Добрый вечер.

Сегодня Соединенные Штаты вместе с нашими близкими союзниками и партнерами сделали важный первый шаг в направлении всеобъемлющего решения, которое должно снять наши озабоченности в связи с ядерной программой Исламской Республики Иран.

С момента моего вступления в должность я ясно обозначил мою решимость не допустить, чтобы Иран получил ядерное оружие. Как я неоднократно указывал, я решительно предпочитаю, чтобы этот вопрос был решен мирно, и мы протянули руку дипломатии. Однако Иран много лет уклонялся от выполнения своих обязательств перед международным сообществом. Поэтому моя администрация начала работу с Конгрессом, Советом Безопасности Организации Объединенных Наций и зарубежными странами, чтобы наложить беспрецедентные санкции на иранское правительство.

Эти санкции произвели значительное воздействие на иранскую экономику, а после избрания нового иранского президента ранее в этом году открылись новые возможности для дипломатии. Ранее нынешней осенью я беседовал лично с президентом Ирана Роухани. Государственный секретарь Керри много раз встречался с министром иностранных дел Ирана. Мы также вели интенсивную дипломатическую работу, как двустороннюю с иранцами, так и вместе с нашими партнерами по группе П5+1 – Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем, а также с Европейским Союзом.

Сегодня благодаря этим дипломатическим усилиям открылся новый путь к более безопасному миру – с тем, чтобы в будущем мы были уверены, что ядерная программа Ирана носит мирный характер и что он не сможет создавать ядерное оружие.

И хотя сегодняшнее заявление – всего лишь первый шаг, это уже большое достижение. Впервые почти за десятилетие мы останавливаем продвижение иранской ядерной программы, а ключевые части программы будут сворачиваться. Иран обещает остановиться на определенных уровнях обогащения и нейтрализовать часть накопленных запасов. Иран не сможет эксплуатировать свои обогатительные центрифуги следующего поколения. Иран не сможет устанавливать или вводить в действие новые центрифуги, а производительность центрифуг будет ограничена. Иран прекратит работу над своим плутониевым реактором. А новые инспекции откроют широкий доступ к иранским ядерным объектам и позволят международному сообществу быть уверенным в том, что Иран выполняет свои обязательства.

Это существенные ограничения, которые не позволят Ирану создать ядерное оружие. Проще говоря, они перекроют наиболее вероятный путь Ирана к созданию бомбы. Тем временем нынешний первый шаг даст нам в течение ближайших шести месяцев время и пространство для дальнейших переговоров, цель которых – полностью устранить наши глубокие озабоченности в связи с иранской ядерной программой. И благодаря нынешнему соглашению Иран не сможет под прикрытием переговоров продвигать свою программу.

Со своей стороны Соединенные Штаты, наши друзья и союзники согласились несколько ослабить давление на Иран, причем наши наиболее жесткие санкции останутся в силе. Мы воздержимся от введения новых санкций и позволим иранскому правительству воспользоваться частью своих доходов, чего они ранее не могли делать из-за санкций. Однако более широкая структура санкций останется в действии, и мы продолжим активно их осуществлять. И если Иран в течение шестимесячного периода не будет полностью выполнять свои обязательства, мы отменим введенные послабления и усилим давление.

На протяжении ближайших шести месяцев мы будем вести переговоры о выработке всеобъемлющего решения. Мы подходим к этим переговорам, исходя из следующего базового понимания: Иран, как и любая страна, должен иметь доступ к мирной ядерной энергии. Однако, учитывая, как Иран в прошлом нарушал свои обязательства, ему придется пойти на строгие ограничения своей ядерной программы, которые сделают невозможной разработку ядерного оружия.

На этих переговорах ничто не считается согласованным до тех пор, пока не согласовано все. Теперь Иран обязан доказать всему миру, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.

Если Иран воспользуется этой возможностью, иранский народ начнет пользоваться преимуществами возвращения в ряды мирового сообщества, и мы сможем начать постепенно снижать уровень недоверия между нашими двумя странами. Перед Ираном откроется достойный путь к сближению с внешним миром на основе взаимного уважения. И наоборот, если Иран откажется, он столкнется с еще более жестким давлением и изоляцией.

В последние годы Конгресс выступал как ключевой партнер при введении санкций на иранское правительство, и этот двухпартийный подход сделал возможным тот прогресс, которого мы достигли сегодня. Мы и дальше будем работать в тесном контакте с Конгрессом. Однако сейчас не время вводить новые санкции – ибо это подорвет нынешний многообещающий первый шаг, отдалит нас от наших союзников и может развалить коалицию, благодаря которой, собственно говоря, мы и смогли наложить наши санкции.

Сегодня мы видим международное единство. Весь мир поддерживает нашу решимость не допустить, чтобы Иран создал ядерное оружие. Иран должен знать, что залог безопасности и процветания – не стремление к ядерному оружию, а полностью проверяемые соглашения, делающие невозможным создание Ираном ядерного оружия.

Двигаясь вперед, Соединенные Штаты сохранят свою непоколебимую решимость и сдержат наши обещания друзьям и союзникам – и особенно Израилю и нашим партнерам в Персидском заливе, у которых есть все основания для скептицизма в отношении намерений Ирана.

В конечном счете только дипломатия способна обеспечить надежное решение проблемы, связанной с ядерной программой Ирана. Я как президент и верховный главнокомандующий сделаю все возможное, чтобы у Ирана не появилось ядерное оружие. Однако на мне лежит глубокая ответственность стремиться к мирному урегулированию наших расхождений, а не к конфликту. Сегодня мы имеем реальную возможность добиться всеобъемлющего, мирного соглашения, и я убежден, что мы обязаны ею воспользоваться.

Первый шаг, который мы сделали сегодня, знаменует наиболее значительный и ощутимый прогресс в отношениях с Ираном, достигнутый нами со времени моего вступления в должность. И теперь в предстоящие месяцы мы обязаны работать над заключением надежного и всеобъемлющего соглашения, которое устранит проблему, на протяжении десятилетий грозившую нашей безопасности и безопасности наших союзников. Это будет непросто, трудности предстоят огромные. Но, идя по пути мощной и принципиальной дипломатии, Соединенные Штаты сделают все от их зависящее, чтобы укрепить мир, безопасность и сотрудничество между странами во всем мире.

Благодарю вас.