В своем знаменитом произведении Два тела короля, немецкий историк Эрнст Канторович изучил сакрализацию королевской фигуры во времена Средневековья и в современную европейскую эпоху. Он проанализировал, как создавался миф о двойной королевской натуре – индивиде со своими достоинствами и недостатками (король) и инкарнации более высокой функции, чем человек, в котором она воплощена (Король). Пройдя через сложные ритуалы, в частности ритуалы захоронения и коронации, узаконивание королевской власти позволило европейским монархам усилить свою власть, путем присвоения качеств и достоинств, естественно переданных через проявление божественного права.

Мы больше не живем в Средневековье, но практика политической легитимизации очень жизнеспособна и адаптируется к смене эпох. Вступление в должность Эхуда Ольмерта – преемника Ариэля Шарона, умирающего в обстановке династической передачи власти, редко встречающейся в демократических государствах (Ольмерта даже часто называют «принцем») – хороший тому пример.
Реализовав хвалебные биографии Ариэлю Шарону – «центристу» и «прагматику», предоставившему «возможность» разрешить палестино-израильский конфликт, мейнстримная западная пресса занялась его назначенным преемником, и.о. премьер-министра Израиля Эхудом Ольмертом. В медиа-освещении фигуры дофина используются многие механизмы, проанализированные Канторовичем.

Так, преемник обладает собственными достоинствами и недостатками, но одновременно унаследовал в глазах СМИ качества, свойственные, на их взгляд, всем израильским премьерам. Похоже, в видении западной прессы, израильский премьер-министр всегда стремится к миру, но сталкивается с отсутствием партнеров с арабской стороны. Премьер-министр – мужественный человек, чьей главной заботой является защита и благосостояние израильтян, а не контроль над территориями. Премьер-министр – прагматик, и это отличает его как от экстремистов, так и от «голубей», доказавших свое стремление уйти от действительности. Премьер-министр воплощает центр политической жизни Израиля.

Эти качества, ранее приписывавшиеся Ариэлю Шароны, теперь неразрывно связаны с Эхудом Ольмертом.

Именно эти качества убеждают автора редакционной статьи в Jerusalem Post, Ларри Дерфнера оказать поддержку Эхуду Ольмерту. Израильский журналист предается сложному, но хорошо осуществленному риторическому упражнению: он смирился со всеми недостатками прославляемой персоны, чтобы минимизировать их и подчеркнуть его достоинства, сильно преувеличив их. Так он представил Эхуда Ольмерта как претенциозного и полного презрения человека, возможно недобросовестного и коррумпированного, как Ариэль Шарон, но зато прагматика, радеющего о безопасности израильтян, противостоящего фанатику Нетаньяху и бессильному Перецу. Одним словом, эта печальная личность обладает всеми качествами, необходимыми для управления страной, которому обязанности премьер-министра как раз впору.

Израилький генерал в отставке Дэнни Ротшильд, бывший глава военной разведки и бывший военный управляющий оккупированными территориями, также восхваляет лидерские качества временного премьер-министра в интервью, предоставленном французскому левоцентристскому еженедельнику Le Nouvel Observateur. Он считает, что Эхуд Ольмерт продолжит политику Ариэля Шарона и даже больше его преуспеет в ней, так как он еще более вовлечен в политику вывода поселений. Ротшильд утверждает, что на этот раз он включит в нее и палестинцев, но в случаях, когда это будет невозможно, он, конечно, продолжит односторонний уход с территорий. Короче говоря, так как по-прежнему нет уверенности в существовании «партнера во имя мира», односторонний вывод, то есть единоличное определение Израилем собственных границ, продолжится.

В статье газеты Washington Post, перепечатанной в бейрутской газете Daily Star, американский аналитик и романист Дэвид Игнатиус также выражает доверие по отношению к способностям Эхуда Ольмерта возглавить Израиль и продолжить политику Ариэля Шарона. Он предсказывает дальнейшее строительство Стены отчуждения и союз с администрацией Буша в выходе Израиля из зон на Западном берегу Иордана, расположенных за пределами этой Стены. Он преуменьшает значение «недостатков» нового премьера, в частности, отсутствие военного опыта и неопытность в управлении страной.
Следует отметить, что, обретя достоинства «хорошего властителя», фигура Эхуда Ольмерта быстро заставила забыть об Ариэле Шароне, состояние здоровья которого теперь освещается с гораздо меньшим возбуждением, чем раньше.
Арабская пресса, разумеется, совершенно по-другому смотрит на экс-правую руку Ариэля Шарона.

