Для восстановления порядка в Ираке Вашингтон призвал лучшего специалиста по подавлению восстаний Джона Негропонте(John Negroponte). Пройдя школу войны во Вьетнаме и в Камбодже, Негропонте лично возглавлял эскадроны смерти в Центральной Америке и финансировал никарагуанских Контрас, организовав наркотрафик кокаина в США. Став президентом США Джордж У.Буш сразу же реабилитировал Негропонте, назначив его послом в ООН. На этом посту он возглавил клеветнические кампании против Ганса Бликса и организовал систему шпионажа за членами Совета безопасности. Скоро он сменит в Ираке Пола Бремера III.
19 апреля 2004 года Джордж Буш объявил о назначении Джона Негропонте послом США в Ираке в рамках передачи иракцам всей полноты власти, предусмотренной в конце июня. Таким образом, Негропонте заменит в Ираке главу американской администрации Пола Бремера, переставшего владеть ситуацией в связи с возросшим сопротивлением.
В короткой речи, произнесенной в Овальном кабинете, президент заявил: «Негропонте - очень опытный и умелый дипломат, именно поэтому я могу без всяких сомнений попросить его принять это сложное назначение. Я уверен, что он справится с этой работой, как уверен, что Ирак станет свободной, демократической и мирной страной». Учитывая личность нового посла и его методы, эти слова звучат как циничный анонс уготовленной иракцам судьбы, ведь Джордж Буш призвал лучшего на сегодняшний день специалиста в «войне низкой интенсивности», способного держать ООН на расстоянии и установить царство страха.
Джон Негропонте родился в 1939 году в семье греческих эмигрантов. Окончив Йельский университет, в 1960 он поступает на дипломатическую службу. С 1964 года он становится офицером, ответственным за политические дела в Южном Вьетнаме, где свирепствует особенно жестокая и коррумпированная политическая полиция. Позже Негропонте переводят в Камбоджу, где предпринимаются кампании по бомбардировке тропы Хошимина, использующейся для доставки военной техники северовьетнамскому сопротивлению. О результатах этих кампаний можно судить по нескольким сотням тысяч погибших, а также по множеству стертых в порошок деревень, в которых проживало этническое меньшинство, при этом некоторые из этих поселений даже не были точно обозначены на штабных картах. С 1971 по 1973 Негропонте назначается помощником Генри Киссинджера в Совете национальной безопасности, ответственным за Вьетнам. С 1987 по 1989 он вновь работает в Совете национальной безопасности, на этот раз под начальством генерала Колина Пауэлла он выступает ассистентом-делегатом президента по вопросам национальной безопасности. Следующий шаг в карьере – назначение послом в Мексику, где он и пробудет до 1993 года. В Мексике Негропонте возглавляет американскую разведку в войне против сапатистских повстанцев из штата Чьяпас [1]. _С 1993 по 1997 гг во время правления генерала Фиделя Рамоса Негропонте – посол на Филиппинах, а позже переходит в частный сектор в качестве вице-президента, ответственного за мировые рынки в компании McGraw-Hill, определяющей биржевые индексы США. Однако в этот период он продолжает сотрудничать с секретными службами и возглавляет French-American Foundation, «формирующий» французских политиков и журналистов и финансирующий университетские работы. В этой должности у него даже есть кабинет в парижской Школе высших исследований социальных наук l’École des hautes études en sciences sociales (EHESS). Несмотря на то, что имя Негропонте связано со множеством нарушений и свирепых репрессий, в 2001 году он возвращается в Белый дом через парадный ход по призыву Джорджа Буша, назначившего его послом в ООН, несмотря на протесты международной общественности.
Даже если военные преступления, связанные с именем Негропонте, были инициированы его начальниками, то он несет полную ответственность за преступления, совершенные под его прямым командованием в качестве посла в Гондурасе с 1981 по 1985 гг.
В то время администрация Картера приняла решение прекратить поддержку антикоммунистических диктаторов Латинской Америки и не реагировать на свержение режима Сомозы никарагуанскими сандинистами. Но пришедшая на смену администрация Рейгана решила возобновить борьбу всеми способами. Претворение в жизнь этого решения усложнялось тем, что население этого региона, вынужденное жить в тяжелых социальных условиях, стихийно поддерживало марксистские партии. Еще труднее было «навязать» такое решение американской общественности, которая после тяжелой Вьетнамской кампании выступала против любого прямого военного вмешательства. Вот почему администрация Рейгана отдала предпочтение войне низкой интенсивности, т.е. войне против гражданских лиц, а также проведению военных операций посредством наемников и ополчения.
В ноябре 1981 года принимается решение оказать поддержку никарагуанским контрреволюционерам (Контрас) в виде проведения секретных операций и поставки оружия. В 1982 году поддержка усиливается, т.к. появляется угроза распространения революции на соседний Сальвадор. Негропонте превращает Гондурас в тыловую базу по подготовке и военно-техническому обеспечению военных операций на территории всего региона. Сначала он использует аэропорты Гондураса, потом размещает там постоянную базу [2]. Негропонте осуществляет контроль над увеличением военной помощи Гондурасу, сумма которой за 4 года возросла с 4 до 77,4 миллионов долларов.
В 1984 году он лично следит за снабжением страны оружием. С этой целью он обходит эмбарго, установленное Конгрессом, при помощи двух наемников: Томаса Поузи и Даны Паркер. Эта операция будет раскрыта девять месяцев спустя, но администрация Рейгана станет отрицать всякую причастность к ней. Документы также подтверждают, что Негропонте и Джордж Буш, бывший в тот момент вице-президентом, организовали систему снабжения Контрас деньгами через правительство Гондураса.
