Соединённые Штаты стали первым мировым производителем углеводородов. Своё доминирующее положение они используют исключительно для извлечения максимальной прибыли и, не колеблясь, устраняют крупных соперников, погружая народы в нищету. Если при Картере, Рейгане и Буше ст. нефть Ближнего Востока была для США жизненной необходимостью, при Клинтоне мировая торговля нефтью находилась под контролем США, а при Буше мл. и Обаме она стала истощающимся ресурсом, краником от которого они хотели управлять, то при Трампе углеводороды вновь стали чёрным золотом. Тьерри Мейсан коротко описывает эволюцию кровавого рынка углеводородов.
Основой любой экономики является энергоресурсы. Они всегда были главной причиной войн. Раньше можно было заставить работать на плантациях рабов, в XIX веке потребовался уголь, который использовался в тепловых машинах, а сегодня это углеводороды (нефть и газ).
Чтобы скрыть истинные намерения, люди всегда придумывали веские причины для оправдания того, что они делают. Так, мы думаем
– что на Иран наложены санкции из-за его ядерной военной программы (которая впрочем, закрыта в 1988г.);
– что объекты и активы государственной нефтегазовой компания Венесуэлы ПДВСА были изъяты у диктатора Мадуро с целью их передачи команде Хуана Гуайдо (тогда как не второй, а первый является конституционно избранным президентом Венесуэлы);
– что США держат свои войска в Сирии для защиты курдов от диктатора аль-Ассада (тогда как эти курды являются всего лишь наёмниками, не представляющими свой народ, а аль-Ассад избран путём демократических выборов).
Все эти заявления не имеют никакого отношения к действительности. Мы в них верим, если хотим извлечь из этого выгоду.
Мировой рынок
Углеводороды – это самый большой по объёму мировой рынок после продовольствия, вооружения, медикаментов и наркотиков. Вначале им управляли частные компании, а в 60-х годах он перешёл под государственный контроль. По мере экономического развития и появления новых игроков этот рынок стал непредсказуемым. Кроме того, после распада СССР и возврата России, он стал слишком спекулятивным, что приводило к 4-х кратным колебаниям цен.
Кроме того, все месторождения, в конце концов, истощаются. В конце 60-х годов Рокфеллеры и Римсксий клуб распространили информацию о том, что углеводороды имеют органическое происхождение и они, следовательно, истощимы. Однако точное происхождение углеводородов неизвестно. Возможно, они имеют органическую природу, а возможно и нет. В итоге, даже если углеводороды являются возобновляемым ресурсом, то при их безудержной добыче они всё равно истощатся (теория пика Хабберта). Римский клуб изучил вопрос, основываясь на теории Мальтуса, суть которой сводится к тому, что численность населения Земли должна быть ограничена в силу ограниченности природных ресурсов. Вера в истощаемость запасов нефти – это всего лишь аргумент для оправдания желания Рокфеллеров ограничить рост населения бедных стран. За полвека пять раз подряд высказывались предположения о том, что нефть скоро закончится. Однако сегодня открыты месторождения, которых хватит всему человечеству, по меньшей мере, ещё на целый век.
Разная цена добычи (отличается в 15 раз между Саудовской Аравией и США), технические достижения, значительные колебания цены и идеологические разногласия несколько раз приводили к снижению инвестиций. Ввиду продолжительности цикла от поиска месторождения до его разработки, любое недостаточное инвестирование в поиск, эксплуатацию и транспорт энергоносителей вызывает их дефицит через пять лет. По этой причине рынок углеводородов особенно хаотичен.
Мировая политика по углеводородам
Создание в 1960 г. по идее венесуэльца Хуано Пабло Перез Альфонсо Организации стран -экспортёров нефти (ОПЕК) привело к тому, что от нефтяных компаний право назначать цены перешло к государствам-экспортёрам. Передача права вылилась в египетско-сирийскую войну против Израиля в октябре 1973 г. (на Западе её называют войной Судного Дня) и мировой нефтяной кризис, который за ней последовал.
США, будучи первой мировой державой, проводили разную политику в отношении углеводородов.
– Президент Джимми Картер, исходя из того, что его страна нуждалась в энергоресурсах, сделал доступ к нефти Ближнего Востока вопросом «национальной безопасности». Арабы и персы не могли отказать ему в поставках чёрного золота или повысить его цену.
– Президент Рональд Рейган создал в этом регионе (который в то время назвали нефтяными полями) ЦентКом. Для продолжения политики своего предшественника, он провёл переговоры о строительстве постоянных военных баз и начал размешать в этом регионе войска.
