Объединившись во время Второй мировой войны для совместной борьбы с осью Берлин-Рим, США и СССР сразу же после победы в 1945 году вступают в борьбу за мировое влияние, которая с 1948 года будет называться «Холодная война». Две супердержавы старательно избегали прямого вооруженного столкновения, но не жалели усилий в идеологической борьбе в своих зонах влияния, а также вели периферийные войны.
После крушения СССР просоветские тайные организации стали частью Истории. Благодаря открытию архивов, о них становится известно все больше. Атлантистские же организации не исчезли с окончанием холодной войны. Их деятельность была приостановлена администрацией Буша-отца и полностью восстановлена администрацией Буша-сына. В данной рубрике мы анализируем эти организации не как явления давно минувших дней, а как элементы, объясняющие сегодняшний мировой политический кризис. В частности, мы рассказали о становлении сети американского вмешательства, так называемой сети stay-behind [1], а также о сети soft-power Национального фонда в поддержку демократии (NED/ЦРУ) [2]. Мы проанализировали такие крупные отраслевые операции, как финансирование европейских интеллектуалов из фондов ЦРУ [3]. На этот раз мы рассмотрим манипулирование профсоюзными объединениями.
Убежденные в том, что западным демократиям угрожает «коммунистическая опасность», одним из проявлений которой является синдикализм, Соединенные Штаты создают в рамках плана Маршалла сеть международных профсоюзных конфедераций с целью противостоять коммунистическому влиянию среди рабочих. В феврали 1945 года в Лондоне по инициативе Британского конгресса тред-юнионов (БКТ) прошла всемирная конференция, на повестке дня которой стоял вопрос об объединении профсоюзных движений. В ней приняли участие представители 53 организаций. Американская федерация труда (АФТ), крупнейший американский профсоюз, бойкотировала эту встречу в знак протеста против участия советских представителей. Конгресс производственных профсоюзов (КПП) – главный соперник АФТ среди американских профсоюзов, попытался сыграть посредническую роль между приближенным к Москве Международным объединением красных профсоюзов и Международной федерацией профсоюзов, созданной в 1919 году в Амстердаме и отказывавшейся признать советских профсоюзных деятелей. Два этих течения должны были объединиться во Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП), созданную в Париже в 1945 году. Но эта попытка оканчивается неудачей. Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП) отказывается присоединиться к новой структуре, как и АФТ, принявшая в октябре 1946 года решение об объединении всех «свободных» профсоюзов с представительством в Брюсселе, во главе которого встал Ирвинг Браун.

Les dirigeants internationaux de l’AFL-CIO
A droite, Irwing Brown (1911-1989),
responsable du stay-behind pour
les milieux de gauche et étudiants
en Europe.

План Маршалла завершается расколом создаваемой ВФП: секретариат Федерации разоблачает некий план «угрожающий независимости европейских государств», а британские профсоюзы созывают конференцию, на которой собираются сторонники проекта. Очень быстро контроль над ВФП переходит к центральным профсоюзам социалистических стран: из западных организаций в нее входят лишь французская Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) и Генеральная конфедерация профсоюзов Италии (ГКПИ).
С этого момента усилия Вашингтона по внесению раскола в коммунистические профсоюзы и оказанию помощи тем, кто отвергает антикапитализм и доминирование Москвы, многократно возрастают. Контролируют операцию три человека. Первый – Джей Ловенстоун, директор международного отделения АФТ. До Второй мировой войны он возглавлял американскую компартию, но в 1929 году порвал отношения с СССР после встречи со Сталиным. Тот пытался внушить ему, что политическое и социальное устройства США требует применения адаптированной коммунистической стратегии. Почувствовав угрозу, Ловенстоун спешно покидает Москву и, вернувшись в Нью-Йорк, становится ярым антикоммунистом. После этого он присоединяется к International Ladies Garment Workers Union, влиятельному профсоюзу, созданному еврейскими и итальянскими эмигрантами, также пытающемуся ограничить влияние советских активистов. Последних все-таки отстраняют благодаря усилиям «умеренных» во главе с Дэвидом Дубински. В это же время Ловенстоун завязывает дружеские отношения с лидером АФТ Джорджем Мини, также признанным противником коммунистов. Во время Второй мировой войны Ловенстоун тесно сотрудничает с отделом работников в Бюро стратегических служб (прообразом ЦРУ), возглавлявшимся Артуром Голдбергом, будущим министром труда и членом Верховного суда. Именно Голдбергу поручается организация сопротивления рабочих в нацистской Германии и Северной Африке. После войны он продолжил свою деятельность в Европе.

George Meany
Patron d’AFL-CIO de 1955 à 1979.

