О вербовке и содействии трансграничному перемещению иностранных террористов-боевиков в Сирию и поставках оружия действующим там террористическим группировкам

Согласно имеющимся сведениям, представители ИГИЛ при содействии турецких спецслужб создали на территории г. Анталья разветвленную сеть вербовки лиц, прибывающих в Турцию из государств постсоветского про-странства, для задействования в сирийском конфликте и возможной переброс-ки в Россию.

Состав группы вербовщиков: гражданин Киргизии по имени Абдула, вы-ходец из Республики Адыгея по имени Азмет, выходец из Республики Татар-стан по имени Эльнар, гражданин Российской Федерации по имени Ильяс, гражданин Азербайджана Алиев Адиль, выходец из Карачаево-Черкесии по имени Низам. Руководит их деятельностью гражданин Российской Федерации Хайбуллов Руслан Растямович (другое имя Абдуль Барис, псевдоним «Учи-тель»), 01.04.1978 г.р., уроженец Республики Татарстан. Проживает вместе с семьей в г. Анталья. Имеет постоянный вид на жительство в Турции.

Процесс вербовки происходит с ведома администрации изоляторов вре-менного содержания. В случае согласия задержанного принять ислам и под-ключиться к террористической деятельности вербовщики обещают «догово-риться» с правоохранительными органами Турции и бесплатно предлагают услуги адвоката, гражданина Турецкой Республики Тосолара Тахира. Отмеча-ется также посещение мест временного содержания иностранцев в тех же це-лях гражданином Турции, чеченцем Кехурсаевым Султаном.

В сентябре 2015 г. с территории Турции в Сирию через переход в н.п. Аликаила (Газиантеп) была переправлена группа боевиков ИГИЛ числен-ностью более 1 тыс. человек, прибывших из стран Европы и Центральной Азии.

Маршруты переправки боевиков проходят в непосредственной близости от турецко-сирийской границы через н.п. Антакья, Рейханлы, Топаз, Урфа, Хатай.

В марте 2014 г. глава МIТ Турции (Национальная разведывательная орга-низация) Х. Фидан координировал перемещение крупного формирования ИГИЛ, возглавляемого ливийцем Махди Ал-Харати. Заброска боевиков осу-ществлялась морским путем из Ливии в Сирию через пограничный пункт про-пуска «Барсай» на турецко-сирийской границе.

С конца декабря 2015 г. при содействии турецких спецслужб организован воздушный канал переправки боевиков ИГИЛ из Сирии через Турцию в Йемен с использованием военно-транспортной авиации Турции. Альтернативным способом доставки боевиков является морской транспорт, направляемый в
йеменский порт г. Аден.

К вербовочной деятельности, осуществляемой через турецкие медресе, причастны граждане Российской Федерации, поддерживающие связи с пред-ставителями органов безопасности, полиции и административного аппарата в ряде городов Турции, включая г. Стамбул.

Известно о предоставлении в приграничных с Сирией районах Турции мест для отдыха и лечения раненых боевиков ИГИЛ. В Газиантепе в 2014 г. на реабилитации находилось не менее 700 боевиков.

Согласно имеющимся сведениям, с 2015 г. из г. Анталья в г. Эскишехир при участии турецких спецслужб передислоцирована т.н. «татарская деревня». В ней размещаются боевики и пособники террористической группировки «Джабхат Ан-Нусра» из числа бывших жителей татарской национальности республик Татарстан, Башкортостан и Мордовия. Некоторые из них, наряду с российским, имеют также турецкое гражданство.

Одним из активных функционеров деревни является гражданин Россий-ской Федерации, бывший житель г. Казань Бичурин Тимур Маунирович, 15.12.1969 г.р., который с января 2014 г. оказывает пособническую помощь исламистам, воюющим в Сирии.

В декабре 2014 г. на территории Турции, в частности в провинции Хатай, при содействии спецслужб Турции были созданы лагеря сбора нелегальных мигрантов для обучения и переправки формирований экстремистов в Сирии. В январе 2015 г. при участии МIТ Турции были проведены мероприятия по объ-единению трех террористических отрядов «Осман Гази», «Омер Бин Абдула-зиз» и «Омер Мухтар» в группировку «Бригада Султан Абдулхамит», коман-диром которой назначен Омер Абдуллах. Участники данного формирования проходят подготовку в лагере, размещенном в турецком г. Байырбуджак, под руководством инструкторов подразделений сил специальных операций Гене-рального штаба ВС Турции и сотрудников МIТ. При этом деятельность «Бри-гады Султан Абдулхамит» координируется с боевиками «Джабхат Ан-Нусра» на севере сирийской провинции Латакия.

Известно, что 21 сентября 2015 г. в сирийском н.п. Тель Рыфат предста-вителями сирийской оппозиции, прошедшими военную подготовку в лагере на территории Турции в г. Кыршехир, осуществлена передача оружия боевикам из «Джабхат Ан-Нусра».

Согласно имеющимся сведениям, продолжаются поставки оружия терро-ристическим группировкам в Сирии с использованием возможностей базиру-ющихся в Турции фондов «Insan Hak Ve Hurriyetleri Ve Insani Yardim Vakfi» (IHH), «Imkander» и «Oncu Nesil Insani Yardim Dernegi».

