По прошествии двух лет вооружённой борьбы стало ясно, что Арабская Сирийская Армия, созданная для защиты государства на случай классической войны, не в состоянии обеспечивать стабильность в стране, выполняя при этом свою основную задачу. Она без труда справлялась с джихадистами, когда они объединялись в группы, но она неспособна справиться с прячущимися повстанцами, которые компенсируют свою слабую поддержку в народе мощной иностранной военно-технической помощью.

В итоге, Сирия приняла новую стратегию, которая оправдала себя во всём мире, когда создавалась подобная ситуация: были созданы отряды вооружённых ополченцев, позволивших людям обеспечить защиту своих деревень или городских кварталов, которые только им одним хорошо известны. Эта «Армия национальной защиты», члены которой вышли из Народных комитетов, безусловно связана с Арабской Сирийской Армией, и вступить в неё можно только после окончания срочной военной службы.

Мао Цзе Дун говорил, что для того, чтобы победить, воин должен чувствовать себя «в народе как рыба в воде». Однако Свободная сирийская Армия оказалась неспособной на это. Как только боевики захватывали какое-то селение, они учиняли там кровавые расправы, и жители восставали против них.

Чтобы добиться победы, Арабская Сирийская Армия должна добиться успеха там, где потерпели неудачу джихадисты – она должна научиться чувствовать себя «в народе как рыба в воде». Хотя она и вышла из народа, поскольку это армия, в которой служат по призыву, она не может этого добиться в одиночку, так как будучи национальной организацией, она отрезана от местных реалий. Значит, она должна опереться на промежуточные силы, которые служили бы ей посредником для связи с местным населением в каждой деревне и в каждом квартале.

При этом Армия национальной защиты подчинена строгой дисциплине. Оружие и униформа выдаются только тщательно проверенным добровольцам из числа молодых мужчин и женщин. Отсюда следует, что крепкие молодые люди, набранные по мере возможности в разных местах местными избранниками для обеспечения безопасности, обязаны войти в состав этой милиции или разойтись по домам. Поэтому, после того, как в какой-нибудь деревне или городском квартале создаётся Армия национальной защиты, правонарушения со стороны этих крепких парней прекращаются. И с самоуправством теперь покончено.

На Ближнем Востоке первым движением, которое приходит на ум, было иранское Движение угнетённых (Basij-e Mostaz’afin), послужившее моделью для Хезболлы. Тем не менее, Тегеран отказался посылать своих Гвардейцев Революции на сирийскую территорию, но согласился принять новобранцев Армии национальной защиты и обучать их. Это не так просто, потому что иранцы вынуждены приспосабливаться к этим новобранцам, которые в большинстве не являются шиитами и не собираются менять свою веру.

Такой ход событий существенно изменяет геополитический расклад сил в регионе. Во-первых, потому что эта полувоенная сила быстро стабилизировала ситуацию в деревнях и городских кварталах, где она была создана, а, во-вторых, потому что иранское Движение угнетённых и Хезболла объединяются со своим младшим братом, сформированным по тому же принципу, что и они, но многонациональным и мультиконфессиональным по составу и воспитанным в светском духе партии БААС, а не в духе Исламской революции.

Тогда как главной целью войны, развязанной Западом против Сирии, было привести к власти правительство не связанное с Хезболлой и Ираном, как это признал сам Бурхан Гальюн в интервью газете Уолл Стрит Джорнел, результат получился обратный. Общее сопротивление привело к образованию единого блока несмотря на религиозные и политические различия.

Восемь месяцев назад Сайед Хассан Насралла заявил, что во время 33-дневной войны сирийский министр Обороны генерал Хассан Турекмани лично контролировал в Ливане передачу вооружения Сопротивлению. Кроме того, он заявил, что Хезболла не даст в обиду братьев по оружию из Сирийской Арабской Армии, если последние попадут в трудную ситуацию. Создание Армии национальной защиты безусловно укрепит этот альянс тесными человеческими отношениями, несмотря на политические разногласия.

Конечно, нельзя исключать, что после этого и Хезболла будет включать в свои вооружённые отряды женщин и откроет себя для других конфессий, представленных в Ливане.

Перевод
Эдуард Феоктистов
Источник
Al-Watan (Сирия)