9 мая в Москве прошло празднование 60-летия победы над фашизмом [1]. Празднования должны были объединить руководителей всех воевавших государств, но эстонский, литовский и грузинский президенты отказались от участия в празднованиях. Отказ участвовать в празднованиях, продемонстрировал новый виток напряженности в отношениях стран на постсоветском пространстве, где Россия и США занимаются тем, что Збигнев Бжезинский называл "большой игрой". И в этой игре, история, или скорее, ее интерпретация, играет большую роль.

Пресса пристально следила за этими историческими спорами, но все-таки, редкие СМИ заметили что точки зрения каждого – это не только выражение своего взгляда на Вторую Мировую войну, но и прежде всего поддержка мифов, которые помогают оправдывать современные стратегии. Так, в натовских кругах, правилом хорошего тона является подчеркивание сталинских преступлений и германо-советский договор. В то время как сторонники коалиции Париж-Берлин-Москва напоминают о значимости жертв русского народа в ходе войны против нацизма, подчеркивая, что "советское господство" не шло ни в какое сравнение с ужасами гитлеровского режима.
Джордж Буш выразил свое видение мирового конфликта во время своего визита в Латвию. Для президента США, Вторая Мировая война была спровоцирована германо-советским Договором, из-за которого прибалтийские Государства стали жертвой. Впоследствии, эти страны оказались рабами сталинизма из-за Ялтинских соглашений, за которые США должны были испытывать чувство стыда. Но вскоре Вашингтон быстро понял свою ошибку и развязал Холодную войну для борьбы за демократию, в итоге одержав победу, и после распада СССР не будут медлить с победой на Ближнем Востоке, устанавливая там демократические режимы.

Эта трактовка событий объединяет нацизм, коммунизм и исламизм в одном лице, чтобы создать для США роль борцов за свободу. Она использует видение европейцев, которое осуждает Вторую Мировую войну в Европе, не принимая во внимание ее развитие на Ближнем Востоке, и в других регионах мира. Эта позиция позволяет прибалтийским странам, ныне входящим в Нато, откреститься от любого сотрудничества с Рейхом. Одновременно высмеивается конференция в Ялте для того, чтобы дискредитировать принцип совместного решения вопросов. Так же слышна похвала провокации Холодной войны, для оправдания современных войн с терроризмом. Наконец, распад СССР представлен как военная победа США.

Вайра Вике-Фрейберга, откровенно поддерживает этот миф в Тагесшпигель затем в Вашингтон Пост и в Голф Ньюз. Она утверждает, что Латвия не была освобождена в 1945 году, а захвачена вновь, на этот раз Советским Союзом. Между тем, она не позволяет себе зайти так далеко как в своей стране, где [она распространяет антисоветский учебник истории и оправдывает бывших воинов Латышских СС(SS)

Необходимо отметить, что эта фальсификация использует некоторые подлинные факты, скрывая их контекст. Таким образом, они утверждают, что Сталин ненавидел прибалтийские народы, но на этом фоне выглядит странным отсутствие жесточайших репрессий в Прибалтике, таких к которым Сталин прибегал в России с некоторыми народами. К тому же, они лживо утверждают, что прибалтийские государства были захвачены СССР. В действительности, эти страны стремились к Рейху, затем, под прикрытием свободных выборов и выбором большинства, ими стали управлять коммунисты, которые законно попросили присоединения к Советскому Союзу.

Опираясь на Ялтинский опыт, грузинский президент Михаил Саакашвилли, предлагает организовать новую конференцию, подобную ялтинской Вашингтон Пост. Она должна была бы окончательно стереть прошлое и объединить «новые демократии». Под этой формулировкой, он ссылается на свою страну, конечно, так же как на Украину. Они должны будут принять участие в «распространении демократии», так сильно желаемой Вашингтоном, в Белоруссии, на Кубе или в Зимбабве. Ялтинская конференция была признанием США веса СССР в послевоенном мире, новая Ялта будет утверждением их мирового господства во имя всеобщего блага.

Бывший польский руководитель, Генерал Войтех Ярузельский, не разделяет этой точки зрения. Он объясняет в Ди Велт, почему он принял участие в церемонии празднования победы над фашизмом. В качестве ветерана Великой Отечественной войны, воевавшим на восточном фронте, он благодарен Советским людям за спасение Польши от уничтожения нацистами, даже если ценой стала потеря независимости внутри советской системы. Эта точка зрения поддержана бывшим бельгийским министром Гаем Спайтаелсом и журналистами Жаном - Мари Шовье и Владимиром Каллэ в Свободной Бельгии. Авторы восстают против исторической лжи, которая развивается в западной прессе. Согласно им, сегодня существует движение, опершееся на историю Холодной войны, которая стремится к тому, чтобы уменьшить роль СССР в победе против нацизма и пытается реабилитировать группы, которые сотрудничали с Гитлером. Они считают, что нельзя уступать тенденциям, которые развивается от Риги до Киева.

