Затруднительное положение, в котором оказался сирийский режим в результате обвинений Мехлиса, требует взвешенного и точного стратегического подхода, способного помешать возможному введению санкций.

В связи с докладом Мехлиса, Сирия встала перед двойным выбором. Она может занять позицию Саддама Хусейна, то есть отказаться эффективно сотрудничать с ООН и Мехлисом. Это предполагает отказ выдать семерых подозреваемых, чьи имена были упомянуты в докладе. Она также может занять позицию Кадафи, то есть безусловно подчиниться американскому давлению, выдать всех обвиняемых, свернуть химическую и ядерную программы, безоговорочно сотрудничать с американскими службами и политиками и произвести радикальные изменения режима и его направленности.

Проблема состоит в том, что случай Сирии, с ее географическим положением и высшими должностными лицами, обвиненными в докладе, совсем не похож на случай Ливии. Скорее всего, администрация Буша воспользуется докладом, чтобы наложить санкции на режим Ассада. Тем более что он по-прежнему отказывается служить американским интересам в регионе, а американские неоконсерваторы требуют полной покорности арабских лидеров. Сирийский президент останется один на один с американским давлением. Его друзья и друзья его отца покинут его, подчинившись американским приказам, что гарантирует их дальнейшее пребывание у власти.

Доклад Мехлиса позволяет сделать три основных вывода. Первый вывод касается Гази Канаана, чье имя не фигурирует в списке обвиняемых. Это отсутствие ставит под сомнение версию самоубийства и говорит в пользу возможного убийства с целью помешать этому человеку захватить власть и в дальнейшем представлять интересы американской администрации после падения режима Ассада. Второй вывод состоит в том, что ни один арабский лидер не обладает более высоким статусом, чем остальные. Доклад Мехлиса показал, что все телефонные звонки президента Лахуда и других ливанских руководителей записывались где-то в Вашингтоне или Тель-Авиве. Последний вывод касается попыток прямо или косвенно замешать в это дело палестинцев, что послужит в будущем политическим целям в Ливане и Сирии.

Согласие или отказ сотрудничать с Мехлисом по большому счету ничего не изменит. Впрочем, иракский и ливийский опыт показал нам, где начинаются и чем заканчиваются американские требования: унижением и потерей национального и личного достоинства. Кроме того, не следует возлагать чрезмерные надежды на защиту России и Китая от введения санкций ООН по одной простой причине: арабы больше не заслуживают ни доверия, ни уважения.

Источник
Al Quds Al Arabi (Великобритания)

« المأزق السوري الأخطر», َAbdel Bari Atouan, Alquds al-Arabi , 22 октября 2005.