Натан Шарански во время канадской конференции, касающейся, в частности, «нового антисемитизма»

22 июня 2002, как и каждый год, в Бивер Крик (Колорадо) приехали Джеральд Форд и Дик Чейни, чтобы возглавить Всемирный Форум [1]. Перед престижной аудиторией, собранной Американским институтом предпринимательства, бывший отказник и нынешний заместитель премьер-министра Израиля Натан Шарански скромно представил «план Шарански во имя мира» [2]. Растрогав аудиторию своей версией личного сидения в советских тюрьмах, он дал объяснение провалу Соглашений Осло: виноват Ясер Арафат, отказавшийся их воплотить, ведь диктаторам всегда необходим враг, чтобы держаться у власти. Мир возможен только при предварительной демократизации палестинского общества. Следовательно, необходимо сместить Арафата, установить временное правительство под контролем США, Египта и Иордании, разрушить «террористические организации», запустить «план Маршалла» по урегулированию ситуации в Палестине и, по окончании долгого периода обучения палестинцев, установить в регионе мир и демократию.

В этом выступлении несложно было узнать лишь слегка видоизмененную классическую колонизаторскую речь, оправдывающую оккупацию необходимостью установить опеку над инфантильным народом. Все что сделал оратор - заменил затертую «просветительскую миссию» на понятие «демократизация», при этом полностью использовав расистскую риторику Бернарда Льюиса о врожденной неспособности арабских народов управлять собственной судьбой [3].
Аудитория восприняла слова Шарански с живейшим удовольствием, воздержавшись от напоминания о том, что Ицхака Рабина убили совсем не палестинцы, и о том, что в 1996 Ясир Арафат был выбран демократическим путем. Никто также не отметил, что насильственное изменение палестинского общества началось уже давно [4].

Вдохновившись этими новыми призывами, Пол Вулфовиц позже встретился со своим старым другом Натаном Шарански. Прогуливаясь по этому живописному местечку в сопровождении многочисленных телохранителей и советников, на виду у остальных гостей, они продемонстрировали свое единство.
Два дня спустя, 24 июня 2002 года, на пресс-конференции в розовом саду Белого дома президент Джордж Буш заявил, что Ясеру Арафату пришло время убраться восвояси, а палестинцам – выбрать себе новых лидеров, не связанных с террористами. Через три недели, 12 июля 2002, Белый дом публикует коммюнике, обличающее иранских руководителей в покушении на свободы и права человека и призывающее их сложить с себя полномочия.
Таким образом, президент государства – постоянного члена Совета безопасности ООН, нарушив Устав ООН, призвал к свержению президента Палестинской автономии и руководителей ИРИ, выбранных, однако, демократическим путем и признанных ООН. Большинство комментаторов, несмотря на определенное чувство неловкости, восприняли эти заявления лишь как неуклюжий способ выражения. Лишь немногие осознали разрушительные последствия сказанного: на их глазах США переняли колониальный взгляд на международные отношения, отвергнутый европейцами более пятидесяти лет назад. Натан Шарански стал настоящим гуру для Джорджа Буша, а общество ничего не узнает об этом влиянии вплоть до 2005 года [5].

До того, как прославиться под именем Натан Шарански, новый идеолог США мелькал на первых полосах газет в качестве Анатолия Шарански. Он родился в СССР, на Украине, 20 января 1948 года, в институте изучал физику и математику. В 1973 году Шарански пытается эмигрировать в Израиль, но получает отказ, как и все, кто работал в то время в области вооружений. Тогда он принимает участие в проводимой США и, в частности, сенатором Генри Джексоном, кампании по принуждению СССР разрешить советским евреям эмигрировать в Израиль. Таким образом, Шарански завязывает контакты с ассистентами и сотрудниками сенатора: Ричардом Перлем, Элиотом Абрамсом, Elliott Abrams, Дугласом Фейтом, Абрамом Шульски и Полом Вулфовицем Paul Wolfowitz.

В 1977 Шарански арестовывают по обвинению в шпионаже в пользу США и приговаривают к 13 годам тюрьмы. Но 9 лет спустя его используют в обмене шпионами и, таким образом, он получает свободу. Эмигрировав в Израиль, Шарански создает себе имидж еврея, пострадавшего от преследований «Империи Зла», называет себя «узник Сиона». А в 1998 создает сионистский форум, цель которого – увеличение израильского населения путем приглашения в страну советских евреев и последующей помощи в адаптации к жизни в Израиле. В 1989 Шарански получает медаль за борьбу за свободу из рук президента Рональда Рейгана. Постепенно возглавляемое им движение развивается и в 1995 превращается в крайне правую политическую партию «Исраэль ба-алия» «Yisrael B’aliyah», впоследствии влившуюся в партию «Ликуд».

Помимо этого, Шарански вместе со своим старым знакомым Дугласом Фейтом создает объединение «Один Иерусалим», цель которого – помешать возвращению незаконно занятого Западного Иерусалима. Петицию с этим призывом подписывают 100 тысяч израильтян. Шарански также открыто борется за депортацию палестинцев.
Став депутатом, он избирается в Кнессет и в 1996 году входит в состав правительства Беньямина Нетаньяху в качестве министра торговли и промышленности. Впоследствии он станет министром внутренних дел при Эхуде Бараке и заместителем премьер-министра в правительстве Ариэля Шарона, ответственным за Иерусалим и Диаспору.
В сентябре 2001 в Южной Африке ООН проводит всемирную конференцию по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью.

