И тут нечему удивляться. В течение более чем 40-летнего периода после окончания Второй мировой войны Федеративная Республика Германия находилась на переднем крае холодной войны США против Советского Союза и стран «восточного блока». И, кроме того, «старшему брату» приходилось присматривать и за самими немцами. Поводы всегда находились: сначала денацификация, потом сомнительные с идеологической точки зрения торговые сделки ФРГ с Советским Союзом.

Вести слежку было не слишком обременительно: в Западной Германии располагались засекреченные объекты американцев, на которых и готовились, и проводились разведывательные мероприятия по ту сторону «железного занавеса». С тех же секретных объектов велась слежка на территории ФРГ: например, в конце 1980-х гг. американские спецслужбы спровоцировали скандал, уничтоживший созданную еще в 1912 году химическую компанию Imhausen-Chemie. Тогда немецкие журналисты взяли на себя смелость задать неудобные вопросы о способах получения закрытой коммерческой информации, но эти вопросы утонули в потоке обвинений против фирмы, заключившей соглашение с Ливией о строительстве химического завода. Недавно завершилась операция «Каньон Эльдорадо», шла подготовка к экономическим санкциям против Ливии – «секретные материалы» о предполагаемом строительстве завода по производству химического оружия пришлись очень кстати при выдвижении обвинений против Муаммара Каддафи.

Разумеется, Германия была и остаётся ключевым членом НАТО в континентальной Европе, а «трансатлантическая солидарность» не просто неизменно провозглашалась Берлином, но действительно всегда была основным принципом внешней политики ФРГ. Однако вплоть до объединения у Германии была репутация экономического гиганта и политического карлика. Так и повелось; за десятилетия немцев приучили к тому, что их дело – работать на производстве, а в мировой политике им следует «идти в фарватере» и не злоупотреблять инициативой. Вилли Брандт никогда не получил бы за свою восточную политику Нобелевской премии мира, если бы каждый свой шаг не согласовывал с Вашингтоном. Однако сейчас, спустя годы, в объединенной Германии крепнут претензии на политическую самостоятельность, что не может не вызывать раздражения за океаном. И если сегодня внешнеполитическая доктрина США исходит из того, что в грядущей эпохе основные международные баталии будут разворачиваться на Азиатско-Тихоокеанском театре, отсюда вовсе не следует, что американцам пора уходить из Европы. Как раз наоборот: тылы должны быть прочными и надёжными.

Информация о программах PRISM и Tempora выявила реальную расстановку сил внутри Североатлантического альянса. Западные СМИ стараются не акцентировать внимание на составе стран, включенных Соединёнными Штатами в глобальную сеть «Пять Глаз» (Five Eyes): Великобритания, Канада, Новая Зеландия и Австралия. А ведь всё это – страны «англосаксонского блока». Для немцев оказалось крайне неприятным сюрпризом, что за ними следят… их союзники, причём следят более пристально, чем за кем-либо ещё в Европе! Казалось бы, такой низости можно было ждать от злонамеренных китайцев и русских; Федеральное ведомство по защите конституции из года в год предостерегает от исходящей от них угрозы промышленного шпионажа. Периодические шпионские скандалы держат немецкое население в тонусе. Но чтобы на шпионскую деятельность за немецкими друзьями пошли американцы? Англичане? Увы! Так что дружбу с Германией «ближний круг» англосаксонских союзников, конечно, ценит, но шпионить за немецким другом считает нелишним.

Естественной реакцией на скандал стал всплеск антиамериканских настроений в Германии. Приведем некоторые цитаты с интернет-форума респектабельной Frankfurter Allgemeine: «В Америке столько грязи, что вонь доносится до Европы. Скандалы, несправедливые войны, военные преступления, высокомерие по отношению к торговым партнерам – всё это признаки мировой диктатуры… мы вовлечены в водоворот зла». «Американцы по-прежнему ведут себя, как ковбои». Звучат и призывы заморозить только что стартовавшие переговоры по созданию «экономического НАТО» - зоны свободной торговли между ЕС и США.

