Обратили внимание на высказывание министра иностранных дел Великобритании Дж. Ханта, опубликованное в «Твиттере» 10 апреля. В нем, в частности, говорится, что прошло больше года с того момента, как Россия применила смертоносный «Новичок» в Солсбери, но в Лондоне до сих пор не слышат от нее ничего, кроме отрицаний. Россия, якобы еще и выступила с возражениями относительно внесения «Новичка» в списки химвеществ, контролируемых Конвенцией о запрещении химического оружия (КЗХО). А далее еще более цинично: «если России так нравится «Новичок», тогда многие страны могут обоснованно беспокоиться по поводу следующего Солсбери».

Хотя российскую сторону давно не удивляют подобные инсинуации, следует все же напомнить г-ну Министру следующее.

Россия не имеет никакого отношения к инцидентам с пресловутыми «Новичками» в Солсбери и Эймсбери. До тех пор пока Великобритания не представит доказательства и не начнет сотрудничать с российской стороной в правовом поле, все измышления Лондона на этот счет будем воспринимать не иначе, как провокационные фальсификации, нацеленные на упрочение в общественном сознании ложных представлений о произошедших событиях. Непреложным фактом во всей этой истории является одно – российской стороне до сих пор ничего не известно о судьбе российских граждан Сергея и Юлии Скрипаль, пропавших в Великобритании год назад. Призываем Лондон начать конструктивный диалог по этому вопросу.

В отношении же якобы «возражений» России против внесения т.н. «Новичков» в списки КЗХО пусть г-н Дж. Хант не обманывает ни себя, ни других. Россия не против введения контроля за химвеществами, которые западные страны так упорно называют «Новичками». Более того, именно Россия еще в мае 2018 года внесла в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) предложение о включении в контрольные списки Конвенции порядка 300 новых химических соединений. Позднее его конкретизировала, представив на рассмотрение пять групп химвеществ, среди которых и т.н. «Новички», обнаруженные в Солсбери/Эймсбери. К сожалению в феврале уже этого года в ходе специальной сессии Исполсовета ОЗХО это предложение было отвергнуто западной группой стран. Возникает вопрос - не потому ли, что эти государства проводят исследования с данными химикатами в рамках своих секретных программ? Характерно, что некоторые все же признали факт проведения таких работ, а в США их не только синтезировали, но и патентовали.

Приходится констатировать, что вместо хорошо проработанной российской инициативы, «тройка» государств - США, Канада, Нидерланды - представила в ОЗХО иное, явно ущербное с научной точки зрения предложение. Дело в том, что один из предлагаемых для включения в списки КЗХО химикатов из семейства «Новичков» является абстрактным и на практике вообще не существующим. Именно поэтому Россия была вынуждена 9 апреля высказаться против внесения предложенных «тройкой» химикатов в контрольные списки КЗХО. Однако, имея в виду, что и российская, и западная инициативы носят в принципе взаимодополняющий характер нами было предложено после доработки рассмотреть их «в пакете» на следующей сессии высшего руководящего органа ОЗХО - Конференции государств-участников, как это и предусмотрено Конвенцией. Надеемся, что большинство государств-членов ОЗХО нас в этом поддержит.