В Los Angeles Times Стэнли Карноу (Stanley Karnow) выявляет сходства между вьетнамской и иракской войнами: обе они бесполезны и были оправданы потоком лжи, которую парламентарии не осмелились разоблачить, чтобы «не бросать наших ребят, сражающихся там». Со своей стороны, Джозеф Уэйким (Joseph Wakim) из The Age разоблачает манихейские доводы Джорджа Буша, разделяющего мир на два противостоящих лагеря. На самом деле, нет никакого столкновения цивилизаций, раскол существует между теми, кто применяет насилие, и теми, кто становится их жертвами. С ним согласен и Рамеш Такур (Ramesh Thakur) из International Herald Tribune, подчеркивая, что администрация Буша уничтожает основы международного права не по необходимости, а по собственному желанию, добавляя, что теракты 11 сентября – не причина развязывания войны, а лишь повод.

В то время как российский и американский президенты встречаются в Кэмп Дэвиде, Роберт Макфарлан (Robert McFarlane) на страницах New York Times призывает к сближению двух стран. По его мнению, Россия перестала быть противником США, а наоборот, сталкивается с тем же врагом, что и США – терроризмом, как показал захват заложников в московском театре.

И наконец, Дэвид Ландау (David Landau) в газете Ha’aretz призывает Джорджа Буша повлиять на Ариэля Шарона, чтобы тот перестал угрожать Арафату и строить разделительную стену. Журналист напоминает, что зависимость Израиля от США столь велика, что прежде одно лишь замечание Вашингтона могло помешать строительству стены.

« Ядерное оружие Буша »

Las armas nucleares de Bush
Clarin (Аргентина)

[Автор] Эдвард Кеннеди (Edward Kennedy) сенатор США.

[Тезисы] Администрация Буша и международное сообщество на словах однозначно выступают против распространения ядерного оружия. Однако правительство США выделило 21 миллион долларов на создание новых типов атомных бомб: « mini-nukes » и « bunker-buster ».
Это новое направление в ядерной политике негативно влияет не только на войну с терроризмом, но и на хрупкое равновесие в области международной безопасности. Как мы можем требовать от Ирана и Северной Кореи отказаться от ядерных программ, когда сами предпринимаем действия по развитию ядерного арсенала?
Атомные бомбы « mini-nukes » совсем не маленькие: одна такая бомба способна полностью уничтожить целый город, но этот аргумент не приводится во время дискуссий, хотя вся система контроля над ОМУ, созданная с огромным трудом в течение последних 50 лет, находится под угрозой.

« Потоки лжи, оправдавшей войны во Вьетнаме и Ираке »

Vietnam’s Shadow Lies Across Iraq

Los Angeles Times (США)

[Автор] Стэнли Карноу (Stanley Karnow), журналист, освещавший войну во Вьетнаме с 1959 по 1975 год. Автор книги «Вьетнам: История», завоевавшей Пулитцеровскую премию в области истории.

[Тезисы] « Мы остановили вьетнамский синдром », - заявил Джордж Буш после победы в войне в Персидской заливе в 1991 году. Он подразумевал, что американская общественность смогла преодолеть унизительные воспоминания об этой войне, что позволяет предпринимать новые операции без тревоги и чувства вины.
Но эта позиция была ошибочной. Пораженческие настроения продолжают существовать, а война в Ираке может вылиться в такой же унизительный провал, как и война во Вьетнаме.
Эти военные конфликты сильно различаются, но обладают и некоторыми сходствами. «Теория домино» президентов Трумэна, Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона, определявшая Вьетнам как чувствительную точку антикоммунистической борьбы, во многом напоминает крестовый поход Буша на Ирак с его борьбой против международного терроризма. Для оправдания значимости этих двух стран для национальной безопасности США не было предоставлено ни одного доказательства. В обоих случаях войска, оснащенные по последнему слову техники, не смогли сломить сопротивление партизанских отрядов.

