Не буду винить Лулу и бразильцев в объективных законах, управляющих историей рода человеческого. Прошло едва ли семь тысяч лет с тех пор, как человек оставил ощутимые следы того, что впоследствии стало цивилизацией, достигшей огромных богатств культуры и технических знаний. Она развивалась не в одно и то же время и не в одном и том же географическом месте. Можно утверждать, что вследствие кажущейся огромности нашей планеты во многих случаях одна цивилизация не знала о существовании других. Никогда на протяжении тысяч лет человек не жил в городах с двадцатью миллионами жителей, таких как Сан-Паулу или Мехико, или в крупных городах, какими являются Париж, Мадрид, Берлин и другие, через которые проходят поезда на рельсах и воздушных подушках со скоростью более 400 километров в час.

В эпоху Христофора Колумба, всего каких-то 500 лет назад, некоторых из этих городов не существовало, или число их обитателей не превышало нескольких десятков тысяч. Ни в одном из этих городов не тратилось ни киловатта для освещения его жилищ. Возможно, что в мире жило тогда не более 500 миллионов человек. Известно, что в 1830 году население земного шара достигло первого миллиарда, через сто тридцать лет оно умножилось втрое, а еще через сорок шесть лет число жителей планеты достигло 6, 5 миллиарда, - это в своем огромном большинстве бедняки, которые должны делиться продуктами питания с домашними животными, а впредь и с биотопливом.

Тогда у человечества не было достижений компьютерной техники и средств коммуникации, какие имеются сейчас, хотя над двумя большими людскими сообществами уже взорвались первые атомные бомбы, что явилось зверским актом терроризма, направленным по чисто политическим причинам против беззащитного гражданского населения.

Сегодня в мире имеются десятки тысяч ядерных бомб, в пятьдесят раз более мощных, с носителями, скорость которых в несколько раз выше скорости звука, обладающими абсолютной точностью, ими наш изощренный род человеческий может погубить сам себя. В конце Второй мировой войны, которую вели народы против фашизма, возникла новая власть, овладевшая миром и навязавшая нынешний абсолютистский и жестокий порядок.

До поездки Буша в Бразилию глава империи установил, что кукуруза и другие продукты питания будут подходящим сырьем для производства биотоплива. Со своей стороны, Лула заявил, что на основе сахарного тростника Бразилия может поставить все, какое будет необходимо; он видел в этой формуле будущее для стран третьего мира, и единственной проблемой, которую следовало решить, будет улучшение условий жизни рабочих сахарных плантаций. Он хорошо сознавал - и так и заявил, - что Соединенные Штаты, со своей стороны, должны отменить таможенные барьеры и субсидии, мешающие экспорту биоэтанола в Соединенные Штаты.

Буш ответил, что в такой стране как Соединенные Штаты, первом в мире производителе биоэтанола из кукурузы, тарифы и субсидии фермерам неприкосновенны.

Крупные американские транснациональные корпорации, производящие это биотопливо, которые быстро вкладывают десятки миллиардов долларов, потребовали от главы империи распределять на американском рынке не менее тридцати пяти миллиардов (35 000 000 000) галлонов этого топлива в год. С учетом протекционистских тарифов и реальных субсидий ежегодная цифра возрастет почти до ста миллиардов долларов.

Ненасытная в своих требованиях, империя бросила в мир лозунг производить биотопливо, чтобы освободить Соединенные Штаты - самого крупного потребителя энергии в мире - от какой бы то ни было внешней зависимости в области углеводородов.

История показывает, что монокультура сахарного тростника была тесно связана с рабством африканцев, насильно вырванных из своих естественных сообществ и привезенных на Кубу, Гаити и другие карибские острова. В Бразилии с выращиванием сахарного тростника происходило совершенно так же.

Сегодня в этой стране почти 80% сахарного тростника рубят вручную. В источниках и работах бразильских исследователей утверждается, что один рубщик тростника, работая сдельно, должен производить не менее двенадцати тонн, чтобы удовлетворить свои элементарные потребности. Этот работник должен 36 630 раз сгибать ноги, 800 раз перемещаться на небольшие расстояния, перенося в руках по 15 килограммов тростника, и пройти за рабочий день 8 800 метров. Он теряет в среднем 8 литров воды в день. Такой производительности на человека можно достичь только на сожженном тростнике. Тростник, который рубят вручную или механически, обычно жгут, чтобы защитить людей от вредных укусов и уколов, и прежде всего, чтобы повысить производительность. Хотя для этой работы и существовала бы установленная норма с 8 часов утра до 5 часов вечера, те, кто работает сдельно, трудятся по 12 часов. Температура в полдень иногда достигает 45 градусов.

Лично я немало раз рубил тростник в силу морального долга, так же, как многие другие товарищи из руководства нашей страны. Помню август 1969 года. Я выбрал место недалеко от столицы. Каждое утро я выезжал туда очень рано. Не сожженный тростник был зеленым, раннего сорта, высокой урожайности, с высоким промышленным выходом. Я рубил в течение четырех часов подряд, не останавливаясь ни на минуту. Кто-то другой затачивал мачете. Ни разу я не нарубил меньше 3,4 тонны в день. Затем я мылся, спокойно обедал и отдыхал где-нибудь поблизости. Я заработал несколько бонов в знаменитую сафру 70-го года. Мне тогда только что исполнилось 44 года. Остальное время, вплоть до сна, я посвящал своим революционным делам. Я перестал рубить тростник, когда поранил левую ногу. Острый мачете проткнул сапог. Страна поставила задачу произвести 10 миллионов тонн сахара и примерно 4 миллиона тонн мелассы в качестве субпродукта. Эта цель так и не была достигнута, хотя мы приблизились к ней.

