Пресс-конференция Сергея Лаврова, Джона Керри и Стаффана де Мистуры после встречи Международной группы поддержки Сирии.

После конференции «Друзей Сирии», состоявшейся в Париже 6 июля 2012 г., Белый Дом и Кремль отстранились от войны в Сирии. Соглашение, которое они заключили на первой Женевской конференции, так и не было реализовано. Многочисленные мирные инициативы саботировались группой поджигателей войны, в которую входили высокопоставленные американские политики (Джон Маккейн, Хиллари Клинтон, Джеффри Фелтман, Дэвид Петрэус, Джон Аллен), транснациональные компании (Exxon-Mobil, инвестиционный фонд KKR, ЧВК Blackwater-Academi) и ряд государств (Германия, Саудовская Аравия, Франция, Израиль, Катар, Великобритания, Турция)

Однако после 30 сентября 2015 г. Россия развернула на территории Сирии мощную авиагруппу и стала наносить удары по террористическим формированиям. Спустя четыре месяца большинство построенных ими заводов по производству боеприпасов и их подземные бункеры были ликвидированы. Одновременно были ликвидированы транспортные средства, с помощью которых ДАИШ вывозил ворованную нефть. Сирийская арабская армия, которая начиная с 6 января 2016 г. проводит наземную операцию, освобождает территорию страны одновременно на десяти направлениях, исключение составляет северо-восток. А Саудовская Аравия совместно с Турцией поставляют «оппозиционерам» через северную границу новые подкрепления и оружие.

Барак Обама берёт сирийское досье под личный контроль

К успехам внешней политики Барака Обамы можно отнести смягчение отношений с Кубой и возврат на международную арену Ирана. У него остаётся меньше года, чтобы дополнить эти успехи установлением мира в Сирии. Для этого ему необходимо взять сирийским досье под личный контроль и контролировать ситуацию совместно со своим российским коллегой. Именно с этой целью он заключил с Россией новое соглашение и назначил «антиигиловского царя» Бретта Макгерка, которому он выделил значительные военные средства.

Будучи юристом по образованию и дипломатом по профессии, Бретт Макгерк ещё при президенте Буше-младшем начиная с 2004 г. работал в Ираке. Он входил в состав группы во главе с Джоном Негропонте и генералом Дэвидом Петрэусом, задача которой состояла в том, чтобы отвлечь население Ирака от борьбы против оккупационных войск путём стравливания суннитов с шиитами. Таким образом, он причастен к созданию «Исламского государства в Ираке» , превратившегося впоследствии в ДАИШ. Затем он участвовал в переговорах по выводу войск. В 2012 г. Барак Обама представил его кандидатуру на должность посла в Багдаде, но Сенат не утвердил его, упрекнув во внебрачных связях с журналисткой из Wall Street Journal. Так он становится помощником генерала Джона Аллена - спецпредставителя Белого Дома при международной антиигиловской коалиции. Он лично может подтвердить, что в отсутствие ясных директив его шеф не только не боролся против террористической организации, но, напротив, поддерживал её вплоть до прихода русских и своей отставки. Встав во главе операций, Бретт Макгерк готов выкочевать Халифат из Сирии, но не из Ирака, и на это у него вдвое больше денег, чем у его предшественника, и он будет пользоваться поддержкой как Сирийской арабской армии, так и вооружённых отрядов сирийских курдов.

Белый Дом и Кремль пришли к согласию

Белый Дом и Кремль признали, что падение Сирийской Арабской Республики может погрузить в хаос весь регион, включая и Израиль. Поэтому то, что раньше было для Джорджа Буша и Ариэля Шарона главной целью, сегодня стало страшилкой для Барака Обамы и Цахала.

Кажется, Белый Дом отказался от расчленения Сирии и согласился с Кремлём не допустить создания на северо-востоке страны псевдо-Курдистана, предусмотренного франко-британским планом. Для США больше нет вопроса о том, чтобы дать Парижу и Лондону возможность вновь стать колониальными державами на Ближнем Востоке, хотя этот аргумент и использовался ранее для их привлечения к операции «Арабская весна».

Для этой цели Белый Дом и Кремль воспользовались «Женевой-3», дав возможность оппозиции, спонсируемой Саудовской Аравией, дискредитировать себя. Последняя несколько раз отказывалась от участия в переговорах, затем выставила предварительные условия и в конечном счёте не согласилась с доставкой гуманитарной помощи, тогда как Дамаск согласился.

Встреча Международной группы поддержки Сирии (МГПС), состоявшаяся 11 и 12 февраля 2012 г. в Мюнхене, позволила Белому Дому продемонстрировать свою власть над оппозиционерами и, в частности, над Джеффри Фелтманом – главным действующим лицом в ООН. За неимением возможности отозвать его, президент Обама вынудил его заниматься своими делами в ООН, дав возможность Джону Керри и Сергею Лаврову заявить, что они вместе будут отслеживать ход переговоров. Если это произойдёт, заговорщики потеряют не только военные преимущества, но и дипломатические.