Среди иракского населения также трудно отделить друзей от врагов. Но самым поразительным сходством двух войн стала искаженная и даже просто лживая информация, выдаваемая журналистам военными и гражданскими бюрократами. Было сделано все, чтобы заставить поверить в улучшение ситуации, а члены Конгресса, чтобы «не бросать наших ребят», всегда голосовали за выделение требуемых средств.
Точно так же, как в 1995 году министр обороны Роберт Макнамара (Robert S. McNamara) публично покаялся в ошибках, совершенных во время вьетнамской войны, должна теперь покаяться и администрация Буша, возможно, сам Дональд Рамсфелд.

« Пришло время разрушить главенствующий миф о добре и зле »

Time to confront the monopoly myth about good and evil

The Age (Австралия)

[Автор] Джозеф Уэйким (Joseph Wakim) основатель Австралийского Арабского Совета и бывший член комиссии по межкультурным связям.

[Тезисы] На Генеральной ассамблее ООН Кофи Аннан заявил, что государства «сами совершают грубые нарушения» в войне с терроризмом. За этой фразой скрывалось предупреждение о том, что цивилизованный мир создал себе «врага цивилизации».

Господин Аннан закрепляет свою мысль, отмечая, что миру должна предшествовать справедливость: «терроризм будет побежден только тогда, когда мы будем решать политические споры и конфликты, обеспечивающие ему поддержку. »
После терактов 11 сентября и обращения Джорджа Буша, заявившего «вы или с нами или с террористами», никто не осмелился озвучить мысль о том, что причиной этих терактов были действия Соединенных Штатов. Кофи Аннан нарушил это табу и разрушил упрощенческий миф, поддерживающий полярность между «нами хорошими» и «ими плохими». Монополия на терроризм не принадлежит Ближнему Востоку, точно так же, как терроризируют не только «Коалицию добра». Такой пересмотр пропаганды показывает, что у наших цивилизаций общего больше, чем можно было ожидать.

Дело не в том, что я мусульманин и говорю по-арабски; и быть мусульманином не значит быть террористом или менее обеспокоенным за свою страну, чем «настоящий австралиец». Бомба не выбирает своих жертв. У наших сообществ еще больше причин для беспокойства, ведь мы страдаем еще и от ненависти, которую вызывает насилие.
Если население боится террористических атак, не осуждайте граждан. Реакция американцев, а значит и союзной Австралии, закладывает основу для будущего насилия. Именно эту причинно-следственную связь подчеркнул Кофи Аннан.

« ООН, понесшая двойной ущерб, нуждается в реформировании »

A doubly damaged U.N. needs to change
International Herald Tribune (США)

[Автор] Рамеш Такур (Ramesh Thakur) - помощник генерального секретаря ООН.

[Тезисы] Если США являются необходимой мировой силой, то Организация Объединенных Наций – необходимым международным правительством. ООН - единственная организация, обладающая правом действия от лица всех стран.
Вашингтон был прав, критикуя неспособность ООН противостоять реальным угрозам, но Джордж Буш поступил неправильно, перешагнув через эту организацию.
От этого шага ООН понесла двойной ущерб: в воюющих странах – потому, что не дала свое разрешение, во всех остальных – за то, что не смогла предотвратить все это. Организация вынуждена брать за основу новые международные реалии.

Чтобы избежать возникновения режима, подобного режиму Саддама Хусейна, разумно действовать упреждающе, например, помешать вооружаться Северной Корее. Из-за Ирака ООН потеряла своего важнейшего исполнительного агента – США. Да, нужно было выступить против Саддама Хусейна, но делать это без санкции ООН – незаконно.
ООН – наша единственная надежда на единство в таком многообразном мире, где глобальные проблемы требуют многосторонних решений. Возможно, тревоги о том, что ООН подчинится желаниям американцев и их требованиям начинать все новые и новые войны, малообоснованны.

