18 марта 2014 г. Президент России Владимир Путин выступил с исторической речью о воссоединении Крыма и России. Как известно, за два дня до этого в Крыму в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами состоялся референдум, результаты которого шокировали многих: из 82 процентов пришедших проголосовать избирателей почти 97 процентов высказались за воссоединение с Россией. Эти цифры оказались настолько впечатляющими, что до сих пор многие на Западе, похоже, не могут поверить в реальность столь мощного стремления крымчан на родину. Действительно, не зная героической истории этой земли, обильно политой русской кровью, этот общественный энтузиазм кажется нерациональным и даже искусственным.

Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, нужно внимательно посмотреть, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России. В Крыму буквально всё пронизано общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где в 988 году принял крещение святой князь Владимир. Значение для России легендарного Херсонеса, основанного за 500 лет до Рождества Христова греками сложно переоценить: «Здесь были стопы Первозванного апостола Андрея, именуемого «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря»; здесь пролилась за Христа и освятила будущую христианскую Россию первая для нее мученическая кровь Климента – ученика апостола Петра и кровь других мучеников из первых веков христианства; здесь проповедовали слово Евангелия славянские апостолы Кирилл и Мефодий. Принятие христианства князем Владимиром в крымском Херсонесе положило начало всей русской цивилизации, внесшей неоценимый вклад в сокровищницу мировой истории и культуры.

В X веке русские князья основали на берегах Черного и Азовского морей Тмутараканское княжество, которое на крымском берегу занимало часть Керченского полуострова с городом Корчевым (нынешняя Керчь). С этого исторического периода славяне из Киевской Руси постепенно расселились по всему Крыму. Старый Крым, Судак, Мангуп, Херсонес — именно здесь славяне составляли наиболее значительную часть населения.

Тмутаракань быстро превратилась во второй по значению после Константинополя порт, через который проходили почти все морские и степные торговые пути XI — XII веков. Сын великого князя Владимира Мстислав, правивший княжеством до 1036 года, укрепил и расширил его границы. В конце X века в состав княжества вошли остатки восстановленного Византией Боспорского царства. Много позже на Таманском полуострове была найдена мраморная плита, с надписью, датированной 1068 годом: «В лето 6576 года (от сотворения мира, что соответствует 1068 году) Глеб князь мерил море по льду от Тмутараканя до Корчева 14000 сажен» (около 28 км). С усилением вторжений на Русь половцев в конце XI века Тмутаракань оказалась фактически отрезанной от Киевской Руси и потеряла независимость, с 1094 года имея хозяевами половцев, Византию, Золотую Орду, Геную и Турцию.

В конце XVIII века усилиями императрицы Екатерины Великой Крым был возвращен в состав России. Владычество Российской империи над Крымом спасло от полного забвения священные для русской истории руины Херсонеса. Как известно, императрица при активном участии князя Г.А. Потемкина, основала в Ахтиарской гавани (ныне Севастопольская бухта) военно-морскую базу, названную Севастополем. История Севастополя – беспримерный образец русской воинской доблести и силы духа.

Севастополь, Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора – символы русской воинской славы и истинной доблести. Каждое из них омыто кровью бесстрашно сражавшихся воинов, вставших на защиту мирного будущего. В историю России и братских народов навечно вошли героические 349-дневная оборона Севастополя во время Крымской войны и 250-дневная оборона города в годы Великой Отечественной войны.

