Борис Березовский в западных СМИ создал себе образ либерального делового человека, преследуемого авторитарным Владимиром Путиным. Однако свое состояние он сколотил не благодаря уникальным предпринимательским способностям. С двенадцатью другими олигархами и с помощью Соединенных Штатов он присвоил себе ресурсы СССР, которые он использовал не во благо своей страны, а для собственного обогащения. Заработанные таким образом средства он переместил в западные банки. Он также поддерживал тесные связи с солнцевской мафиозной группировкой и чеченскими боевиками, что позволило ему сорвать процесс мирного урегулирования в Чечне.
Распад СССР ознаменовался началом перераспределения сфер влияния среди бывшей советской номенклатуры, в частности, среди новых деловых кругов, появившихся в период горбаческой перестройки. Борис Ельцин по дешевке распродает экономические богатства страны тринадцати олигархам и сам наживается на этом. Вашингтон ожидает распада Российской Федерации вслед за распадом СССР для того, чтобы американское господство стало абсолютным. Но один из Премьер-министров Ельцина Владимир Путин, опираясь на старые связи с КГБ, выпроваживает президента со своего поста, обещая ему безнаказанность. Новый хозяин Кремля пытается вернуть украденные олигархами богатства страны, поочередно преследуя, насколько возможно, каждого из них.
Борис Березовский является самым ярким представителем этой группы из тринадцати человек. После участия в многочисленных финансовых махинациях, которые повлекли за собой отток основных российских богатств за границу, сегодня он представляется в качестве либерального демократа, выступающего против захвата Владимиром Путиным экономики и средств массовой информации страны. Журналист американского издания Forbes Пол Хлебников в 2000 году посвятил ему статью под названием: Спонсор Кремля – Борис Березовский и ограбление России [1].
Начало «бизнеса»
Деятельность Бориса Березовского в постсоветской России является настоящим примером карикатурного облика нового поколения русских бизнесменов, которые связаны с политическими, экономическими и криминальными кругами страны. Борис Березовский родился в 1946 году в еврейской семье советской интеллигенции. Он получил блестящее среднее образование в одной из лучших школ Москвы. Он продолжил свое обучение в Лесотехническом институте на факультете электроники и информатики, секретного научного учреждения, которое на самом деле занималось разработкой советских космических программ. Березовский, таким образом, не был связан с политической сферой вплоть до 1989 года, а скорее примыкал к научной элите страны. Его принимают на работу в Академию наук, где он занимается процессом принятия решений. Потом он руководит лабораторией в Институте управления, где он работает над «проблемой автоматизации вычислительных систем на промышленных предприятиях».
Это позволяет ему в 1989 году встретиться с руководителями самого крупного автопроизводителя России «Автоваз» с целью создания частного предприятия для компьютеризации завода. Во времена Горбачева было законодательно разрешено организовывать два типа частных предприятий: «кооперативы и совместные предприятия (или joint-ventures) с иностранными партнерами». Березовский выбрал вторую схему для того, чтобы обеспечить возможность размещать часть прибыли за границей, используя выгодные российские условия налогообложения. Президент «Автоваза» предлагает ему иностранного партнера в лице «Logo systems», итальянской компании, специализирующейся на автоматизации производства в Турине. На этой базе была основана компания «Логоваз», в которой Березовский становится генеральным директором. Однако, вместо того, чтобы заниматься автоматизацией «Автоваза», «Логоваз» начнет продавать машины его производства. Делая этот выбор, Борис Березовский осознает, что входит на рынок, традиционно контролируемый мафиозными группировками. Распад СССР привел к освобождению всех заключенных гулага, среди которых большинство составляли уголовники, которые сразу же взялись за свое старое занятие. Их ряды пополнились вернувшимися в страну советскими военными, до этого размещенных в государствах-спутниках. Они рассматривали криминальную экономику как способ возвращения своих полномочий с помощью прибыльного дела. Многие бывшие солдаты, в том числе и бывшие агенты КГБ, будут, таким образом, заниматься сбором данных и средств, в том числе и с помощью силы, для частных организаций, связанных с преступными группировками. В 1993-1994 гг. Москва становится жертвой жестоких разборок между криминальными бандами. Две основные банды состоят из славян (русских) и чеченцев.
