Подавляющее большинство американских и западных СМИ стали обвинять президента Трампа в том, что он несостоятелен и неуравновешен, сразу после объявления о его избрании, когда он ещё ни одной ногой в Белый дом не заходил. Между СМИ и новым президентом началась настоящая битва, в которой они обвиняют друг друга в распространении фейковых новостей.

Почти во всех странах НАТО, и только в них, политики осуждают так называемые фейки или фейковые новости (по-английски fake news). Под этим словом они имеют в виду российскую пропаганду, якобы имеющую место внутри «западных демократий». Страной, наиболее подверженной этой пропаганде, называют Францию, президент которой Эммануэль Макрон заявил о принятии специфического закона по борьбе против «посягательства на демократию», но только «на время предвыборной кампании».

Тот факт, что английское словосочетание fake news получило распространение во всех странах НАТО, хотя оно выражает существующее во всех языках понятие «ложная новость», свидетельствует об англо-саксонском происхождении этой проблематики.

Кампания против фейков берёт начало в НАТО

В 2009 г. на саммите НАТО в Страсбурге президент Обама предложил создать службу «Стратегических коммуникаций» Альянса [1]. Она была создана на базе 77 Бригады британских сухопутных войск и 361 Бригады Гражданских дел американских сухопутных войск (базируется в Германии и Италии), на что потребовалось шесть лет.

Первоначальная задача состояла в препятствовании распространению информации, содержащей обвинения «Глубинного государства» США в организации терактов 11 сентября, а затем к ней добавилась информация, содержащая обвинения англо-саков в планировании «арабских вёсен» и войны против Сирии. Эта информация квалифицировалась как «теория заговора». А теперь всё сводится к тому, чтобы убедить весь мир в том, что Россия ведёт пропаганду в духе СССР и, следовательно, от НАТО отказываться нельзя.

В итоге, Европейский союз в 2015 г. обзаводится «Рабочей группой стратегических коммуникаций» по Востоку (East StratCom Task Force). Она каждую неделю направляет тысячам журналистов краткие обзоры по российской пропаганде. Например, в последнем обзоре, датированным 11 января 2018 г., сказано, что Sputnik утверждает, что в зоопарке Копенгагена хищников кормят бездомными домашними животными. Боже мой, они же угрожают нашим «демократиям»! Очевидно, что даже специалистам нелегко отыскать в этом какие-либо признаки российского вмешательства. В августе того же года НАТО торжественно открывает «Центр стратегических коммуникаций» в Риге (Латвия). А в 2016 г. госдеп США обзаводится «Центом глобального взаимодействия» (Global Engagement Center), у которого те же цели.

Как Фейсбук из пристрастия стал для Хиллари Клинтон врагом

В 2009 г. руководитель Бюро политического планирования Джаред Коэн убеждает госсекретаря Хиллари Клинтон в том, можно совершить в Исламской Республике Иран переворот, используя социальные сети. Правда, эффект, на который рассчитывали, не был достигнут. Тем не менее, два года спустя, в 2001 г. тот же Джаред Коэн, став руководителем Google Ideas, добивается успеха в мобилизации молодёжи Каира. И хотя революция на площади Тахрир не повлияла на общественное мнение страны, ею был порождён миф о возможности пропаганды американского образа жизни через Фейсбук. В результате, Госдеп США стал выделять деньги ряду ассоциаций и правительств с целью вовлечения людей в Фейсбук.

Однако в 2016 г. президентские выборы в США преподносят большой сюрприз. Выскочка и владелец строительной компании Дональд Трамп, обойдя своих соперников, включая Хиллари Клинтон, входит в Белый дом и притом не без помощи Фейсбука. То есть надежда профессиональных политиков из мифа превратилась в реальность, но эта реальность сработала против них. И уже на следующий день ведущие СМИ принялись демонизировать Фейсбук.

Если кто-то думает, что с помощью соцсетей можно вовлечь толпы людей в массовые протесты, то он глубоко ошибается. Всего через несколько дней пользователи начинают думать своим умом. Любая ложь долго не держится. Чтобы добиться долгосрочного изменения в поведении людей, нужно начинать с вербовки и обработки несовершеннолетних [2].

