Опубликованный в 2013 г. план Райта повторяет в общих чертах план Жюппе для Ливии, Сирии и Ирака. Однако Райт пошёл дальше, включив в свой план Саудовскую Аравию и Йемен.

После прихода в 2003 г. к власти исламская партия ПСР изменила стратегические приоритеты Турции. Вместо того, чтобы базироваться на соотношениях сил после «Бури в пустыне», Ресеп Тайип Эрдоган амбициозно пытается вывести свою страну из изоляции, в которой она оказалась после падения Османской империи. Основываясь на анализах своего советника профессора Ахмета Давутоглы, он приступает к решению проблем с соседними государствами, которые не решались целое столетие, с тем, чтобы постепенно превратить Турцию в весомую региональную державу. Для этого нужно было одновременно сделать Турцию политической моделью и выстроить отношения с арабскими странами, не разрушив связи с Израилем.

Будучи успешной вначале, эта политика, которую назвали «ноль проблем», привела Анкару не только к тому, что она перестала опасаться Дамаск и его поддержку РПК, но и потребовала от него помощи по выходу из кризиса. В октябре 2006 г. курдская партия объявила в одностороннем порядке перемирие и вступила с Эрдоганом в переговоры. В мае 2008 г. Анкара выступила посредником в переговорах между Дамаском и Тель-Авивом. Это были первые переговоры после несогласия Эхуда Барака с планом Билла Клинтона и Хафеза Ассада, однако президент Башар Ассад положил им конец после израильской агрессии на сектор Газа в декабре 2009 г.

Понимая, что с учётом палестинского конфликта нельзя поддерживать хорошие отношения со всеми странами региона, Анкара решила поддержать Палестину вместо Израиля.

Можно вспомнить о происшествии в Давосе и случай с «Флотилией свободы». Пользуясь широкой поддержкой в мусульманском мире, Анкара сблизилась с Тегераном и в ноябре 2010 г. согласилась принять участие в общем рынке четырёх стран - Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Визы были отменены, а таможенные сборы значительно снижены. Был создан консорциум по управлению газо- и нефтепроводами. Был создан общий исполнительный орган по управлению водными ресурсами. Всё это было настолько привлекательным, что Ливан и Иордания выразили желание вступить в этот союз. Казалось, что в Леванте возможен прочный мир.

Когда в 2011 г. Соединённое Королевство и Франция вступили по требованию и под контролем США в войну против Ливии и Сирии, Турция по логике воспротивилась этому. Эти войны, предпринятые под предлогом защиты населения, были по сути неоколониальными актами. Кроме того, они противоречили интересам Турции, так как Ливия стала одним из главных экономических партнёров, а Сирия становилась таковым через региональный общий рынок.

После этого всё изменилось…

Как Франция сбила с пути Турцию

По инициативе французского министра иностранных дел Алена Жюппе Париж тайно предложил Турции в марте 2011 г. поддержать её кандидатуру по вступлению в ЕС и помочь ей урегулировать курдскую проблему, если Турция вступит в войну на её стороне против Ливии и Сирии. Это предложение было радикально новым, ибо Ален Жюппе выступал против вхождения Турции в ЕС в то время, когда он возглавлял голлистскую партию и был соратником Жака Ширака. Однако после обвинений в коррупции, он уезжает в Америку, где читает лекции в Квебеке, одновременно проходя стажировку в Пентагоне. Став неоконсерватором, он возвращается во Францию, и Николя Саркози назначает его сначала министром Обороны, а затем министром Иностранных дел.

План Жюппе высвечивает французские намерения: в нём ставится вопрос о создании Курдистана на территории Ирака и Сирии согласно карте, опубликованной тремя годами позже Робином Райтом в New York Times, и его реализации с помощью Исламского Эмирата, региональной курдской Администрации и бывших соратников Саддама Хусейна, связанных с Братьями мусульманами. Этот документ, подписанный Аленом Жюппе и его турецким коллегой Ахметом Давутоглу, не оставляет никакого сомнения: Франция намеревалась восстановить свою колонию в Сирии. Кроме того, она была связана с исламистскими террористическими движениями и предполагала создание Даеш. Для поддержки плана Жюппе Катар обязался сделать крупные инвестиции на восток Турции, рассчитывая, что это позволит турецким курдам отказаться от РПК.

Этот план до сих пор не рассекречен. И если бы французским или турецким парламентариям удалось легально обзавестись его копией, оснований для преследования г.г. Жюппе и Давутоглу Международным уголовным судом по преступлениям против человечности было бы более, чем достаточно.