Многочисленные делегации принимают резолюцию 1975, содержащую определение понятий «сионизм» и «расизм». Израиль и США саботируют конференцию и мешают принятию финальной резолюции. В связи с терактами на Манхэттене полемика отодвигается на второй план.
Тогда Шарански выдвигает тезис о взаимосвязи между антиамериканизмом, антисионизмом и антисемитизмом. По его просьбе израильское правительство поручает заместителю министра иностранных дел раввину Михаэлю Мелькиору создание кабинета по связям с общественностью, цель которого – распространить данный лозунг в западной прессе. По указке нобелевского лауреата Эли Визеля, венгерский журналист Матиас Винс, экс-премьер-министр Швеции Пер Альмарк и будущий министр юстиции Канады Ирвин Котлер начинают продвигать эту мысль в обществе и, таким образом, скрывают замешанные в этом государственные интересы Израиля. Скромные, но эффективные конторы открываются в столицах многих стран мира. В зависимости от дипломатических трудностей, возникающих между Израилем и Западом, эти «комиссии по борьбе с антисемитизмом» оказывают давления на нужные страны, проводя кампании по разоблачению предполагаемого антисемитизма. Вскоре комиссия концентрирует свои действия против Франции и Бельгии.

30 января 2005 года секретариат Ариэля Шарона сообщает, что отныне «комиссия по борьбе с антисемитизмом» становится министерским органом под управлением Натана Шарански [6].

«В защиту демократии. Способность свободы побеждать тиранию и террор»

В сентябре 2004 при помощи Рона Дермера Шарански публикует «В защиту демократии: способность свободы побеждать тиранию и террор». The Case for Democracy : The Power of Freedom to Overcome Tyranny and Terror. Он предлагает делить все государства на два вида, в зависимости от прохождения ими «теста центральной площади»: если любой может прийти на центральную столичную площадь и без опасения выступить против существующего порядка, тогда данное государство является свободным, в противном случае - в стране царит страх. К первому виду относятся демократии, ко второму – тирании. Вслед за этим Шарански выдает несколько аксиом: каждый человек стремится к свободе, демократии являются мирными по своей сути, а войны развязывают тирании; тираны находят себе врагов, чтобы посеять в людях страх и, таким образом, оправдать авторитаризм. Звучит очень упрощенно, но позволяет оправдать как оккупацию Палестины Израилем, так и оккупацию Ирака Америкой. Впрочем, такие суждения вообще позволяют оправдать что угодно: например, завоевание государства с целью его «демократизации» доказывает, что сама страна-завоеватель – мирная демократия по своему устройству.

Или: так как каждый человек стремится к свободе, нет такой страны, которую мы не должны завоевать, чтобы привнести туда демократию. Можно и так: народы, не поддерживающие нашу политику, находятся под воздействием своих лидеров-тиранов. Список интерпретаций можно продолжить… В ноябре Джордж У. Буш приглашает Натана Шарански в Белый Дом. Президент, начав читать данное произведение и остановившийся, по его словам, на 221 странице, увлеченно обсуждает его с автором.
12 января 2005 года в Washington Times публикуется интервью с президентом США, в котором он заявляет: «Если вы желаете знать, что я думаю о внешней политике, прочтите книгу Натана Шарански, «В защиту демократии». Это великая книга».

А 18 января Кондолиза Райс, утвержденная Сенатом на посту госсекретаря, заявляет, что цель Америки – распространить свободу и демократию во всем мире. А 20 января Джордж Буш произносит речь в связи с вступлением на второй срок, и весь мир ошеломленно узнает, что настало время демократизировать непокорных с оружием в руках. Позже, журналисты Washington Post узнают, что израильский министр приложил руку к редактированию инаугурационной речи [7].

Когда 23 февраля в Германии, накануне встречи с Владимиром Путиным в Братиславе, Буша спросили об этом влиянии, он пространно его подтвердил и не смущаясь добавил, что его проект «демократизации» затрагивает и Россию в том числе.
28 февраля начнется европейское турне Натана Шарански, во время которого он выступит в восьми крупнейших университетах. Никакого выступления не предусмотрено в Париже, а берлинское отменено из опасения спровоцировать протестные митинги. Франция и Германия не прошли «тест центральной площади». Несомненно, их нужно «демократизировать».

[2Democracy for Peace, Natan Sharansky, AEI World Forum, 20 июня 2002.

[3«La Guerre des civilisations », Thierry Meyssan, Voltaire, 4 июня 2004.

[4«Faire la paix avec les États, faire la guerre contre les peuples» par Youssef el-Aschkar, Voltaire, 19 июня 2003.

[5Лишь Newsweek в номере от 15 июля 2002 первым отмечает это влияние, но тоже не осознает его масштаб. «Sharansky’s Quiet Role», «Скромная роль Шарански».

[6«Шарон призывает к созданию ведомства по антисемитизму», Jerusalem Post, франкоязычная версия , 31 января 2005.

[7«Bush Speech Not a Sign of Policy Schift, Officials Says», The Washington Post, 22 января 2005.