Ливанская журналистка Ранда Хайдар напоминает на страницах ливанской арабоязычной газеты Annahar о карьере того, кого она называет оппортунистом. Будучи глубоким приверженцем правых сил, но заключавший альянсы со многими противоречивыми группами, Эхуд Ольмерт с опозданием примкнул к Ариэлю Шарону, став его правой рукой и политическим лоцманом. Не предрешая возможности временного премьер-министра, журналистка считает, что политику, не обладающему исторической легитимностью Шарона, будет трудно сохранить единство разнородных политиков, пришедших в Кадиму как из Аводы, так и из Ликуда.
Помимо достоинств и недостатков Эхуда Ольмерта СМИ озаботились стратегией, которую примет будущий победитель израильских выборов, назначенных на 28 марта 2005 года. И хотя большинство аналитиков прогнозирует продолжение политики Шарона, некоторые надеются на небольшие изменения в израильской власти и возобновление переговоров с палестинцами.

Генеральный директор Al Quds Educational Television в Рамалле и AmmanNet, Дауд Куттаб написал на эту тему открытое письмо Эхуду Ольмерту, широко распространенное Project Syndicate и опубликованное в Jerusalem Post (Израиль), El Tiempo (Колумбия), Korea Herald (Южная Корея), Daily Star (Ливан), La Libre Belgique (Бельгия) и, возможно, в других газетах. В этом письме, написанном с бесконечной скромностью или сильным стремлением к самодискредитации, Куттаб, традиционный автор статей в Jerusalem Post, расхваливает великие достижения Ольмерта в израильской политике и опирается на «крошечные» изменения с палестинской стороны в требовании возобновить двусторонние переговоры. Он утверждает, что только возобновление переговоров и улучшение условий жизни палестинцев позволит остановить насилие.
Со своей стороны израильский аналитик Зеев Шифф выделяет на страницах Haaretz три варианта развития израильской политики: 1) Израиль продолжит «оборонительную войну» с палестинским терроризмом, ограничившись ликвидацией незаконных КПП и остановкой расширения поселений 2) Израиль попытается заключить соглашение об окончательном статусе с ООП, но журналист не верит в такое развитие событий, так как не доверяет палестинцам. 3) Израиль в одностороннем порядке зафиксирует границы, продолжив односторонний вывод поселений. Последний вариант кажется журналисту наиболее вероятным и наиболее желательным.

Именно такой политики будет придерживаться Ольмерт, по мнению ливанского писателя и аналитика Хазема Сариа. На страницах проправительственной йеменской газеты 26 sep, он предсказывает, что Ольмерт продолжит политику Шарона. На его взгляд, и Ольмерт, и Шарон – представители правых, перешедшие от «идеологического сионизма» к «сионизму практическому», то есть к «реалистичному» воплощению в жизнь целей аннексии территорий. Автор характеризует Ольмерта как центриста, чья супруга принадлежит к «левым», и на которую он возлагает большие надежды. Он утверждает, что не стоит переоценивать Ольмерта, и в израильской стратегии не появится ничего нового.

Этот анализ подтверждается заявлениями ярой националистки Ципи Ливни – нового временного министра иностранных дел Израиля и члена «центристской» партии Кадима. В интервью французской газете Le Monde она излагает свое кредо в области внешней политики. Развивая культуралистский подход к палестино-израильскому конфликту, она уверяет, что палестинцы и израильтяне слишком разные, чтобы договориться и вести переговоры, и что менталитет палестинцев слишком враждебен, чтобы надеяться на какую бы то ни было дискуссию с ними. Она пророчествует, что для изменения арабской ментальности понадобится жизнь многих поколений. Это подтверждает, что, по мнению новой главы израильской дипломатии, весь процесс создания палестинского государства будет определяться Израилем. Во время строительства израильской стены на Западном берегу Иордана Ливни ясно дала понять, что стена очерчивает будущие границы Израиля.

Однако она считает, что необходимо действовать быстро, так как глобализация размывает национальную идентичность и израильский проект становится все менее понятным остальному миру. Она косвенно ссылается на тех, кто, подобно английскому историку Тони Джуду описывает сионизм как устаревшую идеологию, последнее воплощение националистических движений, рожденных в конце девятнадцатого века. Помимо этой растущей пропасти между израильской ментальностью и главными направлениями взглядов мировой общественности, министр также опасается, что израильские евреи окажутся в демографическом меньшинстве на израильской территории. Таким образом, она напрямую излагает причину стратегического раскола на Кадиму и Ликуд, стратегии, предвосхитившей будущую политику Эхуда Ольмерта.