В противоположность распространённой идее курды очень разделены. В Турции и в Сирии РПК марксистско-ленинского толка всегда отстаивала антиимпериалистические идеи. Иракские курды, связанные после окончания холодной войны с Израилем, всегда были союзниками США. Они и говорят на разных языках, и история у них разная.

Вероятно, в качестве свадебного подарка США стали продвигать турецкую политическую модель в арабском мире и способствовать ПСР стать во главе политических групп из состава Братьев мусульман, так чтобы Турция стала центром будущего Ближнего Востока. Во всяком случае, Ресеп Тайип Эрдоган поддержал НАТО в критический момент, заменив АфриКом после бунта командующего [1].

После этого Анкара мобилизовала жителей Мисраты в Ливии. Последние являются, главным образом, потомками израильских солдат Османской империи, адгамов, и кочевых торговцев чернокожими рабами, мунтазиров, которые поддержали «Молодых турок». Они входили в состав единственной значительной группы ливийцев, которые атаковали Триполи [2].

Одновременно Анкара организовала, начиная с августа 2011 г., несколько встреч сирийской оппозиции в Стамбуле. В итоге, Братья-мусульмане в октябре учредили Национальный сирийский совет, объединив представителей разных политических групп и национальных меньшинств.

НАТО отказывается от завоевания Сирии

Одобряя вмешательство НАТО в Ливию, Анкара, согласно здравому смыслу, рассчитывала на аналогичный ответ атлантического альянса по Сирии. Однако, несмотря на многочисленные теракты и кампанию в мировых СМИ, оказалось невозможным одновременно поднять население и заставить его поверить голословным обвинениям в адрес президента Аль-Ассада в совершении им массовых преступлений. Подогретые событиями в Ливии, Москва и Пекин три раза наложили вето на резолюции Совета Безопасности по «защите» сирийских граждан от их правительства (октябрь 2011 г., февраль и июль 2012 г.).

После этого Вашингтон и Лондон вышли из игры, хотя Париж и Анкара продолжали в неё верить [3]. Оба государства вступили в тесное сотрудничество, дойдя до того, что в 2012 г. спланировали покушение на сирийского министра иностранных дел Валида Аль-Муалема и президента Башара Аль-Ассада.

Покушение в Эр-Рияде на принца Бандара бен Султана в ответ на убийство членов сирийского Совета национальной безопасности в июле 2012 г. оставило международное движение джихадистов сиротой, хотя принцу и удалось оправиться после полученных ран. Через год он вышел из госпиталя, но был не в состоянии играть ту роль, которую он играл до этого. Ресеп Тайип Эрдоган, пользуясь случаем, пытался занять его место. Он завязал личные отношения с Ясиналем-Кади, финансистом Аль Каиды, с которым он тайно не раз встречался в Анкаре. Он курировал многочисленные группы джихадистов, которые изначально были созданы американцами, англичанами и французами.

В январе 2013 г. начав военную операцию в Мали, Франция прекратила поддерживать сирийских джихадистов и отказалась от проведения военных операций в этом регионе, хотя и продолжает поддерживать некоторых легионеров. Затем эмир Катара шейх Ахмад был вынуждён отречься от престола по требованию Вашингтона, который по российскому доносу упрекал его в использовании механизмов, направленных против американских экономических интересов. При этом его сын шейх Тамим не стал его наследником, и основная тяжесть расходов на войну против Сирии была возложена на Саудовскую Аравию.

Пользуясь этой поддержкой и поддержкой Израиля, Тайип Эрдоган принялся заверять всех подряд, что США, несмотря на российские и китайские вето, бросят силы НАТО на захват Дамаска. Воспользовавшись беспорядками, он организовал ограбление Сирии, демонтировав и похитив всё оборудование и станки с заводов в экономической столице Алеппо. Аналогичным образом он организовал хищение археологических ценностей и их распродажу на рынке в Антиоше [4]. Не видя особых результатов, он с помощью генерала Бенуа Пюго, главы елисейской администрации, в августе 2013 г. организовал под ложными флагами химическую атаку в пригороде Дамаска Гуте с тем, чтобы спровоцировать вступление Атлантического альянса в войну. Но Лондон мгновенно раскусил этот манёвр и отказался впутываться в это дело [5].

