Мысль о том, что Венесуэла - следующий рубеж глобального крестового похода США с целью установления контроля над запасами нефти и газа, обсуждается всё настойчивее. Кажется невероятным, что после многих кровопролитных операций Пентагона и спецслужб США в нефтедобывающих странах Азии и Африки стратегические запасы венесуэльских углеводородов ещё не поставлены под контроль Империи. По приблизительным подсчётам, их хватит на 100-150 лет интенсивной эксплуатации.

И у Вашингтона есть «железное» обоснование для захвата венесуэльской нефти: страну возглавляет «антиамериканский диктатор», друг братьев Кастро, иранца Ахмадинеджада, ливийца Каддафи, сирийца Ассада и ещё некоторых политиков, включённых в списки на «зачистку». Чавес «нерационально» относится к использованию нефтедолларов, оплачивает ими экспорт своей революции на континенте, стимулирует создание интеграционных объединений без участия США. В планах у него - превращение Венесуэлы в «вооружённую до зубов региональную державу». Однако если лишить диктатора его огромных финансовых возможностей, все его проекты рухнут в одночасье.

Выстрелы в перманентной нефтяной войне США против Венесуэлы звучат с декабря 2002 года, когда управленцы нефтяной компании PDVSA организовали забастовку с участием 20 тысяч служащих и рабочих. Саботаж на нефтеперерабатывающих комплексах, многокилометровые очереди на бензозаправках, кризис с бытовым газом - всё это должно было по замыслу заговорщиков до основания потрясти режим Чавеса. Однако сторонники режима проявили стойкость. В феврале 2003 года забастовка потерпела поражение, и PDVSA перешла под полный контроль государства. «Пятая колонна», работавшая в компании в интересах США, была разоблачена, многие главари бежали за рубеж. Около 15 тысяч нефтяников были уволены, убытки компании превысили 10 млрд. долларов.

Возрождение PDVSA потребовало неимоверных усилий со стороны боливарианского руководства и той части персонала, которая не поддалась на шантаж и угрозы заговорщиков. Деятельность Чавеса по укреплению позиций ОПЕК, регламентации объёмов нефтедобычи, установлению справедливых цен и т.д. способствовала росту авторитета и влияния этого картеля. ОПЕК окрепла, обрела серьёзное влияние на международной арене. Немалую выгоду из этого извлекла Россия, экономика которой держится на плаву благодаря высоким ценам на углеводороды. Получила поддержку Каракаса в период энергетического кризиса социалистическая Куба, скорый крах которой предвещали многие.

Мрачные прогнозы аналитиков, сотрудничающих с нефтяными компаниями США и Западной Европы, насчёт обречённости энергетической политики Чавеса с её «социальной ориентированностью», курсом на «льготные поставки» латиноамериканским потребителям, включая создание Петрокарибе, не сбылись. Именно нефтяной фактор обеспечивает стабильность правления Чавеса и его авторитет в международных кругах. Венесуэльский руководитель успешно доказывает, что государственный контроль над нефтью – важный элемент обеспечения социально-политической стабильности в стране. Было бы ошибкой считать, что США ввели санкции в отношении нефтяной государственной компании PDVSA только из-за того, что та направила в Иран танкер с 20 тыс. тонн бензина. Заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг подчеркнул, что санкциям подверглись компании и других стран. Мол, это сигнал для тех нефтяных и судоходных компаний, которые торгуют углеводородами с Тегераном: «Мы даём понять всем, кто намерен и далее безответственно поддерживать энергетический сектор Ирана, что они столкнутся с весьма серьёзными последствиями».

В Венесуэле уверены, что главной целью репрессий Госдепартамента являются не второстепенные компании из ОАЭ, Сингапура, Монако и других стран, а именно PDVSA. Пока что санкции носят характер «предупредительного выстрела»: венесуэльская нефтянка лишена права заключения правительственных контрактов с США, получения финансирования на экспортно-импортные операции, а также современных технологий добычи и переработки нефти. Это не очень серьёзно: PDVSA вполне обходилась без контрактов с администрацией США, давно не прибегает к финансовой поддержке Империи в нефтяной отрасли, а для внедрения передовых технологий обладает надёжной собственной базой.

Уго Чавес отреагировал на выпад Госдепартамента через Twitter: «Санкции против родины Боливара, навязанные империалистическим правительством гринго? Что ж, добро пожаловать мистер Обама! Не забудьте, что мы дети Боливара!» - написал он в своем послании, подчеркнув, что венесуэльской госкомпании «не будет запрещено продавать нефть Соединённым Штатам». На пресс-конференции, организованной в тот же день, когда поступило сообщение о санкциях (24 мая), министр иностранных дел Николас Мадуро сказал, что кабинет министров обсуждает ситуацию, определяя, в какой мере санкции Вашингтона затрагивают стабильное функционирование корпорации PDVSA и поставку 1,2 млн. баррелей венесуэльской нефти в день на североамериканский рынок».