– Президент Джордж Буш ст. возглавил международную коалицию и разгромил Ирак, который намеревался сам выбирать себе рынки сбыта и осмелился восстанавливать нефтяные колодца Кувейта, захваченные британцами.
– Президенту Биллу Клинтону и вице-президенту Эл Гору достался в наследство однополярный мир, после распада СССР. Они разрабатывают карту коридоров по всему миру (нефте- и газопроводы, автодороги, железные дороги и линии связи) и планируют военные операции для обеспечения безопасности при их реализации. Например, война в Югославии была проведена с целью строительства 8-го коридора.
– Президент Джордж Буш мл. и вице-президент Дик Чейни, убеждённые в том, что углеводороды были в то время на исходе, развязали целую серию войн, но не для того, чтобы завладеть чёрным золотом, а для того, чтобы контролировать его добычу и распределение. Возвращаясь к мальтусовской теории о неизбежном истощении энергоресурсов, они намеревались завладеть правом определять, кто может их покупать и, таким образом, обеспечить жизнь своим народам.
– Президент Барак Обама воспользовался возможностью добычи в стране сланцевой нефти и газа и обеспечил их добычу. Он надеялся таким образом вывести свою страну из-под мальтусовского проклятия.
– Президент Дональд Трамп пришёл к власти, когда США стали первым мировым производителем углеводородов. Он решил полностью изменить стратегию своей страны по энергоресурсам.
Политика Дональда Трампа
Когда президент Трамп назначил представителя от штата Канзас Майка Помпео директором ЦРУ, мы подумали, что это назначение обусловлено трудностью найти союзника в Республиканской партии, которую он недавно взял штурмом. Но мы упустили из виду, что Помпео с 2006 по 2010 г. г. возглавлял компанию по производству оборудования для добычи углеводородов Sentry International. Он хорошо был знаком с нефтяным рынком и лично знал главных действующих лиц. В это же время президент Трамп назначает госсекретарём Рекса Тиллерсона, возглавлявшего одну из главных нефтяных компаний Exxon-Mobil. Тогда мы пришли к выводу, что энергетическая политика была поставлена в центре внимания его администрации.
Сегодня трудно подвести черту под тем, что сделал Помпео во главе этой секретной службы. Тем не менее, можно считать, что его прежние цели не сильно отличались от сегодняшних. И он их недавно выразил.
Ежегодно консалтинговая компания, созданная признанным специалистом по углеводородам Дэниелом Эргином, организует международные встречи по оценке ситуации по углеводородам. Конгресс Кембриджской энергетической исследовательской организации 2019 г. (с 9 по 13 марта, Хьюстон, штат Техас) стал самым массовым собранием по этой теме. В нём приняли участие исполнительные директора главных компаний из 78 стран. Гвоздём программы стало выступление Майка Помпео. Все участники были предупреждены о важности его речи, и это был единственный момент, когда в огромном зале яблоку некуда было упасть.
Майк Помпео, поприветствовав своих бывших коллег, сообщил о невероятных достижениях нефтяной индустрии США, которые за шесть лет превратились в первого мирового производителя благодаря новой технике добычи сланцевого газа и нефти. Он сообщил о создании при государственном департаменте специальной службы по контролю над энергетическими ресурсами. Теперь все руководители американских компаний должны иметь дело с этой службой. Её цель состоит в оказании помощи по экспорту энергоносителей за рубеж. Взамен компании будут помогать своей стране вести выгодную для неё энергетическую политику.
Последняя будет заключаться в увеличении производства энергоносителей в США при одновременном снижении мировых поставок с тем, чтобы сбалансировать рынок. Именно так стране удастся продавать сланцевую нефть и газ притом, что их добыча обходится очень дорого.
Согласно Помпео, не следует снижать мировое производство до уровня потребления с помощью квот ОПЕК+, как это действует на протяжении двух лет. Для этого достаточно будет закрыть рынки таким производителям, как Иран, Венесуэла и Сирия (недавно здесь были открыты гигантские месторождения, но они не разрабатываются). Значит, вновь будет поднят из архива проект антикарательного закона NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act). Этот проект, различные варианты которого не раз за последние два десятилетия обсуждались в Конгрессе, направлен на ликвидацию суверенитета стран ОПЕК по учреждению ими картеля вопреки антимонопольным законам США. Он позволит осудить в США любую компанию из страны-члена ОПЕК+, даже если она национализирована, и таким образом, используя своё доминирующее положение, конкурировать несмотря на высокую цену.
