мамби из полка Сантьяго-де-лас-Вегас - выезжает в поисках Масео.

Труп уже побывал в руках врагов, которые сняли с него все личные вещи, не зная, что то было тело Масео, известного своими подвигами и вызывавшего восхищение во всем мире.

Войска под командованием Хуана Дельгадо отважно отбили безжизненные тела Бронзового титана и его молодого адъютанта - сына главнокомандующего Максимо Гомеса. После долгих часов пути их похоронили на самой высокой точке в Эль-Какауаль. В то время кубинские патриоты бережно сохранили этот важный секрет.

Нахмуренное лицо Марти и огненный взгляд Масео указывают каждому кубинцу, где лежит трудный путь их долга, а не то, с какой стороны живется лучше. Следует много читать и размышлять об этих идеях.

Источник
Кубинское информационное агентство

КУБИНСКОЕ АГЕНТСТВО НОВОСТЕЙ