В очень длинном выступлении, предназначенном для французской общественности, опубликованном Газетой "Фигаро", Владимир Путин представил свою версию этого периода и уроки, которые он вынес из этой эпохи. Президент России напоминает, что его страна была жертвой войны и что без СССР победа над нацизмом была бы невозможна. Он осуждает Договор Молотова - Риббентропа точно так же как и Мюнхенские Соглашения. Согласно Путину, эти два протокола следовали одной и той же логике: согласиться с врагом раньше, чем встретиться с ним лицом к лицу; катастрофическая логика, которая не должна быть применена вновь. Относительно Ялты, Путин считает, что эти соглашения не повлекли за собой деление Европы. Напротив, Ялта дала шанс установить сотрудничество между странами для предотвращения новых войн. Наконец, он опровергает аргументы тех, кто утверждает, что Россия отказывается от признания своей вины. Согласно его словам, прибалтийские страны поднимают этот вопрос только для того, чтобы скрыть реабилитацию нацизма. Владимир Путин считает, что европейцы должны вспомнить об уроках прошлого: единственный способ противостоять угрозам состоит в том, чтобы не отворачиваться друг от друга перед лицом опасности, а строить сильную систему коллективной безопасности, а так же не игнорировать агрессию, направленную на другие государства, и, главным образом, отклонять доктрины, позволяющие господство одной страны над другой от имени расы или религии. Наконец, он призывает к созданию большого европейского союза, опорой которого стали бы Москва, Берлин и Париж.

Незадолго до публикации этого выступления, Жак Ширак подчеркнул в своем интервью Известия о долге Франции перед Россией. Он рассказывал о франко-российском партнерстве, представляя Владимира Путина как своего личного друга. Но все-таки, в своих рассуждениях он не зашел так далеко как его российский коллега, обсуждая будущие угрозы, которые надо встречать лицом к лицу. Визит французского президента был отмечен символическим открытием памятника генералу де Голлю в Москве.

Герхард Шредер развивает другую точку зрения в Комсомольской правде, но приходит к тем же выводам, что и его партнеры. Он приносит свои извинения русскому народу за принесенные страдания и называет 9 мая днем раскаяния для своей страны. Он уверяет, что Россия и Германия будут сотрудничать, а тоталитарное прошлое, из которого они сделали выводы, не помешает экономическим связям, налаженным в последние годы.

В США, поездка Джорджа Буша по прибалтийским странам, в Россию и Грузию вызвала новую волну обсуждений об отношениях, которые надо развивать с Москвой. Лос-Анджелес Тайсм дает слово двум исследователям. Эксперт Майкл МакФол, видит простое решение: США должны сотрудничать с Россией только по вопросам безопасности, одновременно готовя свержение Владимира Путина или его преемника на президентских выборах 2008 года. Для этого, необходимо применять те же методы что и в Сербии, Грузии и на Украине. Необходимо снова начать поддерживать российских "демократов", которые будут опираться на грузинский и украинский опыт. Но для бывшего национального советника безопасности США Эжена Румера, эта стратегия кажется утопичной: Путин слишком популярен, реформы США единогласно осуждены населением, и россияне относятся с недоверием к вмешательствам Вашингтона в суверенитет разных стран. Необходимо отказаться от такой доктрины по отношению к России, и налаживать с ней наилучшие отношения.

Понимая, что враждебность российского населения по отношению к Вашингтону блокирует любое действие США, президент "Никсон Центр", Дмитрий Саймс, со своей стороны пытается успокоить россиян в Комсомольской Правде. Согласно ему, в Вашингтоне есть люди, которые хотели бы использовать Грузию и Украину как инструмент борьбы с Россией. Но и руководители Грузии и Украины хотят использовать этих людей, для получения политических преимуществ взамен своей лояльности к деятельности Вашингтона. Но, все-таки, это не является официальной политикой Белого дома. Согласно автору, Джордж Буш желает только плодотворного сотрудничества с Москвой.

Это высказывание выглядит иронично. Обвиняя Россию в том, что она реанимирует сталинские порядки, именно президент США использует уловку хорошего принца и плохих советников, столь часто используемых в тоталитарных режимах, осуществляющих культ личности.

[1определение названия исторических дат - стало идеологическая целью. В данном случае отмечали не конец Второй Мировой войны, а победу над нацисткой Германией. Капитуляция Рейха была подписана 7 мая 1945 года в Реймсе, а бои закончились 8 мая, в тот же день была подписана капитуляция в советской штаб-квартире в Берлине. Западная Европа провозгласила конец войны на следующий день после подписания капитуляции - 8 мая, в то время как Советские люди провозгласили день победы только на следующий день (то есть 9 мая). США были представлены в Реймсе Эйзенхауэром и провозгласили "Викторию в Европе" 7 мая. Тем не менее, США продолжали войну в Тихоокеанском регионе, произведя ядерную бомбардировку Японии, и оккупацию Филиппин. Поэтому, только 31 декабря 1946 года Президент Трумэн провозгласил конец Второй мировой войны.