Доброе утро. Хочу сделать краткое заявление о трагедии в Украине. Но прежде хочу сообщить, что госсекретарь Керри отправился на Ближний Восток. Как я уже много раз говорил, Израиль имеет право защищаться от ракетных обстрелов ХАМАСа и его нападений через туннели. В результате этих операций Израиль уже нанес значительный ущерб террористической инфраструктуре ХАМАСа в Газе. Однако я также говорил, что нас серьезно беспокоит рост числа жертв среди палестинского гражданского населения и гибель израильтян. И поэтому нам и всему международному сообществу следует сейчас приложить усилия, чтобы добиться прекращения огня, остановить военные действия и положить конец гибели ни в чем не повинных граждан как в Газе, так и в Израиле.

Госсекретарь Керри проведет совещания с союзниками и партнерами. Я поручил ему добиваться немедленного прекращения военных действий на основании возврата к соглашению о прекращении огня от ноября 2012 года между Израилем и ХАМАСом в Газе. Добиться этого будет нелегко. Понятно, что с обеих сторон страсти накалены, поскольку речь идет о чрезвычайно трудных стратегических проблемах. Тем не менее я попросил Джона сделать все, что в его силах, чтобы способствовать прекращению военных действий. Мы не хотим, чтобы продолжало гибнуть гражданское население.

Теперь об Украине. Прошло четыре дня с того момента, когда над территорией, контролируемой пророссийскими сепаратистами в Украине, был сбит пассажирский авиалайнер Малайзийских авиалиний, следовавший рейсом 17. В эти дни наши сердца разрываются от горя, когда мы видим, сколько потеряно чудесных, великолепных жизней, когда погибло такое множество мужчин, женщин, детей, младенцев – так внезапно и так бессмысленно.

Наши мысли и молитвы – с их семьями во всем мире, переживающими немыслимые страдания. Я говорил с целым рядом мировых лидеров – глав государств, граждане которых погибли на борту этого самолета, и все они потрясены – и в тоже время все они охвачены чувством возмущения.

Сейчас прежде всего мы должны вернуть на родину тела погибших, тщательно расследовать все, что произошло, и сопоставить все факты. Наша обязанность – выяснить всю правду и добиться подотчетности.

Международные расследователи уже вылетели на место. Они работают организованно. Я отправил команду наших специалистов, другие страны послали своих. Они хорошо подготовлены и знают, какие протоколы необходимо соблюдать, как искать и собирать вещественные доказательства, когда случаются подобные международные инциденты. Но сейчас они нуждаются в немедленном и полном доступе к месту падения. Они должны иметь возможность провести оперативное, полное, беспрепятственное и транспарентное расследование. Работа по сбору останков должна вестись с полным уважением к достоинству и памяти погибших.

Президент Украины Порошенко объявил вокруг места падения самолета демилитаризованную зону. Как я уже сказал, международные команды прибыли на место, готовы начать расследование и собрать останки погибших. Однако, к сожалению, контролирующие эту территорию сепаратисты, поддерживаемые Россией, продолжают блокировать расследование. Они неоднократно мешали международным расследователям получить полный доступ к обломкам. С приближением расследователей они стреляли в воздух. Сепаратисты убирают вещественные доказательства с места падения, и возникает вопрос: что именно они хотят скрыть?

Более того, пророссийские сепаратисты вывозят с места падения тела погибших, зачастую без должной заботливости, ожидаемой при подобной трагедии. Тем самым наносится оскорбление семьям, потерявшим своих близких. Подобному поведению нет места в содружестве наций.

Россия пользуется мощным влиянием на сепаратистов. Никто этого не отрицает. Россия их вдохновила. Россия их обучила. Нам известно, что Россия их вооружила, предоставив им также средства ПВО. Ведущие лидеры сепаратистов являются российскими гражданами. Принимая во внимание такое непосредственное влияние на сепаратистов, Россия и в особенности президент Путин несут прямую ответственность за то, чтобы потребовать от них сотрудничать со следствием. Это минимум, что они могут сделать.

Президент Путин заявляет, что он поддерживает полное и честное расследование. Я ценю эти слова, но они должны быть подкреплены действиями. На России лежит ответственность за то, чтобы сепаратисты прекратили манипуляции с вещественными доказательствами, чтобы прибывшие расследователи немедленно получили полный и беспрепятственный доступ к месту падения. Ответственность за их безопасность лежит на сепаратистах и их российских спонсорах. Совместно с нашими союзниками и партнерами мы сегодня рассмотрим этот вопрос в ООН.

В более широком смысле, как я уже отмечал на протяжении всего этого кризиса и кризиса в Украине в целом, я говорил напрямую президенту Путину, а также в моих публичных выступлениях, что я по-прежнему отдаю предпочтение дипломатическому решению украинского кризиса. Я верю в то, что это еще может произойти. Это мое предпочтение на сегодняшний день и на будущее.

Однако если Россия будет продолжать нарушать суверенитет Украины и поддерживать сепаратистов, и если эти сепаратисты будут становиться все более опасными, угрожая людям не только в Украине, но и в других странах, Россия еще больше изолирует себя от международного сообщества, и цена этого будет только расти.

Настало время для президента Путина и России отказаться от стратегии, которой они придерживаются, и принять серьезные меры, чтобы добиться прекращения военных действий в Украине, признавая суверенитет Украины и право украинцев самостоятельно принимать решения, которые касаются их жизни.

Время имеет существенное значение. Наши друзья и союзники должны иметь возможность собрать останки погибших. Это минимум, что мы можем сделать. Это минимальное требование порядочности. Семьи заслуживают того, чтобы достойно захоронить своих близких. Мир заслуживает знать, что же произошло на самом деле. А народ Украины заслуживает возможности самостоятельно определять свое будущее.