Министр заметил, что ответ Венесуэлы на империалистическую агрессию «будет адекватным». «В любом случае, как никогда прежде, мы будем укреплять братские отношения с Ираном, которые носят исключительно мирный характер», - заявил Николас Мадуро. По поводу мифа о создании Ираном атомного оружия венесуэльское руководство высказывалось не раз. Вашингтон использует ложь против Тегерана точно так же, как он использовал её против Багдада в период подготовки вторжения в Ирак. Никакого оружия массового уничтожения в Ираке не нашли, но экстаз пропаганды достиг такого накала, что многие обитатели «мировой деревни» содрогнулись от ужаса в предчувствии «акций возмездия» со стороны Саддама Хусейна.

Античавистские стереотипы в изобилии создавались и при Буше-младшем. Упирали на то, что Чавес поддерживает арабских террористов, использующих секретные полигоны в Венесуэле для военно-диверсионной подготовки. Чаще всего упоминался остров Маргарита, зона свободной торговли, в которой обретается небольшая колония выходцев из стран Ближнего Востока. Автор этих строк не раз бывал на острове, общался с дружелюбными арабскими торговцами, и, конечно, даже предположить не мог, что все они будут включены бдительными американскими разведчиками в боевые ячейки "Хезболлах". Так или иначе, эта пропагандистская заготовка стала жить самостоятельной жизнью. Каждый новый командующий Южной группы ВС США теперь неизменно заявляет о наличии тренировочного лагеря террористов на венесуэльском острове Маргарита. Эксплуатируется спецслужбами США также тема разработки иранцам урановых рудников в венесуэльском штате Боливар. Где-то там должны находиться и «секретные лаборатории» Ирана по испытанию опытных образцов атомного оружия…

Последнее сообщение из этой серии появилось в немецкой газете Die Welt: иранцы создают базу для запуска ракет по объектам в США на полуострове Парагуана (раньше планы создания такой базы приписывали России). Чавес отреагировал быстро: на заседании совета министров показал перед телекамерами фотографии ветрогенераторов на этом песчаном полуострове. «Это и есть иранские ракеты, – сказал Чавес. – Каждая пусковая установка имеет три ракеты (лопасти). Одна нацелена на Вашингтон, вторая – на Нью-Йорк, а третья – на Майами. Впрочем, похоже, что разведывательный спутник янки вышел из строя». А вице-президент Элиас Хагуа пояснил: фальшивка была сфабрикована, “чтобы найти предлог для нападения на Венесуэлу».

К такому выводу приходят сейчас многие. Приближаются президентские выборы 2012 года. Чавес, по опросам, не имеет соперников. Если бы выборы прошли сегодня, он, безусловно, стал бы победителем. Потому США и пытаются создать в стране очаги внутренних конфликтов с использованием тунисского, египетского, ливийского опыта. Дестабилизация Венесуэлы в повестке дня! Для сплочения оппозиции используются социальные сети Интернета, проамериканские НПО, радикалы молодёжного движения, колумбийские боевики из якобы распущенных «отрядов самообороны» AUC. Особое внимание координаторы заговора обращают на вербовку дезертиров из боливарианских рядов. Амбициозных политиков, порвавших с Чавесом, в стране всё больше. От любви до ненависти – один шаг. На «Globovisión» - ведущем подрывном телеканале Венесуэлы – они получают эфир в первую очередь.

Промывание мозгов превратилось для оппозиционных СМИ в главную “информационно-просветительскую задачу”. Венесуэльцам внушают, что в их стране самая высокая преступность. Что наркобароны орудуют совершенно свободно, так как не встречают противодействия со стороны полиции. Что Чавес поощряет коррупцию в органах власти, стремясь задобрить чиновничество. Что нефть разбазаривается в интересах недееспособных союзников из ALBA (Боливарианского альянса для народов Латинской Америки), в первую очередь Кубы. Что инфраструктура Венесуэлы достигла кризисного состояния, отсюда - регулярные отключения электричества, выход из строя дорожного полотна, перебои с питьевой водой и возникающая время от времени нехватка продовольственных товаров.

СМИ на все лады обсуждают темы бесперспективности политического, торгово-экономического и военного сотрудничества Венесуэлы с Россией и Китаем. Оборонительный потенциал Венесуэлы ослабляется санкциями США против военно-промышленной корпорации Cavim. В российских СМИ промелькнуло: «По непонятным причинам санкция в отношении Cavim не была обоснована Госдепартаментом». А что тут непонятно и к чему вообще что-либо обосновывать? В США очень не любят, когда их вытесняют с традиционных оружейных рынков – вот и всё.

* * *

Предполагают, что детонатором взрыва в Венесуэле станет убийство одного из лидеров оппозиции. Возможно, для большего политического эффекта на смерть обрекут несколько человек. Потом - по известному сценарию. «План Бальбоа», предусматривающий «нормализацию» положения в Венесуэле, никто в Пентагоне и штаб-квартире НАТО не отменял…

Источник
Фонд стратегической культуры (Россия)