Чечня: от независимости к бандитизму
В конце 1991 года, в момент распада СССР, Чечня получает статус автономной республики: формально она всегда была частью России и пользовалась дотациями правительства и своим участием в советской финансовой системе. В то же время, она не находилась под контролем таможенных служб и советских органов, поддерживающих общественный порядок.». Чечня проходит через самый сильный, чем в остальных советских республиках, социальный и духовный кризис по причине того, что ей не удалось снабдить демобилизованных солдат рабочими местами, тогда как она традиционно являлась «разервуаром» Красной армии. Президент Дудаев в одностороннем порядке провозглашает независимость республики. Как и в случае распада СССР, это приводит к освобождению большого числа уголовников, которые превращают Чечню в настоящее средоточие преступности в регионе: аэропорт Грозного становится обязательным пунктом, через который осуществляется мировой наркотрафик, отмывание денег и другая преступная деятельность. Многие из освобожденных переезжают в Москву для внедрения новых сетей бандитизма. Их крайняя жестокость и крепкие связи, которые объединяют чеченское сообщество в одно целое, быстро превращает чеченскую группировку в равного противника русских «воров в законе».
Березовский налаживает связи с преступным миром через соучредителя «Логоваза», грузина по национальности, Бадри Патаркацешвили. Это позволяет бизнесмену «сотрудничать» как с русскими из самой крупной мафиозной банды России - «солнцевской группировки», так и с чеченцами, которые становятся его главными «коллегами». Тем не менее, он не один раз отказывается финансировать войну между двумя группировками.
Валерий Длугач (Valeri Dlougatch), как пишет «Le Globe, защищавший самого главного дистрибутора иностранных автомобилей после «Логоваза» «Trinity Motors», был убит в 1993 году, предположительно чеченским бандитом. В отместку, против «Логоваза» совершается ряд преступлений: в здание компании и ее нескольких дилеров были брошены гранаты. Березовский проводит зиму 1993 года на Западе: в ноябре он направляется в Тель-Авив, где он получает еврейское гражданство. «По российским источникам Березовский также проводит некоторое время в Соединенных Штатах, где ему выдают «Green Card», разрешающее иностранцам работать в стране.». Заручившись поддержкой иностранцев, он возвращается в 1994 году в Россию. Межклановая война в разгаре: убиты основные русские «авторитеты». Седьмого июня на Березовского совершается покушение: взрывается его машина, в результате чего погибает водитель Березовского, а его охранник серьезно ранен. Бизнесмен остается в живых, но вынужден долгое время лечить полученные ожоги в швейцарской клинике. Закзчик остается неизвестным, но многие месяцы спустя Березовский обвинит телевизионного магната Владимира Гусинского и его политического «покровителя», мэра Москвы Юрия Лужкова в организации покушения.
Спустя некоторое время взрывают автомобиль главаря солнцевской группировки «Сильвестра». Березовского, который только вернулся в Москву, какое-то время подозревают в организации убийства, но за неимением доказательств дело было приостановлено. Постепенно количество преступлений начинает сокращаться, а различные кланы договариваются по поводу разделения криминальных рынков. Что следует запомнить из этого чрезвычайно кровавого периода, это то, что Березовский является «единственным крупным бизнесменом, которого впоследствии назовут «олигархом», лично вовлеченным в войну между чеченскими и славянскими бандитами».
Пересдача политических карт
Бизнесмены типа Березовского выжали из горбачевской перестройки все самое лучшее. Процесс должен был ускориться с провалом военного путча 1991 года, когда Борис Ельцин становится президентом Российской Федерации. Он набирает команду молодых людей, полностью повернутых к миру бизнеса. Они-то и начнут то, что Пол Хлебников назвал «ограбление России». Березовский довольствуется своим приближенным положением к новой команде, в особенности к временно исполняющему обязанности Премьер-министра Егору Гайдару [2](Цель войны и стратегические итоги войны в Ираке), Анатолию Собчаку, Анатолию Чубайсу и молодому экономисту Петру Авену, который является его личным другом и Министром внешнеэкономических связей при Ельцине. Михаил Ходорковский, заместитель Министра нефтяной отрасли и энергетики, быстро станет близким деловым партнером Березовского.
