Вчера вечером палата представителей конгресса США не смогла принять законопроекты о разблокировании финансирования ряда государственных учреждений. Предложение открывать по очереди закрытые госучреждения сделали республиканцы, надеясь тем самым снизить общественное давление. Конгрессмены планировали принять ряд отдельных законов о финансировании крупных структур, таких как Управление по делам ветеранов и Управление национальных парков, и других значимых объектов (музеев, памятников), таких как статуя Свободы в Нью-Йорке. Однако в президентской ставке идею не поддержали и заявили, что она «показывает полное отсутствие серьёзности» оппозиции в подходе к финансированию правительства, передаёт РИА «Новости».

А между тем аналитики считают убытки, которые страна уже несёт и которые может понести в случае затягивания ситуации. Частичное закрытие госучреждений с 1 октября будет обходиться США примерно в 300 млн долларов в день или приблизительно в 1,6 млрд долларов за рабочую неделю с выходными, — сообщила международная компания по исследованию рынка IHS Global Insight. «Хотя 300 миллионов долларов в день звучит как крупная цифра, это только пара тысячных процента общего ВВП», — успокаивает граждан Пол Эдельштейн, директор финансово-экономических исследований IHS. В компании отметили, что даже недельное прекращение работы правительства может привести к падению роста ВВП на 0,2% — до 2,2% за год. Но, как отмечают аналитики, главные экономические последствия сегодняшнего бюджетного коллапса связаны не с падением дохода, а с потерей уверенности инвесторами и бизнесом.

Белый дом пока не готов принимать какие-то недипломатические меры для разрешения ситуации и надеется, что республиканцы проявят инициативу по выходу из сложившегося кризиса, а не предложат очередные паллиативные меры в попытке защитить себя от народного гнева. И, конечно же, откажутся от своих «политизированных» требований при обсуждении бюджета. Официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил:

— У нас здесь нет контроля над тем, что делают республиканцы в палате представителей. Принимать бюджет — это не работа президента. Он не может послать национальную гвардию в Конгресс, чтобы заставить спикера (палаты представителей Джона Бейнера) принять закон. Он надеется, что спикер и другие лидеры республиканцев в палате представителей сделают своё дело.

Здесь надо заметить, что палата представителей, подконтрольная республиканцам, упорно продолжает включать в законопроект о бюджете пресловутую реформу здравоохранения (одно из главных детищ президента США Барака Обамы) в контексте отмены её финансирования на год. Само собой, президентские коллеги по партии — демократы, имеющие преференции в Сенате, такое решение никогда не поддержат. А закон, разумеется, должны согласовать обе палаты. Таким образом, ситуация на данный момент выглядит патовой.

В связи с этим обстановка в США сейчас выглядит так: с 1 октября работа многих государственных учреждений приостановлена, включая правительство, более 800 тысяч из 2,1 млн госслужащих ждут вынужденные отпуска за свой счёт. К примеру, разведывательное сообщество США (включающее 16 спецслужб, в том числе ЦРУ и АНБ) уже отправило «погулять» до 70% своих работников, сообщает газета Hill. Сокращают расходы Государственный департамент и Агентство США по международному развитию (USAID).

Представитель директора национальной разведки Шон Тернер распространил заявление, в котором предупредил, что ситуация создаст трудности в отслеживании угроз национальной безопасности США. По его словам, разведка сможет обслуживать только критически важные потребности.

«Вишенкой на торте» стало вчерашнее заявление первой леди страны о невозможности часто обновлять микроблог в Twitter, т.к. по большей части это делали пресс-секретари. «Из-за неспособности Конгресса провести закон, финансирующий правительство, новые записи в этом аккаунте будут ограничены», — написала на своей страничке Мишель Обама, вероятно, огорчив более 500 тысяч своих подписчиков.

Любопытно, что американские финансовые индексы при этом практически не реагируют на сложившееся критическое положение в госсекторе. Означает ли это, что они окончательно оторвались от реальной экономики? Этот вопрос «Однако» пояснил Игорь Николаев, доктор экономических наук, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

– По большому счёту всё это показывает, насколько у нас виртуальная экономика (вся эта торговля акциями и другими ценными бумагами) отрывается от реальной экономики и от реальной жизни. Потому что связь, по идее, должна быть, и обосновывается это достаточно просто: сложности с федеральным бюджетом, с потенциальным замораживанием финансирования, коснётся всех бюджетных расходов, в том числе в той или иной мере инвестиционных расходов. А значит, это прямо коснётся реального сектора экономики. А получается, что есть виртуальная экономика, которая в большей степени зависит от политики той же ФРС – вот продолжают они свою программу количественного смягчения, выкупают ежемесячно по-прежнему на 85 миллиардов долларов активы – ну вот это имеет значительно большее значение. Поэтому всё происходящее в первую очередь говорит о том, что эти две экономики расходятся всё больше. Есть и другие факторы, которые на инвесторов действуют успокаивающе. Как известно, такая история не в первый раз случается. И подавляющее большинство практически уверены, что через непродолжительный период времени эта история благополучно разрешится. В том числе и поэтому мы видим, что фондовые индексы не реагируют на происходящее.

Источник
Однако (Российская Федерация)