В этом ему помогает Ирвинг Браун, член АФТ и заместитель Ловенстоуна по делам Европы с 1944 года. Ирвинг Браун родился в 1911 году, в 30-е годы стал выдающимся членом АФТ. В этот период его жена работала секретаршей Ловенстоуна [4]. Его первый подвиг был связан с Францией. Франция являлась стратегическим партнером Вашингтона в связи со своей экономической мощью и географическим положением, а именно границей с Германией, наполовину оккупированной советскими войсками, что делало ее привилегированным союзником в случае нападения СССР. В этот момент во Франции происходят социальные волнения, начавшиеся сразу же после исчезновения чувства благодарности за освобождение. Забастовки на заводе Рено в апреле-мае 1947 года положили конец соглашению между Коммунистической партией, Социалистической партией и Народным республиканским движением. Поль Рамадье смещает министров-коммунистов, что погружает политическую жизнь в опасную нестабильность. Кроме того, накапливаются экономические трудности: нехватка угля и продовольственных товаров, рост цен, - все это провоцирует рост социальных движений по всей стране. ВКТ – главный профсоюз Франции, переживает кризис в связи с глубокими разногласиями между теми, кто согласен с «ведущей ролью компартии в рабочем движении, и теми, кто выступает против этого» [5]. Вашингтон пользуется этой возможностью: ЦРУ связывается с генеральным секретарем ВКТ Леоном Жуо во время его поездки в ООН. Жуо соглашается инициировать раскол в Конфедерации, что серьезно ослабит французский синдикализм и послужит причиной создания в 1948 году профсоюза Рабочая сила. По окончании операции Джордж Мини заявил в Пресс клубе Вашингтона: «С гордостью сообщаю вам, так как сейчас мы можем позволить себе открыть эту информацию, что при помощи денег рабочих Детройта нам удалось организовать крайне важный для нас раскол в ВКТ, создав дружественный профсоюз Рабочая сила» [6]. Но в 1967 году Томас Брэден, бывший директор международного отделения ЦРУ, прямо заявил [7], что деньги на операцию поступали от МПДП Дэвида Дубински, а потом, «когда денег стало не хватать, они обратились в ЦРУ. Так началось секретное финансирование свободных профсоюзов, которое позже распространилось и на Италию. Без этих финансовых вложений послевоенная история была бы другой» [8].

В расколе центральную роль сыграла группа антисоветских активистов: речь идет о троцкистах, завербованных тайной сетью «stay-behind». Во время Второй мировой войны, после разрыва германо-советского пакта, они, во главе с Анри Молинье, избрали путь борьбы со Сталиным, вступив в коллаборационистское Социальное революционное движение (СРД) Эжена Делонкля и Эжена Шуллера [9]. По указанию Ирвинга Брауна они создают в 1953 году новую партию МРРТ, которую возглавил Пьер Буссель-Ламбер.
В это же время «марсельское отделение соцпартии также воспользовалось деньгами ЦРУ, которые шли, например, на спасение от разорения газеты Le Populaire, социалистического издания национального масштаба» [10]. Результаты деятельности Ирвинга Брауна особенно заметны в марсельском регионе, в то время находившемся под контролем French connection, управлявшего мировым трафиком героина. В основном, финансирование шло напрямую от ЦРУ, либо через атташе по профсоюзным вопросам американского посольства в Париже Джона Филлипсборна, либо поступало на банковский счет в Цюрихе на имя председателя Средиземноморского комитета Пьера Ферри-Пизани [11].
Одновременно с этими точечными операциями Ирвинг Браун основывает в конце 1949 года Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП), отказавшуюся от любых контактов с ВФП, в связи с ее близостью к Москве. МКСП объединяет около шестидесяти профсоюзов из 53 стран мира, представляющих интересы 50 миллионов рабочих. Кроме того, в рамках АФТ создается Конфедерация свободных профсоюзов, председателем которой стал Мэтью Уолл, управляющим финансами – Дэвид Дубински, а координатором между новой организацией и создавшей ее АФТ – Джордж Мини [12]. После этого деятельность в отношении некоммунистических европейских профсоюзов приобретает еще больший размах. Начиная с 1950 года ЦРУ оказывает МКСП финансовую поддержку в размере 170 000 в год. С таким бюджетом национальное профсоюзное объединение было вполне в состоянии финансировать Международный центр свободных синдикалистов в изгнании, первый конгресс которого прошел в октябре 1948 года в Париже в штаб-квартире Рабочей силы, едва оправившейся от отделения ВКТ. Официальной целью организации был провозглашен прием рабочих-эмигрантов и социалистических организаций из Восточной Европы. На самом же деле, она главным образом оказывает поддержку диссидентам, находящимся по другую сторону Железного занавеса. Некоторые из них, не немцы, во время войны состояли в рядах немецких вооруженных сил, и даже в СС, а после окончания конфликта не смогли вернуться на родину. Таким образом, они составили костяк антикоммунистических сил в тех странах, где вынуждены были остаться. В независимости от того, удалось ли им пересечь Железный занавес, все они с распростертыми объятиями встречались в Международном центре свободных синдикалистов в изгнании [13]. Организация издавала журнал Le Syndicaliste Exilé [14]. Она также имела доступ к Radio Free Europe и Radio Liberty, открыто финансировавшимся ЦРУ. В это же время организация участвует в подготовке и финансировании учредительной встречи Конгресса за свободу культуры, состоявшейся в 1950 году в Берлине.
Тем не менее, в итоге ЦРУ посчитало деятельность Ловенстоуна и Брауна слишком дорогостоящей. В 1950-1955 гг. оно сокращает финансирование и приказывает им реорганизовать свою деятельность, сделав ее более эффективной. Этот приказ был выполнен в 1955 году, когда два главных американских профсоюза, действовавших в Европе – АФТ и КПП с благословения Аверелла Гарримана, нового руководителя планом Маршалла сливаются в один. Главой АФТ-КПП становится Джордж Мини. Таким образом, Конфедерация свободных профсоюзов прекращает свою деятельность, а ей на смену приходят более масштабные операции нового объединения. АФТ-КПП удесятерила свои усилия по «профсоюзному вмешательству», придав им мировой масштаб. Ирвинг Браун переносит свое внимание на постколониальную Африку, а другие активисты, такие как Ричард Деверелл и Гарри Голдберг, отдают предпочтение странам Азии. Серафино Ромуалди, социалист итальянского происхождения, действует, в свою очередь, в Латинской Америке [15].