Стоимость российских предприятий по долговым обязательствам приватизации, соотнесенная с рыночной стоимостью (в миллионах долларов)
/Предприятие/Приватизация (1993-1994 гг.)/Реальная цена на биржевом рынке (1997)/
| Газпром (природный газ) | 250 | 40.483 |
| Объединенные энергосистемы (электричество) | 957 | 17.977 |
| Лукойл (нефть) | 704 | 15.839 |
| Ростелеком (телефонные сети) | 464 | 4.172 |
| Юганскнефтегаз (нефть) | 80 | 1.656 |
| Сургутнефтегаз (нефть) | 79 | 6.607 |
Это был роскошный период для этого молодого поколения, которое за бесценок выкупило нефтяной сектор в ущерб стране.
Основатель банка «Менатеп» Михаил Ходорковский овладевает 45 % капитала «Юкоса», «холдинга, включающего производителя нефти «Самаранефтегаз» и Самарский нефтеперерабатывающий завод» за скромную сумму в 159 миллионов долларов [3]. («Компании, приобретенные за бесценок»). Борис Березовский объединяется с Романом Абрамовичем для приобретения 51 % акций Сибнефти за 100.3 миллиона долларов. Как показывает таблица выше, эти суммы совершенно не соответствовали реальной стоимости предприятий, как это было выяснено в момент их вхождения на биржу.
Березовский продолжает нарабатывать связи в политических кругах. Через начальника службы безопасности Ельцина Александра Коржакова он прокладывает себе путь к верхушке российской власти. В частности, он финансирует публикацию биографии Бориса Ельцина, названную На острие бритвы. После того, как он расхищает большую часть средств от продаж, он в конечном итоге отдает их президенту и даже становится одним из его главных финансистов. Березовский также осознает влияние средств массовой информации. Он инвестирует средства в телевидение, сначала в рекламный рынок первого национального канала «ОРТ». «план заключался в покупке программ у канала через использование доходов от рекламы. [Компания, созданная Березовским], «Реклама-холдинг» перепродавала эфирное время рекламодателям посредством взимания комиссионных». После этого бизнесмен оказывает давление на Коржакова и Ельцина, уговаривая их «продать» ему канал, что и происходит в ноябре 1994 года.
Телевизионный рынок является не только мишенью Березовского. Владелец банка «Мост» Владимир Гусинский создает «НТВ», первое независимое телевидение России, созданное специальным декретом Бориса Ельцина в 1993 году. Он также является личным врагом Бориса Березовского с момента начала войны между московскими криминальным группировками в 1993-1994 гг. Гусинский близок к Соединенным Штатам и, в особенности, к руководителю CNN Теду Тернеру. Поэтому он, также как и его противник, создает совместное предприятие с иностранными, а точнее американскими, партнерами. Он запустил одну из самых влиятельных газет «Сегодня» и основал серьезное банковское учреждение. Он был покровителем мэра Москвы Юрия Лужкова. Околопрезидентские связи позволяют Березовскому вынудить Гусинского отправиться в ссылку 2 декабря 1994 года. «Независимая газета», принадлежащая Березовскому, предоставит немного позже отчет об этом деле: по версии газеты, Ельцин дал согласие на эту операцию после того, как прочел доклад о политических амбициях Гусинского и о его людях в политических кругах, то есть о Юрии Лужкове. Впоследствии Березовский фигурировал в расследовании по делу об убийстве известного русского телеведущего Влада Листьева, который участвовал в проекте приватизации «ОРТ», но был обеспокоен тем фактом, что бизнесмен обирает канал. Как и многие другие дела, дело Влада Листьева в конечном итоге застрянет в лабиринте российского правосудия.