Поставки различных видов оружия, военной техники и боеприпасов осу-ществляются из ряда зарубежных стран в турецкий порт Искендерун. Из порта военно-технические средства вывозятся через провинцию Хатай (КПП «Онджюпынар») в сирийские гг. Алеппо и Идлиб грузовым автотранспортом, принадлежащим фондам IHH и «Imkander», «Oncu Nesil» и имеющим турецкие государственные номера: 33 SU 317, 06 DY 7807, 33 SU 540, 33 SU 960, 42 GL 074, 31 R 5487. На территории Сирии оружие и боеприпасы распреде-ляются туркоманским бандгруппам и формированиям «Джабхат Ан-Нусра».

15 сентября 2014 г. из турецкого г. Бурса через КПП «Джейланпынар» (район Рейханлы) представители IHH автотранспортом отправили оружие и медикаменты на территорию Сирии для формирований ИГИЛ. Указанный груз по территории Турции следовал в сопровождении автомобилей сотрудников МIТ.

Ответ Турция

Записка, приложенная к письму Постоянного представительства Россий-ской Федерации, содержит в себе ничем не обоснованные утверждения.

Доля и масштабы ответственности за происходящую в Сирии гибель гражданского населения, опустошение и разрушение, которую несет Россия, став одной из сторон, непосредственно участвующих в сирийском конфликте, могут быть сравнимы только с ответственностью правящего режима.

Независимые исследования подтверждают, что вплоть до 70 процентов смертей среди гражданского населения в Сирии вызваны действиями Россий-ской Федерации. С начала военного вмешательства в Сирии 30 сентября 2015 года российские авиаудары уже унесли свыше 1300 жизней. Девяносто процентов этих жертв являются мирными гражданами. В результате ударов ранения получили свыше 2000 человек. К настоящему письму приложена за-писка, в которой приведены более подробные сведения об этих потерях (до-бавление I).

Кроме того, в настоящий момент Россия несет прямую ответственность за неизбирательное и тотальное разрушение гражданской инфраструктуры, что является еще одной общей чертой с методами, которыми действует правящий режим. Это также вносит свой вклад в гуманитарную трагедию в то время, ко-гда международное сообщество предпринимает отчаянные попытки доставить гуманитарную помощь живущим в осажденных районах сирийским гражда-нам, в том числе в контексте резолюции 2254 (2015) Совета Безопасности, в подготовке которой Российская Федерация участвовала, однако на практике заблокировала ее осуществление.

Целенаправленные нападения на больницы, школы, склады продоволь-ствия, сети водо- и электроснабжения равносильны военным преступлениям.

Россия вступила в сирийский конфликт под предлогом борьбы с ДАИШ/ИГИЛ и с терроризмом. По итогам нанесения свыше 8000 ударов, 90 процентов которых были нацелены на силы оппозиции, нет ни единого до-казательства того, что российские удары причинили ДАИШ/ИГИЛ хоть ка-кой нибудь ущерб. Масштабы терроризма выросли и расширились.

На этом фоне Россия высказывает безосновательные утверждения в адрес Турции, принявшей у себя свыше 2,5 миллиона сирийских беженцев. Удары, которые Россия и правящий режим продолжают в период прекращения боевых действий, ставят в опасное положение политический процесс в целом и тем самым могут вызвать дополнительное массовое перемещение к нашим грани-цам в буквальном смысле десятков тысяч сирийцев.

Если Российская Федерация всерьез намерена бороться с терроризмом, ей следует перенести свое внимание на правящий режим, предприняв серьезную попытку сделать политический процесс действенным. Следуя нынешним кур-сом, Российская Федерация лишь подливает масло в огонь в силу того, что она также принимает непосредственное участие в конфликте, повышая уровень и интенсивность насилия. Единственным выходом из этого порочного круга яв-ляется осуществление подлинного политического перехода на основе Женев-ского коммюнике.

Турция добилась значительных успехов в деле борьбы с угрозой, исхо-дящей от иностранных боевиков-террористов, а также в поддержании тесного и транспарентного сотрудничества со всеми странами. К настоящему письму приложена записка, содержащая подробные сведения о наших усилиях по борьбе с исходящей от иностранных боевиков-террористов угрозой (добавле-ние II). Как ни парадоксально, Турция перехватывает связанных с Россией по-тенциальных иностранных боевиков-террористов и неоднократно информиро-вала эту страну об их депортации, несмотря на отсутствие сотрудничества со стороны правительства Российской Федерации, что противоречит ее собствен-ным заявленным интересам. Более того, по-прежнему глубокую озабоченность вызывают сообщения средств массовой информации о гражданах России, направляющихся в Сирию с целью присоединиться к ДАИШ/ИГИЛ при согла-сии их правительства.

Высказанные Россией утверждения направлены на то, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от ее действий и от реальной задачи, которая состоит в том, чтобы положить конец конфликту в Сирии. Мы обра-щаемся к России с просьбой действовать в соответствии с обязательствами, которые накладывает членство в Совете Безопасности.