Тогда Советский Союз еще не исчез, это казалось чем-то невероятным. Особый период, заставивший нас вести борьбу за выживание и приведший к экономическому неравенству с присущими ему элементами коррупции, еще не наступил. Империализм верил, что настал час добить Революцию. Также следует честно признать, что в годы благополучия мы научились транжирить, и наш героический процесс в немалой степени шел рука об руку с идеализмом и мечтами.

Большая урожайность в сельском хозяйстве Соединенных Штатов была достигнута благодаря ротации зерновых (кукурузы, пшеницы, овса, проса и других подобных культур) с бобовыми (соей, люцерной, фасолью и так далее). Последние вносили в почву азот и органические вещества. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), урожай кукурузы в Соединенных Штатах в 2005 году достиг 9,3 тонны с гектара.

В Бразилии удается снять только 3 тонны этой культуры с такого же участка земли. По подсчетам, общее производство в этой братской стране в том году составило тридцать четыре миллиона шестьсот тысяч тонн, и все было израсходовано на питание внутри страны. Эта страна не может поставлять кукурузу на мировой рынок.

Цены на эту культуру – главный продукт питания во многих странах региона - почти удвоились. Что произойдет, когда сотни миллионов тонн кукурузы пойдут на производство биотоплива? И я не буду упоминать тех количеств пшеницы, проса, овса, ячменя, сорго и других зерновых, которые промышленно развитые страны будут использовать как источник топлива для своих двигателей.

К этому добавляется, что Бразилии очень трудно осуществлять ротацию кукурузы с бобовыми. Из бразильских штатов, традиционно производящих кукурузу, восемь дают девяносто процентов продукции: это Парана, Минас-Жерайс, Сан-Паулу, Гояс, Мату-Гросу, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина и Мату-Гросу-ду-Сул. С другой стороны, 60% производства сахарного тростника – злака, который нельзя чередовать с другими культурами, - приходится на четыре штата: Сан-Паулу, Парана, Пернамбуку и Алагоас.

Двигатели тракторов, уборочных машин и тяжелых транспортных средств для механизации сбора урожая расходуют все больше нефти. Увеличение механизации ничуть не поможет избежать потепления планеты, что доказано специалистами, которые измеряют годовую температуру уже более 150 лет.

Бразилия действительно производит великолепный, особенно богатый белками продукт питания – сою: пятьдесят миллионов сто пятнадцать тысяч (50 115 000) тонн. Она потребляет почти 23 миллиона тонн и экспортирует двадцать семь миллионов триста тысяч (27 300 000). Неужели большая часть этой сои будет превращена в биотопливо?

В самом скором времени производители говядины начнут жаловаться, что земли, засеянные под пастбища, превращаются в плантации сахарного тростника.

Бывший министр сельского хозяйства Бразилии Роберто Родригес – крупный защитник нынешней правительственной линии и сейчас сопредседатель Межамериканского совета по биоэтанолу, созданного в 2006 году в силу соглашения между штатом Флорида и Межамериканским банком развития (МБР), чтобы продвигать использование биотоплива на американском континенте, - заявил, что программа механизации рубки сахарного тростника не создает больше рабочих мест, а напротив, вызовет излишек неквалифицированной рабочей силы.

Известно, что самые бедные рабочие из различных штатов отправляются на рубку тростника, побуждаемые нуждой. Иногда этим людям приходится на много месяцев разлучаться со своими родными. Так было на Кубе до победы Революции, когда рубка тростника и подъем его происходили вручную и почти не существовало механизированного выращивания и транспортировки. После исчезновения жестокой системы, навязанной нашему обществу, рубщики, в массовой форме обученные читать и писать, через несколько лет бросили свои странствия, и пришлось заменить их сотнями тысяч рабочих-добровольцев.

К этому добавляется последний доклад Организации Объединенных Наций об изменениях климата, где говорится, что произойдет в Южной Америке с водой от ледников и с бассейном Амазонки по мере того, как температура планеты продолжит повышаться.

Ничто не мешает американскому и европейскому капиталу финансировать производство биотоплива. Они даже могли бы подарить средства Бразилии и Латинской Америке. Соединенные Штаты, Европа и остальные промышленно развитые страны сэкономят более ста сорока миллиардов долларов в год, не тревожась о климатических последствиях и голоде, которые обрушатся в первую очередь на страны третьего мира. У них всегда останутся деньги на биотопливо и на то, чтобы приобретать любой ценой немногие продукты питания, имеющиеся на мировом рынке.

Что является самым неотложным – это энергетическая революция, которая состоит не только в замене всех ламп накаливания, но также и в массовой замене всей бытовой, торговой, промышленной аппаратуры, транспортного и общественного оборудования, которое при прежних технологиях требует вдвое и втрое больше энергии.

Больно думать, что ежегодно потребляется 10 миллиардов тонн ископаемого топлива, это означает, что ежегодно расходуется попусту то, что природа создавала миллион лет. Национальным промышленным предприятиям предстоит решать огромные задачи и тем самым увеличивать занятость. Так можно выиграть немного времени.

Другая грозящая миру опасность иного характера – это экономический спад в Соединенных Штатах. В последние дни падение стоимости доллара стало рекордным. Из этих бумажных денег и американских бонов состоит большая часть резервов конвертируемой валюты во всех странах.

Завтра Первое мая – хороший день, чтобы донести эти размышления до трудящихся и всех бедняков земли, вместе с протестом против также невероятного и унизительного факта: освобождения чудовища терроризма, как раз когда исполнилась 46-я годовщина Революционной победы на Плая-Хирон.

Тюрьма палачу!

Свободу Пятерым героям!

Фидель Кастро Рус

30 апреля 2007 года

18.34 часов

Источник
Кубинское информационное агентство

КУБИНСКОЕ АГЕНТСТВО НОВОСТЕЙ