Так, профсоюзное вмешательство в Европе прекращается. Все это ведомство было реорганизовано в 1962 году с созданием президентом Кеннеди Американского агентства международного развития (ЮСЭЙД), почти полностью финансировавшего это направление деятельности АФТ-КПП. Перед президентом Кеннеди эту стратегию защищали такие люди, как Корд Майер, Артур Голдберг, Джордж Мини и Джей Ловенстоун. После этого в национальном американском профсоюзе были созданы три полунезависимые организации, главной из которых стал Американский институт развития свободного труда [16], цель которого состояла в восстановлении контроля над профсоюзами Латинской Америки. Эта операция началась в конце 50-х годов по инициативе Корда Майера, в рамках которой в центре Front Royal (Вирджиния) было подготовлено более 200 000 профсоюзных работников из Латинской Америки [17]. Двумя другими организациями стали African Labor College во главе с Ирвингом Брауном и Asian-American-Free Labor Institute, созданный в 1968 году во время войны во Вьетнаме. Таким образом, эта реорганизация отодвинула Европу на второй план в деятельности АФТ-КПП, но способствовала возникновению нового инструмента вмешательства в страны Третьего мира, действие которого было сразу же опробовано во время свержения режимов в Индонезии, Бразилии и Чили.

[1См. расследования о stay-behind от 20 августа, 27 августа и 10 сентября 2001.

[2См. «La nébuleuse de l’ingérence démocratique», Voltaire, 22 января 2004.

[3См. «Когда ЦРУ финансировало европейскую интеллигенцию», Дени Боно, Voltaire, 27 ноября 2003.

[4По: The Point Man: Irving Brown and the deadly post-1945 struggle for Europe and Africa, Ben Rathbun, Minerva Press, 1996.

[5«CGT-FO, le grand schisme», René Mouriaux, Le Monde, 13 апреля 1998.

[6Цит. в: E? comme espionnage, Nicolas Fournier, Edmond Legrand, Éditions Alain Moreau, 1978

[7«I’am Glad the CIA is Immoral», Thomas W. Braden, Saturday Evening Post, 20 мая 1967

[8Цит. в: D? comme Drogue, Alain Jaubert, Éditions Alain Moreau, 1973.

[9В то время СРД входило в состав Народного национального движения (ННД) Марселя Деа. См. «Тайная история L’Oréal», Тьерри Мейсан, Voltaire, 3 марта 2004.

[10Там же.

[11Средиземноморский комитет – организация, на базе которой Ирвинг Браун осуществляет свою деятельность в отношении марсельского региона. В частности, он финансирует штрейкбрехеров во время забастовки докеров в Марселе, протестовавших против выгрузки вооружения для американских войск, расквартированных во Франции.

[12«The Origins of CIA Financing of AFL Programs», Anthony Carew, CovertAction Quaterly, лето 1999.

[13«The International Centre of Free Trade Unionists in Exile», Peter E. Newell, Lobster, июнь 1996.

[14В январе 1964 года журнал возглавил председатель Рабочей силы Роже Луэ. «The International Centre of Free Trade Unionists in Exile».

[15«Plumbers and Presidents: Labor Sources for Diplomatic Historians», Edmund F. Wehre, University of Maryland at College Park.

[16Он финансировался большим количеством влиятельнейших американских организаций, среди которых Rockefeller, ITT, Kennecott, Coca Cola, IBM, Pfizer International, Standard Oil, Shell Petroleum, Pan American World Airways. По словам главы Института Джорджа Мини, все они были уверены, что «поддержка развития свободных профсоюзов Латинской Америки входила в интересы Соединенных Штатов». Председателем административного совета Института стал не кто иной, как Питер Грейс, по совместительству – председатель W.R. Grace Corporation.

[17The Rise and Decline of the CIA, John Ranelagh, Simon & Schuster, 1987.