И что особенно обидно немцам - за ними, порядочными и доказавшими свою лояльность людьми, следят больше, чем за их соседями в Европе. Возмущается эксперт по внутриполитическим вопросам социал-демократической партии Германии М. Хартман: «Массовая слежка за немцами ничем не оправдана». Неужели? С точки зрения американского гегемонизма Германию есть в чем упрекнуть. Где были немцы в январе 2003 года, когда восемь глав государств и правительств опубликовали совместное заверение в преданности Америке? «Письмо восьмерых» в поддержку американской агрессии в Ираке подписали тогда главы Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Дании, Польши, Чехии и Венгрии. А кто посмел в марте 2011 года воздержаться от голосования в Совете Безопасности ООН по бесполетной зоне в Ливии? Из западных стран – только Германия, и после этого Г. Вестервелле, на которого возложили ответственность за рискованное решение («национальный позор», по словам бывшего министра иностранных дел Й. Фишера) Берлин даже не убрал с поста министра иностранных дел. Правда, его всё же не оставили вице-канцлером, назначив на этот пост, вопреки традиции, министра экономики. Остаётся констатировать, насколько глубоко в сознание европейцев проникли двойные стандарты: когда слежка ведется, например, в Китае (в университете Цинхуа в Пекине, в китайском университете Гонконга) – это в порядке вещей, а в Европе – извините, нарушение гражданских прав.

Наконец, всех в Германии изумил масштаб отслеживания спецслужбами личных данных. 600 миллионов телефонных соединений в день, электронная переписка, содержание личных страниц в Facebook хранятся в течение 30 дней. «Даже если вы не делаете ничего плохого, за вами наблюдают и записывают», - утверждал в интервью лондонской The Gardian Эдвард Сноуден. Через двадцать лет после объединения Германии самым распространённым образом диктатуры остается для немцев Министерство государственной безопасности бывшей ГДР (Штази). Поэтому читаем: «Привет от Штази», «Давайте привлечем старых агентов Штази», «Америка выдвигает обвинения против Сноудена. Пусть выдвинет против самой себя за нарушение элементарной свободы в частной сфере и в защиту этой свободы. Служба Штази вскрывала личные письма, нарушая тайну переписки. ЦРУ делает то же самое с личными данными и электронными письмами. Никакой разницы. В ГДР была диктатура. А в США?» В немецких социальных сетях американские и британские спецслужбы сравнивают уже и не только со Штази, но и с гестапо. «Если всё так пойдет и дальше, то гестапо покажется хором мальчиков. Тогда тоже «добрые немцы» и «арийцы» годами верили, что с ними ничего не случится. Что стало с их инфантильными надеждами? И с добрыми арийцами?»

Действительно, в отличие от прошлого, современные технологии способны обеспечить тотальный контроль над всеми гражданами, включая благонадежных бюргеров. Немецкий телеканал NDR и газета Süddeutsche Zeitung доходчиво объяснили аудитории: есть стекловолоконный кабель ТАТ-14, по которому происходит обмен информационными потоками между Германией и США. Кабель проложен по дну Атлантического океана через Британские острова, и установленная британцами программа Tempora в течение полутора лет считывает с него данные. Гениальная идея. Если оставить в стороне этическую сторону вопроса, не решена только проблема обработки колоссального массива информации – ведь ее ежедневный объем в 192 раза превышает объем всей информации, собранной в Британской Национальной библиотеке.

Программа реагирует на заданные ключевые слова, по которым ведется фильтрация всего этого массива. Опыт немецких спецслужб показывает, что эта методика не слишком эффективна. В 2011 г. по подозрению на причастность к терроризму, нелегальной торговле оружием и торговле людьми было проверено почти 3 миллиона SMS, и только в 290 случаях информация заинтересовала контразведку.

Официальная позиция властей ФРГ заключается в том, что борьба с терроризмом не может служить оправданием тотальной слежки. Судя по комментариям в социальных сетях, таково и общественное мнение. Однако есть люди, которые считают, что польза от тотального контроля перевешивает урон, наносимый праву на неприкосновенность личной жизни. Похоже, именно этим правилом будут и впредь руководствоваться спецслужбы той же Германии. Во всяком случае, в прессу просочились сведения о том, что в Федеральной разведывательной службе создан новый отдел, который занимается слежкой в Интернете. По действующим правилам, указанная служба имеет право для предотвращения террористической угрозы собирать до 20% телекоммуникационных данных, которыми обмениваются немецкие пользователи со своими корреспондентами в других странах мира. Некоторые политики уже предложили внести на обсуждение законопроект об ужесточении контроля над интернет-пространством. Министр внутренних дел федеральной земли Саксония-Ангальт Х. Шталькнехт (ХДС) представил на рассмотрение земельного правительства «Закон о новых правилах запроса телемедийных данных», по которому компании будут обязаны предоставлять полиции и Ведомству по защите конституции сведения об интернет- пользователях, включая номер IP, Pin-Cod и пароль. «Раз США и Великобритания попались, надо принять закон, чтобы у нас сделать законной слежку, которая ведётся уже давно», - резюмирует читатель провинциальной Mitteldeutsche Zeitung. Добро пожаловать в «1984 год»! Такое восклицание на форуме восточногерманской газеты проникнуто горькой иронией.

Источник
Фонд стратегической культуры (Россия)