Вооруженные силы Англии, Франции, Турции и Сардинии (Италии) вторглись на Крымский полуостров в 1854 году. 13 сентября началась осада города, который до того имел оборону только с моря. Укрепления и батареи создавались уже под огнем врага, имевшего подавляющее преимущество в войсках и пушках. Оборону возглавил командующий Черноморским флотом адмирал Корнилов и его сподвижник вице-адмирал Нахимов. Пять линейных кораблей были затоплены с целью преградить врагу прорыв в Севастопольскую гавань, морские орудия и экипажи влились в число защитников. Стойкость и патриотический подъем русских солдат, матросов и горожан потрясли весь мир. 5 октября интервенты провели первую бомбардировку Севастополя, она не принесла больших потерь обороне, но был смертельно ранен Корнилов. Центр обороны сместился на Малахов курган. 28 марта 1855 года интервенты начали второй штурм. Ценой очень больших потерь им удалось потеснить наши позиции. Третий и четвертый штурм привели к тем же результатам, однако 28 июня в перестрелке погиб Нахимов. Французский генерал Ж. Пелисье, командующий союзными войсками, получил от Наполеона III приказ взять крепость, не считаясь с потерями. После пятой атаки (!), столь же неудачной (!), союзники стали готовиться к решающему штурму полуразрушенных русских укреплений. 27 августа начался шестой, последний штурм Севастополя. В наступление было брошено 8 французских, 5 английских дивизий и 1 сардинская бригада, 60 тыс. бойцов против 40 тысяч русских, большинство из которых было отведено на заднюю линию обороны. Сражение шло с переменным успехом. Французам удалось захватить и удержать Малахов курган. По приказу командующего генерала Горчакова защитники крепости отступили на Южную сторону, взорвав пороховые погреба и затопив оставшиеся корабли. Внешнее поражение под Севастополем обескровило войска интервентов, они должны были согласиться на мирные переговоры совсем не на таких условиях, на которые рассчитывали в начале войны. Оборона Севастополя – наиболее яркая страница Крымской войны в очередной раз продемонстрировала несгибаемость духа русского солдата и его умение воевать в тяжелейших условиях осады, казалось бы, без шансов на спасение.

Через 87 лет Севастополь ждала новая осада и вновь героическая оборона и несгибаемость духа. Фашистские войска вторглись в Крым 20 октября 1941 и уже через 10 дней подошли к окраинам Севастополя. Город не был подготовлен заранее к обороне с суши, однако попытка немцев и румын взять его с ходу не удалась. Началась упорная оборона Севастополя, полевые укрепления создавались уже в ходе боев, снабжения и пополнения, а также вывоз раненых и мирного населения осуществлялись только морем, часто под ударами авиации противника. 4 ноября все советские силы были объединены в Севастопольский оборонительный район. 11 ноября противник пошел в наступление, имея значительное превосходство в войсках и артиллерии. После упорных боев, понеся серьезные потери, немцы с 21 ноября прекратили лобовые атаки и перешли к осаде города. 17 декабря в новое наступление при танковой поддержке перешли уже 7 немецких пехотных дивизий и 2 румынские бригады, далеко превосходящие силы русских. При поддержке огня корабельной артиллерии атаки были отражены, а высадка русского десанта в Керчи и Феодосии сорвала дальнейшее наступление. Более того, пользуясь отвлечением сил осаждающей 11 немецкой армии, под командованием генерала фон Манштейна, на Феодосию, войска Севастопольского оборонительного района перешли в частичное наступление и к марту 1942 улучшили свои позиции. С 27 мая Севастополь подвергался постоянному обстрелу и атакам с воздуха. Утром 7 июня противник начал решительную атаку по всему периметру обороны. После упорнейшего сражения русские войска оставили 30 июня Малахов курган. Сопротивление продолжалось уже на окраинах разрушенного города. Борьба продолжалась до 4-го, а на отдельных участках — даже до 9 июля. Большинство защитников города погибло или попало в плен, лишь немногим удалось пробиться в горы к партизанам. 250-дневная оборона Севастополя, несмотря на ее трагический конец, показала всему миру невероятную самоотверженность русского солдата и матроса.

В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, пережитые Россией в течение всего ХХ века. Невозможно было представить, что Украина и Россия могут быть разными государствами. Но СССР распался. События развивались столь стремительно, что мало кто из граждан понимал весь драматизм происходивших тогда событий и их последствий. И когда Крым вдруг оказался уже в другом государстве, Россия почувствовала, что её не просто обокрали, а ограбили. Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью. Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему, говорили, что Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город. Крым 23 года оставался российским по духу и все это время каждый крымчанин с замиранием сердца ждал, что полуостров вернется домой, в Россию. И вот свершилось – всеобщий восторг, слезы счастья, долгожданная радость – историческая справедливость восторжествовала!

Источник
Oriental Review (Россия)