Осознав это, Фейсбук создаёт «Бюро Всемирной политики и предоставления информации правительствам», руководителем которого становится Кати Арбат. Последний намерен возбуждать в людях определённые эмоции в пользу того или иного клиента, но постоянные группы организовывать не намерен [3]. Вот почему президент Макрон предлагает подчинить социальные сети законам только на время предвыборных кампаний. Сам он был избран благодаря дезинформации, осуществлённой одной из газет совместно с Фейсбуком в отношении его соперника Франсуа Фийона. Руководил этой операцией Жан-Пьер Фуйе [4]. В итоге, опасения Эммануэля Макрона в том, что соцсети в следующий раз будут использованы против него, не расходятся со стремлением НАТО доказать, что в части пропаганды Россия является преемником СССР. В качестве примера, он приводит манипуляцию с его интервью, данное агентству Sputnik о его личной жизни, и распространение этим агентством утверждений о его банковских счетах за рубежом.

Доклад Кристофера Стила

В Соединённом Королевстве молодёжь рассматривает официальную риторику о фейках, как способ затуманивания мозгов, о чём свидетельствует мода на джинсы Fake News.

Во время президентской кампании в США команда Хиллари Клнтон обратилась к бывшему агенту британских спецслужб Кристоферу Стилу с предложением провести опрос общественного мнения в отношении кандидата Дональда Трампа. Бывший руководитель Бюро МИ6 по России известен своими скандальными и до сих пор не подтверждёнными заявлениями. Бездоказательно обвинив Владимира Путина в том, что он является заказчиком отравления Александра Литвиненко полонием 210, он принялся обвинять его в том, что он заманил Дональда Трампа в сексуальную ловушку, чтобы подорвать ему репутацию. Так называемое «Досье Стила» вроде бы случайно попало в руки журналистов, политиков и мастеров шпионажа, и, в конце концов, было опубликовано в печати [5].

То есть получается, что для того, чтобы протолкнуть в президенты свою марионетку и помешать избранию Хиллари Клинтон, хозяин Кремля приказал «своим» СМИ использовать платную рекламу на Фейсбуке для распространения ложной информации о бывшем госсекретаре США. То же самое утверждалось и в разговоре австралийского посла в Лондоне с советником Дональда Трампа [6]. Однако Russia Today и Sputnik вместе взятые израсходовали всего лишь несколько тысяч долларов на рекламу, и не всегда в ней речь шла о госпоже Клинтон, тем не менее, правящая элита США убеждёна в том, что это нанесло серьёзный ущерб демократическому кандидату и её кампании стоимостью в 1,2 миллиарда долларов. В Вашингтоне никак не могут свыкнуться с мыслью, что технологические новинки не позволят манипулировать всем человечеством.

Больше не считается, что Дональд Трамп и его сторонники вели свою кампанию на Фейсбуке, потому что все пишущие и аудиовизуальные СМИ были им враждебны. Зато утверждается, что Фейсбук манипулировался Россией с целью помешать избранию вашингтонского символа демократии.

Бывший сотрудник Кондолизы Райс, затем Хиллари Клинтон, а теперь Эрика Шмидта, Джаред Коэн разделяет сциентистскую философию руководящего состава Google (трангуманизм). По его мнению, можно свергнуть любое правительство путём использования соответствующих алгоритмов в соцсетях.

Юридические привилегии Гугла, Фейсбука и Твиттера

Пытаясь отыскать московские следы, американские СМИ делают упор на то, что такие компании как Гугл, Фейсбук и Твиттер пользуются чрезмерно большими привилегиями: все три компании не несут ответственность за содержание выкладываемой в сети информации. С точки зрения американского законодательства они являются всего лишь носителями информации.

Операции, проводимые Фейсбуком, доказали возможность провоцирования коллективных эмоций, за что компания не несёт никакой ответственности, а это говорит о несовершенстве всей системы.

Тем более, что привилегии Гугла, Фейсбука и Твиттера совершенно необоснованны. Действительно, все три компании используют, по меньшей мере, два способа влияния на контенты. Во-первых, некоторые сообщения они подвергают цензуре либо путём непосредственного вмешательства персонала компании, либо автоматически с помощью скрытых программ. А во-вторых, они распространяют свою точку зрения в ущерб другим мнениям (fact-checking).

Например, Катар в 2012 г. заказал компании Гугл, во главе которой тогда стоял Джаред Коэн, создание программу, позволяющую отслеживать количество дезертирств в Сирийской арабской армии. Нужно было доказать, что Сирия представляет собой диктатуру, и в стране создана революционная ситуация. Однако быстро обнаружилось, что это был настоящий фейк. Число дезертиров в армии численностью в 450000 человек не превысило 25 000. Поэтому Гугл, после непродолжительного использования этой программы, незаметно её удалил.

