Чак Хейгел, призванный претворять в жизнь политику Барака Обамы, отказался следовать её изменившемуся курсу. Он предпочёл уйти в отставку.

Следует заметить, что у администрации Обамы больше не существует никаких ориентиров в определении политики национальной безопасности. В мае 2013 года Белый Дом упразднил Президентский консультативный Совет по разведке, а на этой неделе он избавился от своего верного министра Обороны Чака Хейгела. Но главное, он продолжает откладывать публикацию новой доктрины национальной безопасности, которую по закону он должен был представить Конгрессу 7 месяцев назад.

Если в отношении долгосрочных целей (помешать экономическому развитию России и Китая) и средств их достижения (передислоцировать войска из Европы и Залива на Дальний Восток) существуют чёткие директивы, то о целях в отношении арабского мира никто ничего не знает.

Кажется, в 2010 году «арабская весна», которую Государственный департамент готовил долгое время с целью приведения к власти Братьев-мусульман почти во всех странах, была в какой-то степени сюрпризом для президента Обамы. То же самое можно сказать и о смене режима на Украине в 2014 году.

Сегодня одна часть государственного аппарата США борется против Исламского государства, тогда как другая часть того же самого аппарата поддерживает и борется вместе с ним против Сирийской Арабской Республики.

Чак Хейгел письменно запрашивал пояснения у советницы Белого Дома по безопасности, но не только не добился никакого ответа, а был отправлен в отставку без каких-либо объяснений.

Конечно, такой человек не смог ужиться с бюрократией своего министерства, и никто не сомневается ни в его суждениях, ни в том, что его поддерживают высшие офицеры. Он выступал против войны Буша мл. в Ираке и приложил все свои силы на то, чтобы переориентировать американские ВС на защиту национальных, а не частных интересов.

Оба возможные преемники, сенаторы Джек Рид и Мишель Флорнуа, тут же подали полотенчико: они прекрасно понимают, что Чак Хейгел отправлен в отставку не потому, что совершил ошибку, а только потому, что следовал политическому курсу, начертанному президентом Обамой. Внезапно взоры перекинулись на вторую парочку – Боба Уорка и Эштон Картер. Однако мало быть назначенным, нужно будет ещё добиться одобрения Сената, в большинстве республиканского, так что не избежать сложностей.

Пресса рисует весьма странный портрет уходящего министра. Говорят о его честности, очень редком качестве в Вашингтоне, и в то же время упрекают в том, что он не совершил ничего существенного. Однако при назначении ему была поставлена задача не развязывать новые войны, а реформировать Пентагон, что он и начал предпринимать. В первую очередь, он разрубил все мосты между ВС США и Цахалом. Затем он провёл колоссальные сокращения бюджета по всем направлениям, кроме ядерного. За всё время пребывания на посту министра, он постоянно подвергался нападкам со стороны произраильских сил, неоконсерваторов и гей-организаций (финансируемых неконсерваторами).

Путаница, сопровождающая американскую политику в арабском мире, длится с середины 2012 года. В этот период госсекретарь Хиллари Клинтон и директор ЦРУ Дэвид Петрэус, воспользовавшись предвыборной кампанией, начали вторую войну против Сирии, на этот раз с помощью Франции и Катара. После переизбрания на второй срок и увольнения этих «сотрудников», президент Обама сменил всю администрацию и поставил цель установить в Сирии мир. Однако через несколько месяцев обнаружилось, что политический курс парочки Клинтон-Петрэус продолжался без ведома Белого Дома и без участия Пентагона.

Понятно, что президент Обама больше не хозяин в своём доме, как не был им и Джордж Буш мл., и есть все основания считать, что он постепенно склоняется к тому, к чему его ведёт его собственная администрация. Тот, кто объявил о конце политики ядерного сдерживания, войны в Афганистане и Ираке и отказе от войны против терроризма, сегодня делает прямо противоположное - модернизирует и развивает ядерные вооружения, посылает своих солдат в Афганистан и Ирак и пускает в ход заезженную концепцию войны против терроризма.

Отставка Чака Хейгела, следовательно, не является наказанием за его дела - она свидетельствует об изменении политики президента Барака Обамы.

Остаётся понять, что же это за силы, на которые опираются г-жа Клинтон и генерал Петрэус, которые теперь торжествуют. Возможно, речь идёт о тайной власти или это экономические субъекты? Для американской прессы этот вопрос явно не по зубам: она не способна не только объяснить происходящее, но даже дать анализ этой ситуации и, в ещё меньшей степени, ответить на этот вопрос.

В итоге, канцелярии всего мира ждут новые данные, прежде чем делать какие-то выводы. А в это же самое время Пентагон бомбит Исламское государство, которому другие Соединённые Штаты поставляют оружие и которого они финансируют.

В Соединённых Штатах, как и во Франции, президенты сменяют друг друга, но ни одному из них так и не удаётся повлиять на ход событий. И неважно, кто этот президент, республиканец Буш или демократ Обама, Саркози из Союза за народное движение или социал-демократ Олланд – машина неумолимо движется своей дрогой, и никому не известно, кто же ею управляет.

Перевод
Эдуард Феоктистов