Турция принимала участие в этнических чистках и разделе территории Ирака и Сирии в соответствии с так называемым «планом Райта». Участие турецких спецслужб на организационных собраниях ИГИЛ в Аммане засвидетельствовано публикацией выписки из решения РПК. В конце концов, «план Райта» почти не отличается от «плана Жюппе», который также предусматривал участие Турции в войне. Впоследствии Тайип Эрдоган лично осуществлял управление этой террористической организацией, обеспечивая при этом как её снабжение оружием, так и продажу её краденой нефти.

Анкара с тревогой наблюдала за ходом переговоров между Вашингтоном и Тегераном, и теперь недовольна мирным соглашением, которое выталкивает её на обочину дороги. В ответ на предложение своего российского коллеги Владимира Путина Эрдоган согласился принять участие в проекте газопровода Турецкий поток, направленного на устранение американской монополии и ухода от европейского эмбарго. Затем, набравшись мужества, он отправился с визитом к своему иранскому коллеге шейху Хассану Роухани. Последний убедил его в том, что нет оснований опасаться предстоящего соглашения. Однако после его подписания 14 июля 2015 г. стало очевидно, что в нём для Турции никакого места в регионе не нашлось.

24 июля Тайип Эрдоган не был удивлён, получив ультиматум от президента Обамы, которым ему предписывалось
 немедленно отказаться от строительства российского газопровода;
 прекратить поддерживать ИГИЛ, которым он, прикрываясь как зонтиком халифом Абу Бакр аль-Багдади, реально управляет, и объявить этой организации войну.

Для пущей важности, Барак Обама упомянул о возможности исключения Турции из НАТО по согласованию с Великобританией, хотя подобная ситуация Договором не предусмотрена.

Рассыпавшись в извинениях и разрешив США использовать против ИГИЛ базу в Инсирлике, г-н Эрдоган встретился со спецпредставителем международной коалиции по борьбе с ИГИЛ генералом Джоном Алленом, известном как противника соглашения с Ираном. Вместе они пришли к выводу о том, что слова президента Обамы следует интерпретировать как предложение по борьбе с международным терроризмом, к которому они относят и РПК. Выходя за пределы своих полномочий, генерал пообещал создать 90-километровую бесполётную зону на сирийской территории вдоль турецкой границы якобы для защиты сирийских беженцев от собственного правительства, а на самом деле для реализации «плана Жюппе-Райта». Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу на канале A Haber рассказал, что в ответ на американские требования Турция приступила к бомбардировкам позиций РПК.

Генералу Джону Аллену удалось два раза возобновить войну против Сирии. В июне 2012 г. он вступил в сговор с генералом Девидом Петреусом и госсекретарём Хиллари Клинтон, и они саботировали соглашение, заключённое в Женеве между Вашингтоном и Москвой по установлению мира на Ближнем Востоке. Это соглашение предусматривало, кроме прочего, установление мира в Сирии, хотя Дамаск всегда был против американских «либеральных ястребов». Трио Клинтон, Аллен и Петреус при участии нового французского президента Франсуа Олланда и нового министра иностранных дел Лорана Фабиуса удалось созвать конференцию «Друзей Сирии» и отвергнуть женевское коммюнике. Во время избирательной кампании Обама не мог наказывать своих сотрудников, однако на следующий после своего избрания день он приказал уволить Девида Петреуса и Джона Аллена, которых он загнал в сексуальную западню. А Хиллари Клинтон продержалась несколько недель и вынуждена была пойти на попятную после «несчастного случая». В итоге, обвинён был только генерал Петреус, Аллена подчистили, а Клинтон, как и Жюппе, готовится к новым президентским выборам.

Вторую операцию трио Клинтон, Аллен и Петреус попытались совершить в декабре 2014 г., саботируя московскую конференцию. Пообещав Братьям-мусульманам реализовать «план Райта-Жюппе», они убедили Национальную сирийскую оппозицию отказаться от мирного решения сирийской проблемы. Заметим мимоходом, что этот эпизод свидетельствует о том, что цель Национальной сирийской оппозиции состоит не в смене сирийской власти, а в том, чтобы разрушить эту страну и государство.

Ознакомившись с реальной ситуацией во время своей поездки в Африку, президент Обама официально опроверг обязательства генерала Аллена и признал право Турции бороться против РПК, но осудил любые действия против неё за пределами Турции. После этого Эрдоган на совещании Атлантического совета заявил о вступлении в антитеррористическую коалицию и начале операций против ИГИЛ и РПК. 29 июля союзники без особого энтузиазма ответили ему, что они поддерживают его в этих операциях, но признают за ним право атаковать РПК в Ираке и Сирии лишь в случае «погони», то есть в случаях, когда РПК использует базы за рубежом для нападения или для отвода воющих против Турции группировок.