Администрация Буша перешагнула через ООН не из необходимости, а потому что ей так захотелось. 11 сентября – не причина, а лишь оправдание для этой войны. Эта мысль разделяется многими, заставляя отвергать покорность, подорвавшую законность и авторитет ООН.
Настало время реформировать эту организацию, сделать ее эффективной, оперативной, с хорошо налаженными гуманитарными службами.

« Что хорошо для России, хорошо и для Америки »

What’s good for Russia is good for America
New-York Times (США)

[Автор] Роберт Макфарлан (Robert McFarlane), с 1983 по 1985 гг. – советник по национальной безопасности, возглавляет консалтинговую компанию в области энергии и окружающей среды в Вашингтоне.

[Тезисы] Встреча Джорджа Буша и Владимира Путина в Кэмп Дэвиде может способствовать углублению американо-российских отношений. Печальный опыт обеих стран, пострадавших от терроризма, и их заинтересованность в стабильности на Ближнем Востоке могли бы привести к сотрудничеству в области ускорения восстановления Ирака и прекращения насилия.
Атаки на Всемирный торговый центр и московский театр вызвали решимость противодействовать террористической угрозе. Операция в Афганистане стала плодом эффективного сотрудничества. Россия и Америка признают опасность, которую представляет иранское и северокорейское ядерное оружие.

Владимир Путин выразил готовность помочь Соединенным Штатам на Ближнем Востоке в рядах международных сил (даже если они будут находиться под американским командованием), действия которых санкционированы Советом Безопасности ООН. Еще шесть месяцев назад такая позиция была бы немыслимой.

Соединенные Штаты заинтересованы в предоставлении России более активной роли в Ираке, так как русские лучше знают иракскую инфраструктуру (в конце концов, они создали большую ее часть).
Россия, как и Америка, движима не только альтруистическими побуждениями: в обмен на материальную и финансовую помощь в восстановлении страны Россия требует соблюдения всех нефтяных контрактов, подписанных до начала войны. США должны согласиться с этим, так как никаких законных оснований для аннулирования контрактов нет.
Деятельность России окажет серьезное влияние на самооценку россиян, оценку своих руководителей, страны и ее роли в международных отношениях. Последние 10 лет для российского народа были очень тяжелыми в моральном плане. Соединенные Штаты не должны выбирать между Россией и Европой, они заинтересованы в сотрудничестве с обеими.

« Кивок Кондолизе »

A nod to Condoleeza
Haaretz (Израиль)

[Автор] Дэвид Ландау (David Landau) автор бестселлера о Генри Киссинджере. Его последняя книга, Death is not always the winner, посвящена американо-кубинским отношениям.

[Тезисы] Это так просто. Джордж Буш кивает Кодолизе, Кондолиза встречается с Вейсглассом, он передает ее слова Шарону. И Шарон соглашается оставить в покое Арафата, несмотря на все угрозы депортации или убийства. До прихода Ариэля такая же процедура остановила строительство разделительной стены.
Большинство министров в израильском правительстве подчиняются Вашингтону во избежание любого рода конфронтации, так как особые отношения Израиля с США важнее всего остального. Без этой внешней помощи Израиль не выжил бы. Шарон – не израильский Де Голль.
Единственное, что он может сделать – это крикнуть своему союзнику: « спасите нас от самих себя ! »
Спасение Израиля стало жизненно важным американским интересом. После провала правительства Абу Мазена (Abu Mazen) Америка яснее осознала опасность того, что могут быть похоронены все надежды на создание «Двух государств для двух народов». На этой неделе Билл Клинтон заявил в Тель-Авиве, что « любит Израиль больше, чем можно выразить словами », но нужно помнить, что « с каждым годом палестинцев становится больше, они более молоды, бедны и неистовы ».
Создание двух государств выгодно для всех. Джордж Буш со своим прозорливым видением двух мирно соседствующих государств мог бы завоевать поддержку своего народа и всего мира, если бы только кивнул Кондолизе, чтобы она сказала Вейсглассу передать Шарону: «освобождайте территории!».