В течение семи лет Гугл распространяет сводки Сирийской обсерватории прав человека (СОПЧ). В них ежедневно сообщается точное число жертв в обоих противоборствующих лагерях. Однако эти данные просто напросто высосаны из пальца: их никому установить невозможно. Ни одно государство не способно устанавливать каждый день, сколько военных погибло в боях и сколько гражданских лиц убито за линией фронта. Однако СОПЧ, находясь в Соединённом Королевстве, точно знает то, что не могут знать те, кто находится в самой Сирии.

Гугл, Фейсбук и Твиттер далеко не просто носители информации, они эту информацию создают и на этом основании должны нести юридическую ответственность за свои контенты.

Свобода выражения

Нападки со стороны НАТО и президента Макрона на российские СМИ, как телерадиовещательные, так и те, что действуют в сети Интернет, обречены на провал. Тем не менее, следовало бы все новые информационные средства подчинить общему праву.

Принципы, определяющие свободу выражения, легитимны лишь тогда, когда они одинаковы и для граждан, и для всех СМИ. Но сегодня это не так. Хотя общее право и существует, конкретных правил по опровержению или ответу на сообщения в сети Интернет или в соцсетях нет.

Все действующие информационные агентства пытаются задавить новых игроков. Мне вспоминается передовица газеты Le Monde, в которой осуждалась моя работа в сети Интернет на тему об ответственности за теракты 11 сентября. Газету шокировало то, что Сеть Вольтер свободна от финансовых обязательств, от которых Le Monde больше всего страдает [7]. Подобный корпоративизм газета продемонстрировала пятнадцать лет спустя своей рубрикой Décodex. Вместо того чтобы критиковать статьи или видео новых СМИ, Le Monde проводит проверку соперничающих с ней интернет-сайтов на ненадёжность информации. Разумеется, надёжными признаются только те сайты, которые созданы пишущими собратьями, а все другие ненадёжные.

В отношении сайта Сеть Вольтер в рубрике Décodex газеты Monde утверждается : «Сайт Тьерри Мейсана, конспиролога, близкого к сирийскому правительству. Он, в частности, бездоказательно утверждает, что теракт в редакции Charlie-Hebdo был организован Вашингтоном (sic).

Для поддержки кампании против соцсетей Фонд Жан-Жореса (то есть Фонд Социалистической партии, связанной с американским Национальным фондом демократии) опубликовал данные якобы проведённого им опроса [8]. С помощью цифр показано, что те, кто испытывает чувство неудовлетворённости, трудящиеся массы и сторонники Национального фронта очень наивны. Утверждается, что 79 % французов верят в теорию заговора. В качестве доказательства заявляется, что 9 % из них верят, что планета Земля плоская.

Однако ни я и ни один из моих французских знакомых, с которыми я связывался по Интернету, никогда не встречали тех, кто верил бы, что наша планета плоская. Эта цифра, скорее всего, выдумана, и это дискредитирует всё исследование. Наконец, Фонд Жан-Жореса, хотя он связан Социалистической партией, возглавляет генерал Жерар Коломб, ставший министром иностранных дел в правительстве президента Макрона. Этот же фонд два года назад опубликовал доклад, направленный на дискредитацию политических противников системы, которых в докладе называют «конспирологами» [9].

Перевод
Эдуард Феоктистов

[1« Кампания НАТО против свободы слова », Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 5 декабря 2016.

[2По методам пропаганды см. « Техника современной военной пропаганды », Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 20 мая 2016.

[3How Facebook’s Secret Unit Created India’s Troll Armies For Digital Propaganda To Influence Elections”, by Shelley Kasli, Great Game India (India) , Voltaire Network, 23 December 2017.

[4Известный как представитель финансовых кругов, Жан-Пьер Фуйе работал адвокатом в промиттерановской конторе Жантет, помощником руководителя аппарата Лионеля Жоспена, государственным секретарём по Европейским делам при Николя Саркози, главным секретарём Елисейского дворца при Франсуа Олланде и, являясь наставником Эммануэля Макрона, был назначен им послом Франции в Лондоне.

[6How the Russia Inquiry Began: A Campaign Aide, Drinks and Talk of Political Dirt”, Sharon LaFranière, Mark Mazzetti et Matt Apuzzo, New York Times, December 30, 2017.

[7«Le Net et la rumeur», éditorial du Monde, 21 mars 2002.

[8«Le conspirationnisme dans l’opinion publique française», Rudy Reichstadt, Fondation Jean-Jaurès, 7 janvier 2018.

[9« Государство против республики », Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 9 марта 2015.