Березовский успешно захватывает медийную сферу: за несколько недель он берет контроль над первым каналом, покупает шестой канал, который был приватизирован при участии Теда Тернера, приобретает журнал «Огонек» и ежедневную «Независимую газету». Таким образом, он становится одним из самых влиятельных людей в российском медийном пространстве: «в одно мгновение он превращается в одного из архитекторов российской политики. Служба информации «ОРТ» становится отражением интересов Березовского в ключевые моменты политической жизни, превознося Ельцина в ходе выборов 1996 года, отмечая заслуги Лебедя после того, как он договорился с Кремлем по поводу этих выборов, выступая против него же после его ссоры с Березовским несколько месяцев спустя (…)».Березовский пользуется своим новым статусом, чтобы финансировать предвыборную кампанию Ельцина в 1996 году. После выборов он входит в состав правительства. Проблемы со здоровьем российского президента отправляют власть на каникулы,этот пробел заполняют члены президентской команды, в первую очередь – Анатолий Чубайс, архитектор «приватизаций». Олигархи торжествуют: банк Владимира Потанина получает в свое ведение новые правительственные счета; телеканалу Владимира Гусинского «НТВ» вновь разрешено вещать на четвертом канале; совместный банк Александра Смоленского и Березовского «Столичный» увеличивается вдвое после поглощения государственного банка «Агропром»…
Внезапно на Березовского начинают нападать со всех сторон: генерал Коржаков рассказывает о том, как бизнесмен просил его убить Гусинского.
«Новая газета» публикует распечатку видеозаписи, в которой Березовский обвиняет Гусинского в желании повесить на него убийство Листьева. Именно по этой причине магнат начинает работать во властных структурах, а именно на посту заместителя секретаря Совета Безопасности, координирующего политику в области безопасности и обороны страны. Он вынужден отказаться от своего еврейского паспорта. На своем новом посту Березовский занимается ведением переговоров с Чечней, когда генералу Лебедю удается покончить с конфликтом. Как он заявляет, Березовский прилагал все усилия, чтобы провалить переговоры; «После подписания мирного договора в Хассавюрте […] Березовский зашел ко мне и попытался меня запугать. Когда он понял, что ему это не удастся, он мне просто сказал: «Вы разрушили такое дело. Все так хорошо шло. Они убивала друг друга? Ну и что? Они всегда убивали друг друга и будут продолжать этим заниматься». Когда установился мир, он, тем не менее, смог сыграть на своих старых связях с московскими чеченскими бандитами, чтобы приобрести симпатию в глазах правителей Грозного. Салман Радуев, один из военных предводителей, даже охарактеризует Березовского как «почтенного человека». Он заявит, что «у него есть личный интерес в [нефтепроводе Баку – Новосибирск]».
Приход к власти Владимира Путина поменял расклад дел. После прихода к власти Путин, изначально поддерживаемый олигархами в борьбе с Евгением Примаковым, полностью отвергает политику осуществлявшуюся до той поры в попытке реконструировать страну. Ему неизбежно приходится вмешиватся в частные интересы олигархов, которые завладели значительной частью российской экономики. Путин, таким образом, наступает на эту империю во всех ее проявлениях: будь то медийная империя, которую они построили, либо предприятия, которые они создали, либо политические партии, которые они поддержали. Сегодня средства массовой информации квалифицируют эти действия, приведшие к оттоку большей части старых кадров страны, как открытое проявление авторитарного режима со склонностью к диктаторству. Таким образом, Ходорковский является жертвой врагов демократии, в то время как Березовский разглагольствует в западной прессе об угрозе, которую представляет Путин для гражданского общества России. Тем временем, кажется, что других альтернатив-то и не существует.
Политика олигархов иметт лишь одно последствие, не учитывая их собственное обогащение: экономическое разрушение страны, разграбление ее природных ресурсов и катастрофическое падение уровня жизни. В геополитическом контексте, который возник после распада СССР, США, возможно, находились в ожидании подобной экономической разрухи для того, чтобы иметь возможность придти потом стране на помощь. Это могло бы в конечном итоге удовлетворить многим интересам, но, разумеется, не интересам российского народа. Многие страны смогли бы добывать сырье по низкой цене, в то время как организованная преступность ослабляла бы мощь государства, столь необходимую в такой большой стране. К тому же война в Чечне стала весьма убыточным делом для Москвы в финансовом и человеческом плане. А это значит отставание России в «большой игре» Центральной Азии.
[1] Parrain du Kremlin - Boris Berezovski et le pillage de la Russie, de Paul Klebnikov, Robert Laffont, 2001.
[2] Егор Гайдар был назначен советником по приватизации Пола Бремера III (Paul Bremer III) в Ирак, cf. «Buts de guerre et bilan stratégique de l’attaque en Irak» par Thierry Meyssan, Voltaire, 6 novembre 2003.
[3] «Des compagnies acquises pour une bouchée de pain», La Tribune, 26 июня 2002.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter