Первые публичные заседания спецтрибунала по Ливану (СТЛ) состоялись через десять лет спустя после убийства бывшего Премьер-министра Ливана Рафика Харири.

До последнего момента сирийцы опасались, что спецтрибунал по Ливану будет использован Вашингтоном для саботажа конференции Женева-2. Для этого достаточно было бы повторно выдвинуть обвинения против президента аль-Ассада. К счастью, это не произошло.

СТЛ не является международным трибуналом и он не руководствуется международными юридическими нормами. Он был создан не Генеральной Ассамблеей ООН, а по двустороннему соглашению. Он руководствуется своими собственными правилами, прибегая, при необходимости, к международному праву или ливанскому законодательству, а то и вовсе исходя из собственных интересов. Бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своё время сказал о СТЛ, что «он не является ни субсидарным органом ООН, ни судебным органом Ливана».

Главной задачей спецтрибунала по Ливану было обвинить ливанского и сирийского президентов Эмиля Лахуда и Башара аль-Ассада с целью оправдания международной интервенции против Ливана и Сирии. Первый этап расследований остался в памяти как череда заговоров и манипуляций, закончившихся скандалом с платными лжесвидетелями, снятием обвинений и отставкой опозорившегося руководителя комиссии Детлева Мехлиса.

Убийство Рафика Харири и учреждение СТЛ на самом деле всего лишь два эпизода войны, которую Соединённые Штаты ведут против Ливана и Сирии с того самого времени, когда 15 сентября 2011 года они приняли решение разрушить обе эти страны, о чём они заявили публично, приняв в 2003 году специальный закон Syria Accountability and Lebanese Sovereignty Restoration Act, остающийся до сих пор в силе.

Одними из жертв этого заговора стали четверо ливанских генералов – Мустафа Хамадан, Джамиль Саид, Али Хадж и Раймонд Азар, которые были арестованы и приговорены к тюремным заключениям на основе ложных показаний. Их обвинили в убийстве Рафика Харири, что в значительной степени облегчило израильскую агрессию 2006 года.

Потерпев неудачу, Соединённые Штаты и Израиль вновь попытались сломить ливанское Сопротивление и спровоцировать войну против Сирии, потребовав в 2008 году от Премьер-министра Фуада Синьоры запретить поставку Хезболле иранского оружия и лишить Сопротивление проводной телефонной связи. Но и это тоже не удалось. Тогда Вашингтон и Тель-Авив изменили свою стратегию и вместо того, чтобы пойти на прямое выступление против ливанского и сирийского народов, они решили разжечь на территории Сирии войну четвёртого поколения.

Вначале находясь в полусонном состоянии, СТЛ стал настоящей синекурой для юристов высшего класса. Затем послу Джеффри Фелтману, занимающему в настоящее время пост политического руководителя НАТО, пришла идея использовать СТЛ против Хезболлы и Ирана. Согласно этой идее участников ливанского сопротивления обвинили в том, что они действовали не по приказам Сайеда Хассана Насраллы, а по приказам генерала Кассема Сулеймана (командующего Силами Аль-Код) и предводителя иранской революции аятоллы Али Хаменеи.

С этой целью председателем СТЛ был назначен судья Антонио Кассезе, юридический советник антииранской террористической организации Народные Муджахиддины. Однако после серии разоблачений коррумпированный магистрат был вынужден уйти в отставку. Ввиду сближения Вашингтона и Ирана эта часть плана была снята с повестки и сегодня остаются в силе только обвинения в адрес Хезболлы.

СТЛ финансировался 28 государствами в сумме 60 миллионов евро ежегодно. Это, главным образом, Саудовская Аравия, Соединённые Штаты, Франция, Соединённое Королевство и Ливан. Но не Россия. Владимир Путин считает его ловушкой, которую можно было бы использовать в качестве прецедента для учреждения спецтрибунала для него самого и переложить на него ответственность за войну против Исламского Эмирата Ичкерии в Чечне. Обеспокоенность российского президента не напрасна, ибо американский президент Барак Обама предложил поддерживать Дмитрия Медведева, если он возьмёт на себя обязательство выдать Путина специально учреждённому трибуналу.