В конце 2016 г. членом ОПЕК стала и Россия, что позволило повысить цены. Также она согласилась снизить своё производство. Для неё это острая необходимость, так как её экономика страдает от западных санкций, и для неё экспорт углеводородов, наряду с экспортом вооружений, представляет главный источник экспортной выручки. Таким образом, в данной ситуации интересы Москвы и Вашингтона совпадают: не следует насыщать рынок. Поэтому Россия ничего не делает для того, чтобы оказать помощь Ирану в экспорте его нефти и не разрабатывает в Сирии нефтяные поля, на разработку которых её национализированные компании давно получили монопольное право. Не исключено, что и Венесуэле она в этом плане никакой помощи не окажет. По этой причине перевод европейского офиса ПДВСА в Москву задерживается.
Россия, которая спасла Сирию от наёмных джихадистов НАТО, дальше этого никогда не заходила. Она не предпринимает никаких шагов против медленного разрушения некогда процветающей страны. Пока в Сирии не голодают как в Йемене, но всё неизбежно движется именно к этому.
Однако США намерены не только стабилизировать мировую добычу углеводородов, но и контролировать их потоки, и с этой целью Вашингтон оказывает давление на Европейский союз и на входящие в него страны, чтобы они отказались от трубопровода Северный поток-2. Речь идёт о недопустимости зависимости ЕС от российских углеводородов. В случае, если эти усилия увенчаются успехом, Россия устремит свои потоки в Китай, но тот такую же цену оплатить не сможет.
Сейчас США для удовлетворения потребностей ЕС в спешном порядке строят газохранилища для приёма сланцевого газа. А Россия, со своей стороны, предпринимает усилия по скорейшему завершению строительства Турецкого потока, создающего другой путь для поставки газа в ЕС.
Кроме того, министерство финансов США заблокировало все средства по торговле иранской и венесуэльской нефтью, а также поставки нефти в Сирию. Данные, которыми оно располагают, свидетельствуют о том, что ЦРУ начало детально анализировать торговлю нефтью сразу после избрания Дональда Трампа, что говорит о том, что энергоресурсам в политике США отводится центральное место. Отношение Белого Дома к Сирии неоднозначно ввиду того, что Сирия пока не в состоянии сама осуществлять добычу, а Россия всё ещё тянет время. То есть, никакого восстановления страны не допускать, и жизнь людей сделать невыносимой. ЦРУ поддерживает политику саботажа с целью не допустить снабжения страны энергоресурсами. У большинства населения нет газа для обогрева или приготовления пищи. Хуже того, турецкое нефтеналивное судно, транспортировавшее иранский продукт в Сирию, было в феврале этого года повреждено вблизи Латакии. Оно было взорвано, весь экипаж погиб, а нефть вылилась, образовав огромную чёрную лужу, о чём никто из западных СМИ ни единым словом не обмолвился.
Считая, что Хезболла представлена в правительстве Ливана и обслуживает интересы Ирака, администрация Трампа распространила свой запрет по экспорту нефти и на Бейрут. Майк Помпео старается провести новый раздел территориальных вод, так чтобы передать ливанские месторождения под контроль Израилю.
Аналогично, Венесуэла платит Кубе нефтью за её военных советников и медицинских работников. Госдеп США пытается ввести санкции на любой обмен между этими странами ввиду того, что кубинские военные советники считаются виновными в поддержке, которую армия оказывает президенту Мадуро.
О предстоящих переменах
На данный момент политика Дональда Трампа может быть успешной лишь при условии снижения внутреннего спроса. До сих пор углеводороды использовались в стране лишь для заправки автомобилей, поэтому взят курс на внедрение электромобилей. Использовать нефть для выработки электроэнергии будет для США дешевле, чем использовать её напрямую в автомобильных двигателях. Кроме того, электроэнергия может вырабатываться с помощью других источников, имеющихся на территории США, с меньшей стоимостью и стабильной ценой.
Отметим, что развитие электротранспортных средств не имеет отношения к уменьшению выбросов СО2 и понижению температуры на планете. С одной стороны, производство самих аккумуляторов может значительно повысить выбросы СО2, а с другой, электроэнергия, если она вырабатывается с помощью угля, как это имеет место в Германии и Китае, может привести к ещё большим выбросам СО2.
Потребление нефти в мире растёт. Но на мировом уровне она используется не для производства горючего для транспортных средств, а для производства пластмасс.
США позволят Ирану, Венесуэле и Сирии экспортировать углеводороды не раньше 2023 или 2024 г.г. , когда сланцевая добыча начнёт стремительно падать, о чём свидетельствует Международное энергетическое агентство. И тогда геополитическая ситуация вновь кардинально изменится.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter