Государственный секретарь Джон Керри (здесь во время прибытия в Рим) не имеет никакой предопределённой стратегии. Он охотно принимается за решение любых вопросов, но не одерживает решительных побед, а лишь выжидает случай, когда представится возможность продвинуть свои пешки. Так, поддержав государственный переворот, совершённый ЦРУ на Украине, он сегодня озабочен не тем, кому будет принадлежать Крым, а тем, как наилучшим образом в глобально экономическом плане выпутаться из своего локального политического поражения.

Три наиболее важных события последних дней: с одной стороны, кризис, в котором западные страны столкнулись с Россией по поводу событий на Украине, с другой – необъявленная война, которую страны Залива ведут против друг друга, и, наконец, принятие Советом сирийского народа закона о выборах, который де факто исключает возможность гражданам, покинувшим страну во время войны, выставлять свою кандидатуру.

Четвёртым важным событием является организованная Соединёнными Штатами «цветная революция» в Венесуэле, но оппозиция не смогла привлечь на свою сторону народные массы. Ей предстоит разыграть эту карту позднее.

Вашингтон хочет извлечь из своего поражения на Украине экономическую выгоду

Кризис на Украине был подготовлен и разыгран Западом. Он принял форму государственного переворота, совершённого путём кровавых насилий, транслировавшихся по всему миру. Россия ловко ответила на этот кризис и, согласно стратегии китайского мыслителя Сунь-Цзы, захватила Крым без боя, взвалив решение экономических и политических проблем на своих противников. Несмотря на разглагольствования Брюсселя и Вашингтона, Запад не решится нанести второй удар и не предпримет никаких сколько-нибудь значительных экономических санкций против Москвы: 7% своей продукции (станки, автомобили, химические продукты...) Европейский Союз экспортирует в Россию (всего на 123 миллиарда евро) и импортирует 12% продукции (215 миллиардов евро; главным образом, это углеводороды). Так что это не пройдёт даром для Соединённого Королевства, Германии, Италии, Нидерландов, Польши и Франции. Сити очень щедро финансируется российскими авуарами, но, как свидетельствует служебная записка Даунинг-Стрит, фотокопия которой приводится в британской прессе, они в спешном порядке оттуда изымаются. Таким компаниям, как BP, Shell, Eni, Volkswagen, Continental, Siemens, Deutsche Telecom, Reiffsen, Unicrédit и ряду других не поздоровится. Наилучшая ситуация в Соединённых Штатах, но некоторые транснациональные компании такие, как вторая по счёту в стране компания Exxon, имеют значительные авуары в России.

Как бы то ни было, всё это вынуждает Вашингтон не только держать речи, но и действовать. Всё складывается так, что государственный переворот на Украине был осуществлён радикалами во власти ( Виктория Нуланд, Джон Маккейн...) и поначалу поставил президента Обаму в неудобное положение, но зато предоставил ему возможность разрешить собственный кризис за счёт своих союзников: смута на Украине, если она в экономическом и политическом плане затронет Европу, будет способствовать движению капиталов со старого континента на Уолл-Стрит. Это полностью соответствует как доктрине Вулфовица 1992 года (помешать Европейскому Союзу стать потенциальным конкурентом Соединённых Штатов), так и доктрине Кристины Ромер 2009 года (спасти американскую экономику поглощением европейского капитала, как во во время кризиса 1929 года). Вот почему следует ожидать охлаждения дипломатических отношений между Вашингтоном и Москвой, кажущихся, по меньшей мере, и значительного спада производства в Европе в 2014 году.

В этой ситуации не ясно, как может быть достигнуто соглашение об установлении всеобщего мира на Ближнем Востоке, ибо на большой шахматной доске ещё не все фигуры расставлены. Скорее всего проект «Женева 3» будет отложен на неопределённый срок. Что касается проекта установления израильско-палестинского мира, который был возобновлён с приходом Мохаммеда Дохлана, то он был торпедирован арабской Лигой, которая пока что противится признанию Израиля как «Еврейского государства».

Страны Залива не могут достичь единого мнения по отношению к Братьям-мусульманам

К новым стихиям можно отнести необъявленную войну между странами Залива. Катар в ноябре поддержал попытку государственного переворота Братьев-мусульман в Эмиратах. Эмираты, Саудовская Аравия и Бахрейн приостановили дипломатические отношения с Катаром, и саудовцы заказали покушение в Дохе. Катар, по-видимому, не готов оставить Братьев-мусульман, ради которых Вашингтон сначала организовал «арабскую весну», а потом забыл про них.

Политика стран Залива превратилась в невообразимую груду противоречий в той мере, в какой опереточные монархии смешивают государственные интересы с личными амбициями и родственными связями. Забыты взаимные проклятия, которыми обменивались Служитель двух святых мечетей и Вождь иранской революции, и которые ведут переговоры о примирении, ссора идёт только вокруг Братьев мусульман, которых рассматривают не как идеологическое течение, а как игральную карту.

У Сирии нет желания продолжать переговоры с саудами

Третьим событием является обсуждение сирийским Народным Советом, которое транслировалось по телевидению, будущего закона о выборах. Кончилось тем, что депутаты приняли статью, согласно которой кандидаты на президентские выборы должны проживать в стране в течение десяти последних лет. Это положение де факто исключает из претендентов на пост президента граждан, покинувших страну во время войны.

Спецпосланник генеральных секретарей арабской Лиги и ООН Лахдар Брахими недавно заявил, что этот выбор может положить конец мирному разрешению конфликта. Франция представила проект декларации Совета Безопасности, который позволил бы оживить женевские переговоры. В ней не упоминается новый сирийский закон о выборах, и она представляет собой последнюю попытку Запада представить войну в Сирии в качестве «революции» и рассматривать мир как соглашение между Дамаском и фиктивной оппозицией, подчинённой Саудовской Аравии. Бывший пресс-секретарь сирийского Национального Совета Басма Кодмани, взращённый саудовским посольством, уверял, что «режим Дамаска» не в состоянии организовать президентские выборы, и предложил рассматривать скатывание страны к войне как свидетельство того, что этот режим является диктатурой. Это позволило бы НАТО снова выйти на сцену и покончить с Башаром Аль-Ассадом, как это было запланировано ещё в 2003 году, но не было реализовано, так как не удалось на свой лад трактовать случаи «массовых убийств» в 2011 году и «химическую атаку» в 2013 году. Однако примирившись с Эль-Риядом и организовав по доброй воле конференцию «Женева-2» Вашингтон вновь потерял интерес к сирийским соратникам саудов.

Если не будет «Женевы-3», Запад должен будет либо атаковать Сирию (вероятность этого такая же, как и вероятность захвата Крыма, который пытались совершить прошедшим летом), либо на десяток лет пустить ситуацию на самотёк, либо продолжать утверждать, что «революция» была конфискована джихадистами и признать, что война в современном мире должна считаться антитеррористической деятельностью и представлять глобальный интерес.

Джон Керри, которого в большей степени можно считать деловым человеком, чем дипломатом, не имеет никакой предопределённой политики, у него только тактика. Следуя укоренившейся практике, Вашингтон не будет выбирать то или иное решение, но он употребит все средства, чтобы способствовать такому исходу событий, который для него предпочтителен, не забывая, на всякий случай, и про другие варианты. Так как переговоры с Россией заходят в тупик, он будет их вести с другим военным союзником Сирии, с Ираном. Вот уже год, как госдепартамент ведёт с исламской республикой сначала закрытые переговоры в Омане, а затем и официальные с новым президентом Рохани. Но им противостоят хомейнисты, у которых одно правило – с империалистами не ведут переговоры, с ними бьются насмерть. Учитывая внутренние противоречия в Иране, Вашингтон то сделает шаг вперёд, то отступит назад, и поэтому движется медленнее, чем ему бы хотелось.

Для Соединённых Штатов нет необходимости в срочном решении сирийского вопроса, но он жизненно необходим для гарантии существования еврейской колонии в Палестине. С этой целью на помощь госдепартаменту призван Иран: по его приказу исламский джихад начал внезапные бомбардировки территорий, вблизи израильской границы. Тегерану, который не был включен в «Женеву-2», была таким образом уготована более важная цель: региональные переговоры. За неимением иного, американский Сенат через пару недель организует слушания по теме «Сирия после Женевы». Такая формулировка позволяет считать, что на «мирной конференции» поставлен крест. Сенаторы не будут заслушивать израильских экспертов из вашингтонских аналитических центров, как это обычно делается, когда речь идёт о Ближнем Востоке, а ограничатся выступлениями ответственного по этому направлению специалиста из госдепартамента, лучшего стратега по ведению партизанских войн и одного из двух главных экспертов по Ирану.

В итоге, региональный «мир», если он должен быть установлен, может быть только таким, каким его представляет Джон Керри: принести в жертву народ Палестины в угоду еврейской колонии. Хассан Насралла предостерёг против этой несправедливости, но кому вздумается выступать против неё, если главные палестинские лидеры уже предали своих избирателей?

Перевод
Эдуард Феоктистов
Источник
Al-Watan (Сирия)