СТЛ предъявил обвинения пяти членам ливанского сопротивления. Это Мустафа Бадретдин, Салим Айяш, Хассан Хабиб Мери, Хуссейн Онеисси и Ассад Сабра, которых он судит заочно в нарушение принципов международного права.

Во время первого дня слушаний трибунал заслушал краткое изложение фактов. Существует две версии того, как был осуществлён этот теракт. В первой говорится о взрыве грузовика, тогда как согласно второй - и я сообщал об этом в российской прессе в 2010 году – оказывается, что медицинские освидетельствования и движение автомобилей во время взрыва не совместимы со взрывом обычной взрывчатки, а объясняются исключительно применением суперсовременного оружия с использованием нанотехнологий.

Игнорируя мои доводы, обвинитель в течение длительного времени настаивал на первой версии, хотя даже СТЛ не смог её подтвердить. В 2010 году он по сути дела сделал всё возможное, чтобы меня опровергнуть, инвестировав значительные суммы на то, чтобы провести эксперимент в реальных условиях на французской военной базе, в месте расположения военно-морских сил, и проверить последствия взрыва 2,5 тонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Результаты показали несостоятельность официальной версии, и она была отправлена на свалку.

Неважно при этом, что основа, на которой строится работа СТЛ, незаконна и это общеизвестно.

Потому что вторая версия изменяет перспективу – в 2005 году это оружие было исключительно в руках Германии. И что-то мало верится, что Берлин мог предоставить его Сирии или Хезболле. Скорее всего Германия, член НАТО, поставляла его Соединённым Штатам.

Для Вашингтона нет никакой проблемы в том, что СТЛ касается этого вопроса, потому что тот же самый способ был использован ЦРУ в других регионах мира, в частности, в Исламабаде 20 сентября 2008 года. В Пакистане непредвиденный случай изменил сценарий теракта: грузовик с обычной взрывчаткой, которую должны были подорвать, слишком долго задержали у блок-поста. Поэтому он взорвался на некотором расстоянии от воронки, образованной немецкой взрывчаткой. Этим объясняется тот факт, что на месте одного официально признанного взрыва образовались две примыкающие одна к другой воронки.

Хезболла, со своей стороны, отвергла обвинения, выдвинутые против её членов. Чтобы защитить себя, она научилась перехватывать сигналы израильских дронов и опубликовала видеозаписи, сделанные этими дронами во время слежения за Рафиком Харири в течение нескольких недель до совершения убийства и как раз в том месте, где готовилось это преступление.

Кроме того, Вооружённые силы Ливана подтвердили, что в день совершения этого преступления самолёт дальнего обнаружения Соединённых Штатов AWACS проводил наблюдение за территорией Ливана и ставил помехи на частотах всех сигналов ливанского происхождения. Просьбу предоставить объяснения по этому случаю и копии зарегистрированных данных, которые позволили бы подтвердить или опровергнуть подозрения Хезболлы и мои личные подозрения , Соединённые Штаты отклонили. Вплоть до настоящего времени они продолжают призывать мировое сообщество к сотрудничеству в расследовании этого инцидента.

Таким образом, несмотря на свои утверждения, СТЛ оказался не лучше, чем предшествовавшая ему жалкая Комиссия по расследованиям. Если Детлев Мехлис, которого его бывшие немецкие коллеги изобличили как агента Моссада, самолично подкупал свидетелей и фабриковал вещественные доказательства, то СТЛ отправил в тюрьму четырёх ливанских генералов, отказался судить Детлева Мехлиса и его лжесвидетелей, закрывает глаза на показания, предоставленные мною и Хезболлой, и, к тому же, судит подозреваемых заочно.

Перевод
Эдуард Феоктистов
Источник
Al-Watan (Сирия)