Мюнхенская встреча

МГПС договорилась о применении положений «Женевской конференции» (то есть плана президента Башара аль-Ассада с дополнениями Кофи Аннана) в соответствии с резолюцией 2254 Совета безопасности ООН. Франция, хотя и не высказала никаких замечаний в отношении «Женевской конференции», которую она единственная рассматривает как капитуляцию Сирийской Арабской республики, тем не менее подписала итоговую декларацию мюнхенской встречи.

Последняя предусматривает через неделю свободную доставку гуманитарной помощи, с чем не согласна оппозиция, прекращение «насилия», а затем и «прекращение огня». По каждой из этих целей создаются целевые группы под председательством США и России и с участием государств, способных оказать давление на воюющие стороны.

В отношении гуманитарной помощи МГПС заявила, что она будет доставляться через неделю путём сбрасывания с воздуха или наземным транспортом в семь поимённо указанным пунктов. В итоговой декларации подчёркивается, что «доступ к гуманитарной помощи не должен быть предпочтительным для каких-либо групп населения в ущерб другим, и должен согласовываться всеми сторонами со всеми, кто в ней нуждается, и в полном соответствии с международным правом». Кроме того, США и Россия «будут действовать так, чтобы конвои с помощью использовались исключительно в гуманитарных целях». Не секрет, что Джеффри Фелтман начиная с 2012 г. использовал конвои ООН для доставки в «повстанческие зоны» не только продовольствия и медикаментов, но и оружия.

Может показаться , что выражение «прекращение насилия» является синонимом выражения «прекращение огня», однако оно относится одновременно и к России, хотя и не предусматривает юридических последствий. Принимая итоговую декларацию, Москва обязуется не наносить удары по иным целям, кроме тех, что причислены Советом безопасности к террористическим группировкам. Однако на пресс-конференции Джона Керри и Сергея Лаврова, состоявшейся после мюнхенской встречи, российский министр иностранных дел уточнил, что Ахрар аль-Шам («Исламское движение свободных людей Сирии») и Джейш аль-Ислам («Армия ислама») публично подтвердили свои связи с террористическими организациями. Ахрар аль-Шам финансируется Турцией и Катаром, инструктируется пакистанскими военными и поддерживает связь с афганскими талибами. Джейш аль-Ислам финансируется Саудовской Аравией, инструктируется ЧВК Academi, гордится тем, что разделяет идеи Уссамы Бен Ладена и сотрудничает с Аль Каидой. Кроме того, её основатель Захран Аллуш заявил, что он хочет «очистить» страну, явно намекая на истребление алавитов. Так что нет оснований полагать , что Москва изменит свою позицию в регионе, наоборот, несмотря на формальный призыв Джона Керри «изменить цели», итоговая декларация мюнхенской встречи признаёт её легитимность.

Заметим, что мюнхенская декларация перекладывает вопрос о «передаче власти» на конференцию «Женева-3». Этим она окончательно лишает 114 кандидатов, представленных Саудовской Аравией, какой-либо надежды на министерский портфель.

На конференции по безопасности Сергей Лавров и Франк-Вальтер Штанмайер вступили в спор по поводу законности бомбардировок, осуществляемых Коалицией и Россией.

Саудовская Аравия и Франция не складывают оружие

Хотя мюнхенская декларация представляет собой беспрецедентный шаг вперёд за все последние три года, она вызвала много критических замечаний со стороны тех, кто принял её скрепя сердце. Так, Саудовская Аравия заявлением своего министра иностранных дел Абделя аль-Шубейра на очередной Конференции по безопасности ещё раз подтвердила, что пока у власти будет президент Башар аль-Ассад, мира в Сирии не будет. А Франция через своего министра Обороны Жан-Ива Ле Дриана и Премьер-министра Мануэля Вальса на этой же конференции обвинила Сирийскую Арабскую Республику и Россию в использовании «бочковых бомб», голодомора и бомбардировок мирных жителей. Кроме того, они поставили президента Республики в один ряд с «халифом», считая и того, и другого преступниками, и поэтому власть в стране должна принадлежать вооружённым исламским группировкам. А Турция, политику которой в предварительных документах называли «политической паранойей», долго не мешкая, стала защищать себя и по-своему комментировать итоговую декларацию МГПС. Она пустила в ход свою артиллерию и стала наносить удары по позициям курдов на севере страны.

Заключение
 Положив конец трехлетнему периоду внутренних противоречий и неопределённостей, Белый Дом взял в свои руки контроль над сирийским досье, поручил Бретту Макгурку покончить с ДАИШ и вместе с Кремлём будет председательствовать в целевой группе по вопросам прекращения огня, секретариатом которой будет служить ООН, а Джеффри Фелтман будет заниматься своим делами.
 Мюнхенская декларация предусматривает свободный гуманитарный доступ в осаждённые районы и прекращение насилия через неделю.
 Декларация узаконила нанесение российскими ВКС ударов по вооружённым формированиям Ахрар аль-Шам и Джейш аль-Ислам, открыто поддерживаемых Турцией, Катаром и Саудовской Аравией.

Перевод
Эдуард Феоктистов