До конца 80-х гг. армия Гондураса будет регулярно осуществлять репрессии по отношению к внутренней оппозиции и политическим беженцам из Сальвадора. В это время Негропонте тесно сотрудничает с генералом Густаво Альваресом Мартинесом, возглавляющим вооруженные силы страны, в рамках отправки гондурасских солдат в Школу Америк, для прохождения обучения психологической войне, саботажу и методам допроса, включая пытку. Эта школа находилась в форте Беннинг (штат Джорджия), а позже была реорганизована Биллом Клинтоном и переименована в Институт западного полушария по сотрудничеству в области безопасности(IOOCS). Демократы и религиозные группы надеялись, что школа будет закрыта после разоблачения ее деятельности и обучения в ней таких диктаторов, как Мануэль Норьега и Омар Торрихос из Панамы, Леопольдо Галтиерэ и Роберто Виола из Аргентины [3].
Учебники по допросу, использовавшиеся ЦРУ в Латинской Америке, были рассекречены в 1997 году [4]. На первое место в них ставились психологические пытки, затем при необходимости следовала физическая пытка. Таковы были методы, которым ЦРУ обучила Батальон 316 и другие репрессивные группировки. В 1995 году в серии статей на эту тему в газете Baltimore Sun указывается, что только в 1982 году в гондурасской прессе упомянуто 318 убийств и похищений. [5].
В связи с несогласием Конгресса с действиями ЦРУ, обучение специальных военизированных сил в Гондурасе финансировалось за счет продажи оружия Ирану и продажи кокаина, в основном американскому населению. Так, можно сопоставить феноменальный рост потребления наркотиков в 80-е гг. с интенсивностью спецопераций ЦРУ в Южной Америке. Эти факты были приведены в 1995 году журналистом Гарри Уэббом в газете San Jose Mercury News. Он установил прямую связь между проникновением крэка в Калифорнию и деятельностью Контрас. Однако два журналиста из Associated Press - Роберт Пэрри и Брайан Бэргер уже с 1985 года пытались привлечь внимание к этому феномену, сообщив, что группировки Контрас «были вовлечены в продажу кокаина, частично для финансирования войны против Никарагуа». Но тогда администрации Рейгана удалось потушить скандал, запустив кампанию по дискредитации журналистов и умолчанию всех связей между Контрас, наркотрафиком и вмешательством США в дела Латинской Америки.
В феврале 2000 года правительство Гондураса объявило о выделении 2,1 миллиона долларов семьям 19 из 184 идентифицированных жертв Батальона 316.
Активное или пассивное пособничество политическим репрессиям и усилия по сокрытию правды – гарантии продвижения в мире неоконсерваторов. Так, Томас Пикеринг, бывший послом США в Сальвадоре в то же время, что и Негропонте в Гондурасе, приложил все усилия для распространения ложной информации о преступлениях, совершенных военными и военизированными силами против сальвадорских движений, обличающих существование в стране баз по подготовке Контрас. В 1989 году он также был назначен послом США в ООН.
Джон Негропонте так и не признал, что играл активную роль в военных репрессиях в Гондурасе в начале 80-х и оправдывает себя тем, что в тогдашних политических условиях у него просто не было выбора. Когда в 2001 он был назначен послом в ООН, многие бывшие члены Батальона 316 были тайно переброшены на родину, чтобы их не вызвали свидетельствовать против Негропонте. Создатель Батальона 316 генерал Дискуа, бывший некоторое время послом Гондураса в ООН, после аннулирования визы решил отомстить, публично признав, что США поддерживали его эскадроны смерти, а также назвав точную роль Негропонте в этих событиях [6].
В ООН почтенный посол проявил себя, организовав клеветническую кампанию против инспекторов по разоружению и конкретно против Ганса Бликса. Он частично преуспел в распространении басни о наличии оружия массового уничтожения в Ираке и придании некоего оправдания вторжению в эту страну. С целью манипулирования генеральным секретарем Совета безопасности он прибегнул к перехвату дипломатических сообщений и шпионажу.
Несомненно, именно благодаря своему послужному списку Джон Негропонте назначен послом в Багдаде. Он прибывает туда не для того, чтобы гарантировать передачу власти иракцам, а для того, чтобы помешать ООН вмешаться в конфликт. Он же будет сеять страх и организовывать репрессии грязными методами, которыми овладел в совершенстве.
[1] Officials’ Profiles, Foreign Policy in Focus.
[2] в августе 2001 года во время проведения работ по выемке грунта здесь будут обнаружены 185 тел, среди которых двое американцев.
[3] см. сайт School of the Americas Watch там же можно найти [полный список выпускников - >http://www.reseauvoltaire.net/rubrique366.html]. Можно также посмотреть фильм Константина Коста-Гавраса(Constantin Costa-Gavras), Осадное положение, где воспроизводятся занятия в Школе Америк.
[4] «The CIA in Latin America», Tom Blanton, National Security Archive Electronic Briefing Book N°27, 14 марта 2000.
[5] «When a wave of torture and murder staggered a small U.S. ally, truth was a casualty» и статьи из этой же серии, Baltimore Sun, июнь 1995.
[6] «Iran-Contra gangsters resurface in Bush administration», World Socialist Website, 1августа 2001.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter