После падения Мосула я утверждал, что текущая война в Ираке должна интерпретироваться не как деяние ИГИЛ, а как совместное наступление джихадистов и местной курдской администрации с целью реализации американского плана перестройки страны [1]. Я тогда был одинок в этом суждении, и моя точка зрения казалась не соответствующей действительности. Через три недели она стала очевидной.

Создание Курдистана

20 июня Израиль купил у местной курдской администрации нефть, которую она украла в Киркуке, несмотря на озвученное на весь мир предупреждение федерального правительства Ирака [2]. Помощь в транспортировке нефти была оказана ИГИЛом, которое контролирует нефтепровод, и Турцией, которая разрешила загрузку танкера в порту Джейхан.

25 июня политические партии иракских курдов отложили в сторону разногласия и сформировали единый орган самоуправления. До этого они были разделены на две большие коалиции, одну протурецко-израильскую , руководимую Демократической партией Курдистана (ДПК) Барзани, а другую просирийскую, руководимую Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) Талабани. Союз этих двух фракций был бы невозможен без предварительного соглашения между Тель-Авивом, Вашингтоном и Тегераном.

Менди Сафади, друзский политический деятель, обеспечивающий связь между Израилем и боевиками в Сирии, передал Реувену Ривлину от курдской левой Партии в Сирии письмо, в котором поздравил его с выборами в Кнессет и призвал поддержать создание независимого Курдистана на приграничных территориях Сирии и Ирака.

26 и 27 июня британский министр иностранных дел Уильям Хейг нанёс визит в Багдад и Эрбиль. Как и было предусмотрено заранее, он призвал Премьер-министра Нури аль-Малики сформировать совместное правительство, зная, что он это не сделает. Это упражнение в стиле вызвало улыбку лондонской прессы, которая посчитала этот совет «слишком запоздалым» [3]. Кроме того, он обсудил с Массудом Барзани вопрос о будущей независимости Курдистана. Как всегда приход англичан знаменует собой решительный момент.

29 июня израильский Премьер-министр Беньямин Нетаньяху нарушил табу: в своей речи в Институте исследований национальной безопасности тель-авивского университета он заявил, что Израиль поддерживает создание независимого курдского государства. Из-за осторожности он воздержался уточнить его границы, которые могут быть скорректированы со временем [4].

3 июля председатель местного правительства Курдистана Массуд Барзани призвал свой парламент провести референдум по самоопределению. Неудивительно, что Белый Дом публично заявил о своей поддержке «демократичного, плюралистичного и единого Ирака», тогда как вице-президент Джо Байден встретился в частном порядке с главой кабинета г-на Барзани Фуадом Хуссейном и обсудил с ним вопросы по проведению этого референдума.

Трудно представить, что ДПК (многочисленная в Ираке, но малочисленная в Сирии) способна организовать референдум одновременно в двух странах. Следовательно, Вашингтон должен будет довольствоваться Курдистаном, отделённым от сегодняшнего Ирака, и отложить на более поздний срок раздел Сирии и Турции. А в данный период времени он множит тяжкие послания Дамаску, с которым он снова заговорил, и Турции, которая им совершенно не верит.

Вопрос о том, какова будет внешняя политика нового государства, волнует весь мир. До сегодняшнего дня сторонникам Барзани удалось создать островок процветания, но они нацелили его на Израиль. Если этот выбор продолжится, он полностью изменит стратегические отношения во всём регионе.

Призрак Халифата

Тем временем ИГИЛ, который называют Исламским Эмиратом, провозгласил создание Халифата. В пространном лирическом тексте, напичканном цитатами из Корана, заявляется, что в связи с установлением шариата на обширной территории, которую он контролирует в Сирии и Ираке, он пришёл к выводу о том, что настало время Халифата. Он объявляет об избрании своим руководителем Халифа Абу аль-Багдади, и каждый верующий должен ему подчиняться [5]. Фотография нового главы государства не представлена, и никто не знает, существует ли на самом деле аль-Багдади или имя «халифа Ибрагима» всего лишь пугало.

Если взятие севера Ирака было благосклонно воспринято некоторой частью мусульманского мира, есть сомнение в том, что претензия управлять им целиком оценивалась по-другому.

Аль-Каида Исламского Магриба (АКИМ) оказала поддержку «героям Исламского Эмирата». А Аль-Каида Аравийского полуострова (АКАП) послала им наилучшие пожелания успехов и побед. Другие формирования, связанные с Аль-Каидой, такие как Боко Харам в Нигерии и Шабаб в Сомали, вероятно, заявят о своей преданности позднее. Таким образом, осуществляется постепенное превращение Аль-Каиды из международной террористической сети в непризнанное государство.

Как бы то ни было, Исламский Эмират продолжает свою поступь с осторожностью. Он в ограниченных пределах может проводить боевые операции, но старается не задевать интересы Вашингтона и его союзников, включая и тех, кто стал таковыми по обстоятельствам. Так, в Самарре он постарался избежать нападений на мавзолеи шиитских имамов с тем, чтобы не спровоцировать Иран.

Сейчас в Вашингтоне раздаются голоса в поддержку перекраивания Ирака. Так, Майкл Хайден, бывший директор АНБ и ЦРУ высказал на Fox News следующий вердикт: «С завоеванием повстанцами значительной части суннитской территории Ирак практически прекратил своё существование. Его раздел неизбежен». Эти заявления сопровождаются призывами к интервенции. Бывший советник Джорджа Буша, а затем посол в Ираке Джеймс Джеффри истолковал это так: «(Джихадисты) никогда не останавливались, даже в 2010 и 2011 годах, когда я там был. Они были полностью разбиты и потеряли поддержку населения. Мы преследовали их по пятам, и они не смогли подняться. Нет никаких средств их урезонить, нет средств их сдержать, их нужно убивать».

Западная пресса интерпретирует эти позиции как спор между сторонниками раздела Ирака и теми, кто выступает за силовую поддержку единства этой страны. На самом деле, программа Вашингтона предельно ясна: сначала дать возможность джихадистам разделить Ирак (а, возможно, и Саудовскую Аравию) на части, а затем, когда они выполнят свою задачу, покончить с ними.

Потому президент Обама и не спешит, и максимально затягивает дело. В нарушение американо-иракского договора об обороне он направил в Ирак всего лишь 800 человек, в числе которых только 300 военных советников, а остальные обеспечивают охрану американского посольства.

Перевод
Эдуард Феоктистов
Источник
Al-Watan (Сирия)

[1« Вашитнгтон возобновляет проект раздела Ирака » ; « Джихадизм и нефтедобыча » ; « Кто будет следующей целью после Ирака? », Тьерри Мейсан, Al-Watan/Сеть Вольтер, Перевод Эдуард Феоктистов, 16, 23 et 30 июня 2014 г.

[2Israel accepts first delivery of disputed Kurdish pipeline oil”, Юлия Пейн , агентство Reuters, 20 июня 2014 г.

[3« William Hague flies in to Baghdadwith an appeal for unity – but it’s a bit late for that », Патрик Кокберн, The Independent, 26 июня 2014 г.

[4« Address by PM Netanyahu at the Institute for National Security Studies », Служба Премьер-министра, 29 июня 2014 г.

[5« Провозглашение Халифата », интернет-издание Сеть Вольтер, 1 июля 2014.