Кроме того, президент Обама освободил от обязанностей спецпредставителя по Сирии Даниэля Рубинштейна и назначил вместо него Митчела Ратнея, специалиста по Ближнему Востоку и коммуникациям. Его главной задачей будет наблюдение за действиями генерала Аллена.

В Турции начинается гражданская война

В настоящее время действия турецкой армии против РПК в Ираке и в Сирии не имеют с точки зрения международного права никакого юридического основания. Два правительства осудили бомбардировки их территории. С американской точки зрения РПК и правительственные войска или Сирийская арабская армия являются единственной эффективной силой в наземных операциях против ИГИЛ. Военные действия против курдского меньшинства иллюстрирует стремление ПСР реализовать план «Жюппе-Райта», даже после частичного отступления Катара и Франции.

Однако существует одно принципиально важное обстоятельство, которое меняет ход дела: Израиль и Саудовская Аравия, которые до недавнего времени поддерживали идею создания Курдистана и Суннистана в Ираке и Сирии, теперь от неё отказались. Тель-Авиву и Эр-Рияду хорошо известно, что эти два новых государства, появись они на свет, будут контролироваться не ими, а Турцией, которая не скрывает своих имперских амбиций и де факто готовится стать региональной державой.

Совершив крутой поворот, о котором на Ближнем Востоке предпочитают молчать, Израиль и Саудовская Аравия заключили соглашение о противодействии безумству президента Эрдогана и скрытной поддержке РПК, несмотря на её марксистскую суть. Кроме того, Израиль уже сблизился с заклятыми врагами Турции - Грецией Алексиса Ципраса и Кипром Никоса Анастадиадиса.

И пусть никто не сомневается в том, что Ресеп Тайип Эрдоган сам встал на путь гражданской войны, ибо она является единственным следствием проводимой им политики. Потерпев поражение на парламентских выборах и заблокировав создание нового правительства, он пытается запугать народ и вынудить Партию националистического движения (МНР) подержать исламистскую ПСР с тем, чтобы сформировать коалиционное правительство либо провести новые парламентские выборы и одержать победу на них.

Антитеррористическая операция одновременно против ИГИЛ и курдов почти исключительно направлена против РПК и её сирийской альтер эго Партии демократического союза(PYG). Бомбардировки, проведённые якобы против Исламского государства, не дали никаких результатов. Одновременно Эрдоган начал судебные преследования против курдских лидеров из Демократической партии народов (HPD) Селахатдина Демитраса и Фиджена Юксегдага. Прокурор обвиняет первого в призывах совершить насилие против не курдов, что есть чушь несусветная, а второго в поддержке ПДС, милицейских формирований Сирийской арабской республики, или террористической организации по определению магистрата.

Начинающаяся гражданская война не будет похожа на войну 90-х годов. Она будет более масштабной и кровавой. А всё из-за того, что Турция лишилась своих союзников за пределами своей территории и потому что исламистская политика разделила турецкое общество на мелкие части. Нет больше ни турецких институтов, поддерживаемых НАТО, ни РПК, поддерживаемой Сирией, а есть только противостоящие друг другу фрагменты турецкого общества: миряне и исламисты, модернисты и традиционалисты, алевиты и сунниты, курды и турки.

Перевод
Эдуард Феоктистов

[1Операция против Ливии «Восход Одиссея» была проведена под командованием генерала Картера Хэма как главы АфриКом. Однако он не был согласен с ролью, которую придавали Аль-Каиде в наземных операциях по свержению Ливийской арабской Джамахирии, и с тем, что Коалиция требовала обеспечивать только защиту мирного населения. Он был освобождён от этой должности, а операция стала называться «Единый защитник».

[2Жители Бенгази отказывались совершать атаки на Триполи после получения независимости.Так называемые «мистраты» возглавлялись боевиками из Аль-Каиды.

[3Если быть более точным, Париж вышел из игры в марте 2012 г. после падения исламского эмирата Баба Амр и возвращения захваченных в плен французских легионеров. Однако президент Саркози не был переизбран в мае, а его преемник возобновил войну только в июле.

[4Этот город называют также Антакией или Хатай.

[5Премьер-министр организовал трансляцию дебатов с главой оппозиции в Communes, где оба лидера задавали и отвечали на вопросы, читая один и тот же текст. Великобритания смогла таким образом выйти из войны, не обвинив публично Турцию. А США пошли по её следам.